Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2024
Сказки Кенозерья

Сказки Кенозерья

Фильм «Сказки о Маме. Хождение по мифам русского Севера» был снят на народные деньги
Нина Катаева
09.06.2018
Сказки Кенозерья

31 мая вышел в прокат второй фильм Софьи Горленко, снятый по сценарию Глеба Кузнецова и с той же командой, с которой она делала «Атлантиду русского Севера». Как и первый фильм, «Сказки о Маме» посвящен русскому Северу, подобно граду Китежу уходящему под воду. Заброшены многие деревни, разрушаются деревянные храмы, уезжают люди. И – самое страшное – забываются, уходят в небытие мифы, сказы, былины о необыкновенно щедрой, красивой земле.

Авторы назвали фильм «Сказки о Маме», подразумевая под дорогим именем саму Мать-землю, которую, по их мнению, пока есть кому возрождать. Фильм снят в жанре документальной сказки, этнографического кино, сами для себя создатели называют его – «документальной фантасмагорией». Точно сказано, потому что замысел именно таков – взять реального человека, местного жителя, и устроить ему на экране встречи с духами северной земли. Испугается, убежит прочь? Или, подобно предкам, преспокойно вступит в диалог?..

Главным героем «Сказок» стал Василий Попов, рыбак из деревни Лекшмозеро на севере Архангельской области. В первых кадрах мы увидим его в амуниции странника – в плаще и с котомкой за спиной, дорожный посох он срубит в лесу. А пока Василий плывет по озеру в своей лодке, на другом берегу его ждет сестра Надежда. Она в праздничном старинном наряде, потому что знает, сегодня их семейство будет гидом по волшебным местам Кенозерья. Брат с сестрой осматриваются, вспоминают, что говорила когда-то мама, и Василий, бросив – «Пойду-ка я поброжу…», отправляется в путь. А следом за ним оператор Даниил Сальхов и пилот воздушных съемок Максим Немков, которые покажут вам не только озерную прозрачность и густоту чащ изнутри, но и дивную землю с высоты птичьего полета...

Василий привычно шагает по дорогам вдоль озер, по мхам и болотам, по густой лесной чаще, а на экране то «царство белого гриба» возникнет, то шляпа мухомора во весь экран, то ягоды брусники величиной со сливу будут перекатываться из ладони в ладонь…

Идет наш странник мимо деревень с заколоченными ставнями, а также мимо жилых, где обычный люд занят своей повседневностью, на озерах его то тут, то там поджидают лодки небывалой красоты, и время от времени он нам что-то рассказывает. Например, что в войну, в самый первый год, погибли у деда, один за другим, три сына, не пережил он, слег, да вскорости и – умер… А у Василия, кроме сестры, есть еще брат Николай. Тоже знатный рыбак, через минуту его, улыбающегося, мы видим в лодке у берега. Василий машет ему, и вот уже братья оприходуют сеть, вытаскивая рыбок разных пород. Василий замечает, вроде как невелик улов, а брат отвечает, что ему «лишнего не надо…» И так непривычно видеть на экране людей, которые не в диссонансе с природой…

Но путь странника лежит дальше. Ранняя осень. Природа только-только примеряет наряд с позолотой. И вдруг желтые лепестки на Василия, один за другим. Голову поднимает, а там – русалка на дереве… И хвостом поигрывает… А подруга ее настигнет Василия в лодке и – действительно – снимет весло с уключины. Сняты все эти чудеса в реальном времени и с большим чувством юмора. Весело и страшно одновременно. А тут еще идем мимо дома знатки, знахарки, по-нашему, выглядывающему пустыми глазницами окон, и Василий вещает, как тяжело умирала хозяйка, умоляла людей забрать ее дар, да никто не хотел… Дом, полуистлевший, стоит в зарослях – тоже знак времени.

При написании сценария фильма, кроме личных впечатлений авторов от встреч с местными жителями, были использованы байки из книги фольклористов, главной задачей ставилось воспроизведение, насколько это возможно, «старого мира», потому что, на самом деле, он никуда не ушел, и будет существовать на земле, пока помнят о нем. Поэтому странник наш встречает на своем пути духов северной земли в человеческом обличье, и каждый из них несет свой знак…

Фильм наполнен волшебными звуками – металлофона, гуслей, корнетруба, виолончели и всевозможных звенелок, по словам композитора Марата Файзуллина. Когда Василий в вечернем лесу укладывается спать на лапник, звуки ночного леса обостряются (звукорежиссер Сергей Корнеев), становятся пугающе близкими, но нашего рыбака на понт не возьмешь, он хранит эти звуки в своей памяти, и просыпается радостным в лучах солнца. Медитация продолжается…

В «Сказках мамы» использовались новейшие технологии – воздушная съемка, приемы макро- и астро-«timelapse», когда камера показывает зрителю явления природы, которые не способен увидеть глаз.

Фильм, как и первый, снят методом краудфандинга, то есть финансировался на народные деньги. На платформе Planeta.ru, при участии более 500 акционеров, было собрано более 900 000 рублей.

Софья Горленко и ее команда уверенно занимают нишу этнографического кино, которое еще ждет своих открытий. В добрый путь!..

***

Глеб Кузнецов, сценарист фильма «Сказки о Маме», выпускник истфака МГУ:

– Фильм родился из общения с жителями Кенозерья, мы узнавали истории их жизней, и нам казалось важным, пока эти люди живы, донести их до зрителей. Параллельно нас интересовал местный фольклор, мы проводили свои исследования, и в итоге, основываясь на книге Андрея Мороза и Никиты Петрова «Мифология пространства на русском Севере», нам удалось состыковать эти две темы.

– А откуда пришла идея взять реального человека, который с котомкой за плечами и палкой странника скажет – «Пойду поброжу…» и отправиться в путь по родным местам?

– Образ навеян русской народной литературой XIX – начала XX веков, в которой было такое направление как странничество, книгой «Исповедь странника» в XIX веке зачитывались, редакции православной литературы и сейчас постоянно переиздают ее. Кроме того, есть замечательные по своей выразительности «Дневники» Сергея Нилуса времен его жизни в Оптиной пустыни, где он с абсолютной искренностью, доверяя им, описывает встречи с трудниками, приходившими в Оптину. В этой литературе запечатлен мир русского народного скитальчества, каликов перехожих, паломников, трудников, которые бродили по всей России - от Владивостока до Варшавы, переходя из монастыря в монастырь в поисках правды. Мы применили тот же самый подход, потому что нам он кажется очень русским, в силу природы нашей и национального характера. Ничего не придумывая, мы совместили разные истории в одном фильме.

– Истории, действительно, реальны?

– Да, житель Кенозерья Василий Попов встречается на экране со своей сестрой, братом, рассказывает, как в первый год войны погибли три его дяди, а вскоре, не пережив смерти сыновей, умер и дед. В фильме четко видно, где документальные истории, а где сказочно-фольклорные моменты.

– Про русалок на дереве и в воде, про невесту, которую убирают к свадьбе, надевая на голову коруну с бисерной повязкой, все понятно, а кто это встречает странника на мосту, не давая ему пройти?

– Это «баба в красном», о которой пишут в своей книге Мороз и Петров. А местные байки короткие, обрывочные, в них нет описаний события, просто утверждается, как о факте, что «это было». Так и про «бабу в красном» было известно, что, если встречалась она на пути, добра не жди: либо перенесет тебя в другое место, либо против твоей силы назад поворотить заставит. Местное народное поверье. С этой «бабой», устраивавшей людям, ходившим по полям-дорогам, неприятности, были связаны и другие истории.

Одну пожилую сказочную героиню в северном наряде, которую странник встречает в лесу, и она на его глазах превращается в молодицу, мы назвали Мать-земля. В нашем фильме это архетипичный персонаж, символизирующий обновление Природы, символ Вечности. Надо сказать, что фольклорные персонажи русского Севера – все эти лешие, водянихи, русалки не вполне соответствуют нашим представлениям о сказках, где должно быть их описание, рассказ о том, как они живут, чем занимаются, в северном фольклоре говорится о них как о данности. «Плыл в лодке, встретил русалку, она украла у меня весло» – вот такая сказка. Как выглядит, почему украла – нигде не уточняется.

– Первый ваш фильм «Атлантида русского Севера» был пронизан мыслью о том, что все равно есть подвижники, которые хотят сохранить красоту русского Севера, несмотря на его заброшенность. Так будет, по-вашему, жить эта страна или уйдет под воду?

– Несомненно, будет, там столько богатств – леса, алмазов. Вопрос – в каком виде? Жить так, как жили там люди 100 лет назад, конечно, никто не будет. Как везде, будут жить в обычных домах, держать живность в хлеву, а вот культура может переродиться. Возьмите Америку, хрестоматийный пример, где песни негров – рабов на плантациях переродились в блюз, джаз и рок-н-ролл. У нас тоже люди работали – пряли, вязали, точили, и у них были прекрасные рабочие песни, которые по своему настрою тоже могли быть во что-то переработаны. Но нам все это неинтересно, мы все бросаем-забываем, этот пласт культуры никак не развивается, в лучшем случае перерождается в лубок. И народные коллективы поют эти песни – в некоем искаженном виде, мало кому интересном, будем честны. В итоге все исчезает. И, если культуру Севера сохранять, конечно, это должен быть модерн, некое переосмысление в условиях новой реальности.

– Оправдал ли себя метод краудфандинга, с помощью которого вы сняли оба фильма?

– Во-первых, огромная благодарность людям, которые помогли нам снять этот фильм. Planeta.ru дает возможность тем, кто хочет заниматься искусством, сделать первые шаги. Спасибо этим подвижникам. Но для создания масштабного и качественного продукта нужны гораздо большие суммы, а краудфандинг не позволяет их собирать. Поэтому мы постоянно балансировали между желанием сделать больше и лучше и невозможностью осуществить это...

– Приглашают ли вас на фестивали документального кино?

– К сожалению, ни в Лейпциг, ни в Потсдам нас не взяли. Считаем, по той причине, что фильм настолько русский по духу, что не вписывается в парадигму западного мышления. Так что прокат сейчас самое главное. Для нас очень важно, чтобы фильм был понят российским зрителем.

 

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..