Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2024
Солнечный сказочник

Солнечный сказочник

23 октября – 100 лет со дня рождения Джанни Родари
Ирина Баранчеева, Рим
23.10.2020
Солнечный сказочник

После Карло Коллоди, «папы» знаменитого Пиноккио, из итальянских писателей только Джанни Родари с его «луковым мальчиком» Чиполлино удалось выйти на международный уровень и встать в один ряд с такими великими сказочниками, как Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм или Шарль Перро.

Как ни странно, но хороших поэтов, писателей и драматургов для взрослых гораздо больше, чем тех, кто умеет словом затронуть детское сердце, чрезвычайно чувствительное ко всякому роду лжи. Быть сказочником непросто. Сказочник – это трудная профессия.

И хотя к жанру сказки в прошлом веке обращались многие известные писатели, но именно Родари поставил в центре своего творчества ребенка, смотрящего на мир незамутненным взглядом, и пригласил его в увлекательное путешествие в «царство Фантазии».

Писатель, педагог, журналист и поэт Джанни Родари родился в семье пекаря 23 октября 1920 года в городке Оменья в Пьемонте. Он рано потерял отца и рано захотел стать самостоятельным. Любя музыку и умея играть на скрипке, он еще школьником вместе с двумя своими друзьями подрабатывал в трактирах, развлекая публику. Одновременно он много учился и читал все подряд – труды Ницше, Шопенгауэра, Ленина, Достоевского, Канта... Благодаря этому его взгляды на жизнь претерпели сложную метаморфозу – от первоначальных симпатий к фашизму и католицизму до приверженности коммунистическим идеалам, понятым как свобода, равенство и братство.

Поворотным моментом в его судьбе стал 1943 год, когда Италия была оккупирована немецкими войсками. На русском фронте погиб один из его самых близких друзей, а его брат был интернирован в концентрационный лагерь в Германию. В тот момент Родари вступает в Сопротивление, а в 1944 году становится членом Итальянской коммунистической партии.

После окончания Второй мировой войны он начинает карьеру журналиста, сотрудничая со многими изданиями, в том числе с органом ИКП, газетой «L’Unità». В основном он ведет рубрики для детей или освещает культурные события, но также пишет статьи на социальные темы, борясь за бОльшую демократизацию общества и меньшую зависимость итальянского государства от католической церкви. В 1950 году, переехав с севера страны в Рим, он создает детскую газету «Пионер», а также организовывает, опираясь на советский опыт, летние пионерлагеря для детей.

Конечно, его симпатии к Советскому Союзу в разгар холодной войны не остались незамеченными, и после публикации его автобиографической книги «Наставление пионеру» в 1951 году Ватикан даже отлучил его от церкви, а некоторые священники сжигали его книгу во дворах своих приходов.

Но Джанни Родари продолжал литературную деятельность. Он писал для детей, стараясь своими сказками, рассказами и стихами посеять в детских сердцах желание добра и справедливости. В 60-е годы, во времена «экономического бума», многие деятели искусства на Западе, как, например, Пьер Паоло Пазолини, забили тревогу из-за растущей унификации людей, превращения их в простых потребителей товаров. Родари был на их стороне. Тоже защищал «бесполезность» и говорил, что она необходима обществу, та «бесполезность, которая не производит товары потребления и не увеличивает капитал».

Он имел в виду, конечно, что самым главным в человеке является его внутренний мир, который может и должен быть красив и наполнен идеалами добра, и этому он учился как раз у детей. Больше того, дети помогали ему в его литературном творчестве. Он начал работать преподавателем начальных классов еще до войны и, читая ученикам свои первые сказки, учитывал при публикации их замечания, иными словами, дети становились его соавторами.

С годами его сказки, фантастические истории и детские стихотворения становились все более популярными и любимыми, как в Италии, так и за рубежом. В 1970 году Родари была присуждена премия Андерсена, которую считают эквивалентом Нобелевской премии в детской литературе.

К самым известным произведениям писателя можно отнести сказки «Путешествие Голубой Стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», а еще «Стихи в небе и на земле» и, конечно, «Приключения Чиполлино», герою которой даже поставлен памятник в селе Мячково Московской области.

Джанни Родари был очень любим в Советском Союзе, и не одно поколение советских детей выросло на приключениях его «мальчика-луковицы», который отважно борется за права бедных с их притеснителями, – принцем Лимоном и синьором Помидором. В 1961 году именно в СССР был снят первый мультипликационный фильм по мотивам этой знаменитой сказки.

А позднее на ее основе был создан чудесный, красочный балет «Чиполлино» на музыку Карена Хачатуряна, который с большим успехом шел в оперном театре в Киеве и в Большом театре в Москве.

Яркий, солнечный мир итальянского сказочника, в котором действуют реальные люди или ожившие игрушки, одухотворенные овощи и фрукты, противостоящие несправедливости и злу, его сказочный мир, в котором проведена четкая грань между добром и злом и где в конечном счете добро торжествует, был и остается очень близок и понятен русской душе с ее вечными поисками абсолюта...

Родари говорил о важности фантазии в жизни человека, считая, что творческий процесс присущ самой человеческой природе. Можно сказать, что своими произведениями он хотел изменить мир, хотел, чтобы дети, вырастая, не теряли ощущения жизни как творчества и не становились простыми потребителями.

Писатель умер в 1980 году на 60-м году жизни и, к счастью для него, не увидел крушения многих из тех идеалов, в которые он искренно верил, а именно, что можно уже на земле создать более справедливое общество.

Однако именно сейчас, 40 лет спустя после его смерти, во времена неуверенности и пандемии, итальянцы как будто заново открывают для себя своего знаменитого сказочника. В юбилейный год Родари педагоги школ, которые теперь больше общаются со своими учениками через социальные сети, чем напрямую, советуют родителям почитать вместе со своими детьми его сказки.

«Сложно делать сложные вещи, – писал Джанни Родари, – говорить с глухим, показывать розу слепому. Дети, научитесь этим сложным вещам: протяните руку слепому, спойте песню глухому, освободите рабов, которые думают, что они свободные люди...»


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..