Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 февраля 2020
Собиратель чудес

Собиратель чудес

В Италии впервые экспонируется собрание знаменитого русского коллекционера
Ирина Баранчеева, Рим
09.07.2013
Собиратель чудес

В Турине в роскошных залах «Палаццо Мадама» открылась выставка «Коллекционер чудес. Эрмитаж Базилевского», знакомящая любителей искусства с одним из ценнейших собраний предметов христианского искусства I- XVI веков.

В XIX веке коллекция графа Александра Петровича Базилевского, русского дипломата, жившего в Париже, была хорошо известна в Европе. Его дом на улице Бланш притягивал историков и знатоков искусства, любителей древностей. Каждую пятницу он широко открывал двери для публики, которая могла насладиться несравненной «коллекцией чудес», которую на протяжении многих лет собирал русский исследователь.

В 1884 году Базилевский решил расстаться со своей коллекцией, и Париж с замиранием сердца ждал аукциона – ведь на торги должны были выставить памятники византийского и раннехристианского искусства: церковную утварь романской и готической эпох, изделия из резной кости XIII-XIV веков, рейнские и лиможские эмали XII-XVI веков, венецианское и немецкое стекло, итальянскую майолику, французские и испано-мавританские фаянсы…

Однако неожиданно история приобрела иной поворот. Всю коллекцию решил приобрести на собственные средства император Александр III, который в 1867 году, еще будучи наследником престола, был в Париже по приглашению императора Наполеона III.

Посетив дом графа Базилевского, он увидел несравненную коллекцию собственными глазами. Переговоры о покупке собрания от имени царя вел государственный секретарь А.А. Половцев при посредничестве художника Алексея Боголюбова, и в ноябре 1884 года им удалось с успехом завершить дело.

Таким образом, в 1885 году коллекция, купленная за 5,5 миллионов франков, прибыла в Петербург и была размещена в залах Старого Эрмитажа. Специалисты считают это приобретение одним из наиболее удачных за все время истории музея.

Александр Петрович Базилевский, оставивший по себе яркий след в отечественной и зарубежной истории как один из самых ярких и самобытных коллекционеров, родился в 1829 году на Украине. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XVII века. О его предках ходило немало легенд, в том числе и забавных. Например, одна из них гласила, что прабабка Базилевского была любовницей разбойника, которого она потом сдала в руки полиции, оставив при себе, однако, все награбленные им богатства (которые впоследствии якобы и пошли на покупку редкостей для знаменитой коллекции).

Александр Петрович с юности интересовался искусством и историей. После окончания Московского университета он был зачислен в Государственную канцелярию, но бюрократическая работа быстро надоела ему, и он отправился в двухгодичное путешествие по Индии, откуда привез обширную коллекцию оружия, впоследствии подарив ее сыну.

В 1860 году Базилевский стал сотрудником Министерства иностранных дел, в 1861-1863 годах служил в Русском посольстве в Вене, затем жил в Италии. Однако нетрудно заметить, что дипломатическая работа интересовала его гораздо меньше, чем коллекционирование и изучение древностей. Поселившись в Париже, он окружил себя «всеми нужными материалами для изучения средневекового искусства и составления собрания», как писал он в Императорскую Академию художеств, которая признала его «почетным вольным общником».

Свою уникальную коллекцию Базилевский собрал в основном в Париже, внимательно следя за аукционами и выбирая лишь те предметы, которые входили в круг его интересов.

Благодаря этому его собрание позволяет проследить взаимовлияние восточно- и западнохристианского искусства. Его целью, как он сам говорил, было «собрание работ в непрекращающемся развитии от первых образцов христианского искусства из катакомб до последних примеров эпохи Возрождения». Он хотел доказать, что «уйдя из язычества во II веке и вновь вернувшись к нему в XVI-м, христианское искусство достигло в XII веке своего наибольшего и наивысшего расцвета».

Заслуги Базилевского не остались неоцененными. В 1865 году Александр Петрович впервые участвовал в создании исторического отдела Всемирной выставки в Париже, где представил около 150 экспонатов из своей коллекции, касающихся Средневековья. А в 1878 году предметам из его собрания на Выставке был уже отведен целый зал.

Несмотря на то, что в 20-30-е годы XX века некоторые ценные экспонаты из коллекции А.П. Базилевского в Эрмитаже были проданы за рубеж, это собрание до сих пор остается одним из уникальных и наиболее полных в мире, рассказывающее о христианском искусстве. Об этом в полной мере свидетельствуют и около восьмидесяти различных предметов, которые прибыли из Петербурга в Турин.

Среди них обращают на себя внимание рог-олифант из слоновой кости, являющийся прекрасным примером работы ремесленников в XI-XII веках в южной Италии, предположительно на Сицилии, или стеклянная чаша со сценой «Жертвоприношение Исаака», относящаяся к IV веку и найденная в римских катакобмах.

Особый интерес вызывает ларец-реликварий св. Валерии «Поклонение волхвов» работы лиможской мануфактуры XII века. Ученые склонны считать, что он был сделан в честь торжеств по случаю интронизации герцога Аквитании Ричарда Львиное Сердце в 1172 году – церемония предполагала заключение мистического брака со св. Валерией, покровительницей Лиможа. Еще один редкий экспонат – серебряная статуэтка-реликварий дьякона (св. Стефана), относящаяся к немногим дошедшим до нас образцам мануфактурной работы раннего Средневековья. Эти предметы, кстати, можно видеть на акварели В.П. Верещагина 1870 года, запечатлевшей галерею в парижском доме Базилевского с размещенной в ней частью коллекции.

Экспозиция в «Палаццо Мадама» - лишь первый шаг в сотрудничестве между Эрмитажем и государственными структурами столицы Пьемонта. В будущем музеи планируют проводить совместные выставки, симпозиумы, конференции, а также обмениваться опытом.

В 2014 году в Эрмитаже, в честь 250-летия музея, выступит оркестр Туринского оперного театра, а в 2015 году музей Петербурга привезет в Турин выставку французской живописи XVII-XIX веков. Осенью же города обменяются шедеврами. В Эрмитаже будет выставлен портрет Антонелло да Мессина, а в Италию с берегов Невы приедет «Святое семейство» Рафаэля. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».