Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2020
Солнечный сказочник

Солнечный сказочник

23 октября – 100 лет со дня рождения Джанни Родари
Ирина Баранчеева, Рим
23.10.2020
Солнечный сказочник

После Карло Коллоди, «папы» знаменитого Пиноккио, из итальянских писателей только Джанни Родари с его «луковым мальчиком» Чиполлино удалось выйти на международный уровень и встать в один ряд с такими великими сказочниками, как Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм или Шарль Перро.

Как ни странно, но хороших поэтов, писателей и драматургов для взрослых гораздо больше, чем тех, кто умеет словом затронуть детское сердце, чрезвычайно чувствительное ко всякому роду лжи. Быть сказочником непросто. Сказочник – это трудная профессия.

И хотя к жанру сказки в прошлом веке обращались многие известные писатели, но именно Родари поставил в центре своего творчества ребенка, смотрящего на мир незамутненным взглядом, и пригласил его в увлекательное путешествие в «царство Фантазии».

Писатель, педагог, журналист и поэт Джанни Родари родился в семье пекаря 23 октября 1920 года в городке Оменья в Пьемонте. Он рано потерял отца и рано захотел стать самостоятельным. Любя музыку и умея играть на скрипке, он еще школьником вместе с двумя своими друзьями подрабатывал в трактирах, развлекая публику. Одновременно он много учился и читал все подряд – труды Ницше, Шопенгауэра, Ленина, Достоевского, Канта... Благодаря этому его взгляды на жизнь претерпели сложную метаморфозу – от первоначальных симпатий к фашизму и католицизму до приверженности коммунистическим идеалам, понятым как свобода, равенство и братство.

Поворотным моментом в его судьбе стал 1943 год, когда Италия была оккупирована немецкими войсками. На русском фронте погиб один из его самых близких друзей, а его брат был интернирован в концентрационный лагерь в Германию. В тот момент Родари вступает в Сопротивление, а в 1944 году становится членом Итальянской коммунистической партии.

После окончания Второй мировой войны он начинает карьеру журналиста, сотрудничая со многими изданиями, в том числе с органом ИКП, газетой «L’Unità». В основном он ведет рубрики для детей или освещает культурные события, но также пишет статьи на социальные темы, борясь за бОльшую демократизацию общества и меньшую зависимость итальянского государства от католической церкви. В 1950 году, переехав с севера страны в Рим, он создает детскую газету «Пионер», а также организовывает, опираясь на советский опыт, летние пионерлагеря для детей.

Конечно, его симпатии к Советскому Союзу в разгар холодной войны не остались незамеченными, и после публикации его автобиографической книги «Наставление пионеру» в 1951 году Ватикан даже отлучил его от церкви, а некоторые священники сжигали его книгу во дворах своих приходов.

Но Джанни Родари продолжал литературную деятельность. Он писал для детей, стараясь своими сказками, рассказами и стихами посеять в детских сердцах желание добра и справедливости. В 60-е годы, во времена «экономического бума», многие деятели искусства на Западе, как, например, Пьер Паоло Пазолини, забили тревогу из-за растущей унификации людей, превращения их в простых потребителей товаров. Родари был на их стороне. Тоже защищал «бесполезность» и говорил, что она необходима обществу, та «бесполезность, которая не производит товары потребления и не увеличивает капитал».

Он имел в виду, конечно, что самым главным в человеке является его внутренний мир, который может и должен быть красив и наполнен идеалами добра, и этому он учился как раз у детей. Больше того, дети помогали ему в его литературном творчестве. Он начал работать преподавателем начальных классов еще до войны и, читая ученикам свои первые сказки, учитывал при публикации их замечания, иными словами, дети становились его соавторами.

С годами его сказки, фантастические истории и детские стихотворения становились все более популярными и любимыми, как в Италии, так и за рубежом. В 1970 году Родари была присуждена премия Андерсена, которую считают эквивалентом Нобелевской премии в детской литературе.

К самым известным произведениям писателя можно отнести сказки «Путешествие Голубой Стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», а еще «Стихи в небе и на земле» и, конечно, «Приключения Чиполлино», герою которой даже поставлен памятник в селе Мячково Московской области.

Джанни Родари был очень любим в Советском Союзе, и не одно поколение советских детей выросло на приключениях его «мальчика-луковицы», который отважно борется за права бедных с их притеснителями, – принцем Лимоном и синьором Помидором. В 1961 году именно в СССР был снят первый мультипликационный фильм по мотивам этой знаменитой сказки.

А позднее на ее основе был создан чудесный, красочный балет «Чиполлино» на музыку Карена Хачатуряна, который с большим успехом шел в оперном театре в Киеве и в Большом театре в Москве.

Яркий, солнечный мир итальянского сказочника, в котором действуют реальные люди или ожившие игрушки, одухотворенные овощи и фрукты, противостоящие несправедливости и злу, его сказочный мир, в котором проведена четкая грань между добром и злом и где в конечном счете добро торжествует, был и остается очень близок и понятен русской душе с ее вечными поисками абсолюта...

Родари говорил о важности фантазии в жизни человека, считая, что творческий процесс присущ самой человеческой природе. Можно сказать, что своими произведениями он хотел изменить мир, хотел, чтобы дети, вырастая, не теряли ощущения жизни как творчества и не становились простыми потребителями.

Писатель умер в 1980 году на 60-м году жизни и, к счастью для него, не увидел крушения многих из тех идеалов, в которые он искренно верил, а именно, что можно уже на земле создать более справедливое общество.

Однако именно сейчас, 40 лет спустя после его смерти, во времена неуверенности и пандемии, итальянцы как будто заново открывают для себя своего знаменитого сказочника. В юбилейный год Родари педагоги школ, которые теперь больше общаются со своими учениками через социальные сети, чем напрямую, советуют родителям почитать вместе со своими детьми его сказки.

«Сложно делать сложные вещи, – писал Джанни Родари, – говорить с глухим, показывать розу слепому. Дети, научитесь этим сложным вещам: протяните руку слепому, спойте песню глухому, освободите рабов, которые думают, что они свободные люди...»


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Зарема
24.10.2020 10:43
Чудесная статья , спасибо большое.
Е. Д.
24.10.2020 9:56
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Джанни Родари. "Чем пахнут ремёсла?"


Эксклюзив
01.12.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
03.12.2020
Подготовила Мария Максимова
В Эрмитаже проходит выставка изделий фирмы Карла Фаберже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».