Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Собиратель чудес

Собиратель чудес

В Италии впервые экспонируется собрание знаменитого русского коллекционера
Ирина Баранчеева, Рим
09.07.2013
Собиратель чудес

В Турине в роскошных залах «Палаццо Мадама» открылась выставка «Коллекционер чудес. Эрмитаж Базилевского», знакомящая любителей искусства с одним из ценнейших собраний предметов христианского искусства I- XVI веков.

В XIX веке коллекция графа Александра Петровича Базилевского, русского дипломата, жившего в Париже, была хорошо известна в Европе. Его дом на улице Бланш притягивал историков и знатоков искусства, любителей древностей. Каждую пятницу он широко открывал двери для публики, которая могла насладиться несравненной «коллекцией чудес», которую на протяжении многих лет собирал русский исследователь.

В 1884 году Базилевский решил расстаться со своей коллекцией, и Париж с замиранием сердца ждал аукциона – ведь на торги должны были выставить памятники византийского и раннехристианского искусства: церковную утварь романской и готической эпох, изделия из резной кости XIII-XIV веков, рейнские и лиможские эмали XII-XVI веков, венецианское и немецкое стекло, итальянскую майолику, французские и испано-мавританские фаянсы…

Однако неожиданно история приобрела иной поворот. Всю коллекцию решил приобрести на собственные средства император Александр III, который в 1867 году, еще будучи наследником престола, был в Париже по приглашению императора Наполеона III.

Посетив дом графа Базилевского, он увидел несравненную коллекцию собственными глазами. Переговоры о покупке собрания от имени царя вел государственный секретарь А.А. Половцев при посредничестве художника Алексея Боголюбова, и в ноябре 1884 года им удалось с успехом завершить дело.

Таким образом, в 1885 году коллекция, купленная за 5,5 миллионов франков, прибыла в Петербург и была размещена в залах Старого Эрмитажа. Специалисты считают это приобретение одним из наиболее удачных за все время истории музея.

Александр Петрович Базилевский, оставивший по себе яркий след в отечественной и зарубежной истории как один из самых ярких и самобытных коллекционеров, родился в 1829 году на Украине. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XVII века. О его предках ходило немало легенд, в том числе и забавных. Например, одна из них гласила, что прабабка Базилевского была любовницей разбойника, которого она потом сдала в руки полиции, оставив при себе, однако, все награбленные им богатства (которые впоследствии якобы и пошли на покупку редкостей для знаменитой коллекции).

Александр Петрович с юности интересовался искусством и историей. После окончания Московского университета он был зачислен в Государственную канцелярию, но бюрократическая работа быстро надоела ему, и он отправился в двухгодичное путешествие по Индии, откуда привез обширную коллекцию оружия, впоследствии подарив ее сыну.

В 1860 году Базилевский стал сотрудником Министерства иностранных дел, в 1861-1863 годах служил в Русском посольстве в Вене, затем жил в Италии. Однако нетрудно заметить, что дипломатическая работа интересовала его гораздо меньше, чем коллекционирование и изучение древностей. Поселившись в Париже, он окружил себя «всеми нужными материалами для изучения средневекового искусства и составления собрания», как писал он в Императорскую Академию художеств, которая признала его «почетным вольным общником».

Свою уникальную коллекцию Базилевский собрал в основном в Париже, внимательно следя за аукционами и выбирая лишь те предметы, которые входили в круг его интересов.

Благодаря этому его собрание позволяет проследить взаимовлияние восточно- и западнохристианского искусства. Его целью, как он сам говорил, было «собрание работ в непрекращающемся развитии от первых образцов христианского искусства из катакомб до последних примеров эпохи Возрождения». Он хотел доказать, что «уйдя из язычества во II веке и вновь вернувшись к нему в XVI-м, христианское искусство достигло в XII веке своего наибольшего и наивысшего расцвета».

Заслуги Базилевского не остались неоцененными. В 1865 году Александр Петрович впервые участвовал в создании исторического отдела Всемирной выставки в Париже, где представил около 150 экспонатов из своей коллекции, касающихся Средневековья. А в 1878 году предметам из его собрания на Выставке был уже отведен целый зал.

Несмотря на то, что в 20-30-е годы XX века некоторые ценные экспонаты из коллекции А.П. Базилевского в Эрмитаже были проданы за рубеж, это собрание до сих пор остается одним из уникальных и наиболее полных в мире, рассказывающее о христианском искусстве. Об этом в полной мере свидетельствуют и около восьмидесяти различных предметов, которые прибыли из Петербурга в Турин.

Среди них обращают на себя внимание рог-олифант из слоновой кости, являющийся прекрасным примером работы ремесленников в XI-XII веках в южной Италии, предположительно на Сицилии, или стеклянная чаша со сценой «Жертвоприношение Исаака», относящаяся к IV веку и найденная в римских катакобмах.

Особый интерес вызывает ларец-реликварий св. Валерии «Поклонение волхвов» работы лиможской мануфактуры XII века. Ученые склонны считать, что он был сделан в честь торжеств по случаю интронизации герцога Аквитании Ричарда Львиное Сердце в 1172 году – церемония предполагала заключение мистического брака со св. Валерией, покровительницей Лиможа. Еще один редкий экспонат – серебряная статуэтка-реликварий дьякона (св. Стефана), относящаяся к немногим дошедшим до нас образцам мануфактурной работы раннего Средневековья. Эти предметы, кстати, можно видеть на акварели В.П. Верещагина 1870 года, запечатлевшей галерею в парижском доме Базилевского с размещенной в ней частью коллекции.

Экспозиция в «Палаццо Мадама» - лишь первый шаг в сотрудничестве между Эрмитажем и государственными структурами столицы Пьемонта. В будущем музеи планируют проводить совместные выставки, симпозиумы, конференции, а также обмениваться опытом.

В 2014 году в Эрмитаже, в честь 250-летия музея, выступит оркестр Туринского оперного театра, а в 2015 году музей Петербурга привезет в Турин выставку французской живописи XVII-XIX веков. Осенью же города обменяются шедеврами. В Эрмитаже будет выставлен портрет Антонелло да Мессина, а в Италию с берегов Невы приедет «Святое семейство» Рафаэля. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..