Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 декабря 2020
Рыцарь русской литературы

Рыцарь русской литературы

К 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого
Станислав Зотов
05.09.2017
Рыцарь русской литературы

Он был по отцу выходцем из старинного дворянского, и даже боярского рода Толстых, приходился дальним родственником Льву Николаевичу Толстому, но, как ни странно, по обстоятельствам жизни почти никак не был связан с этим родом. Его воспитала мать Анна Алексеевна Перовская, которая разошлась со своим мужем графом Толстым и уехала с младенцем сыном Алексеем из Санкт-Петербурга, где родился её сын 5 сентября 1817 года (по нов. ст.), на юг, в Малороссию, к своему брату Алексею Алексеевичу Перовскому, имевшему там наследственные имения.

Фамилия у брата и сестры Перовских была искусственная, придуманная их отцом графом Алексеем Кирилловичем Разумовским для своих внебрачных детей. Детей «на стороне» у него имелось много... Но Алексей Кириллович не оставил своих незаконнорожденных чад, добился для них дворянства и звучной фамилии. А кроме того, от этого своего богатейшего родителя (Алексей Кириллович был сыном последнего гетмана Малороссии Кирилла Разумовского) его дети получили в наследство прекрасные имения в тогдашней Черниговской губернии.

В жилах у него текла кровь и московских бояр Толстых, и простых украинских казаков Розумов, из рода которых и вышел славный гетман Малороссии Кирилл Разумовский, прадед писателя. Благодаря своему брату Алексею (фавориту императрицы Елизаветы Петровны) он стал блистательным гетманом, генерал-фельдмаршалом и… президентом Российской академии наук (!). Этот пост он, кстати, занимал более полувека. Богатства его были огромны, так что и правнук гетмана мог позволить себе жить безбедно до конца своих дней в одном из бывших гетманских имений, в Красном Роге, превратившемся в одно из заповедных творческих мест на литературной карте России.

Алексей Константинович мыслил себя прямым наследником древней Киевской Руси, её былинной и гордой славы. Потому немалое, а может, и основное место в его поэтическом творчестве составляют песни и былины, темой которых и стала героическая история Киевской Руси. В её богатырях, князьях, певцах, сказителях и черпал Алексей Константинович образы для своего творчества.

Зачинается песня от древних затей,

От весёлых пиров и обедов,

И от русых от кос, и от черных кудрей,

И от тех ли от ласковых дедов,

Что с потехой охотно мешали дела;

От их времени песня теперь повела,

От того ль старорусского краю,

А чем кончится песня - не знаю…

Вместе с тем Алексей Константинович был вполне современным для своих дней человеком, широко образованным, поработавшим и в архивах Министерства иностранных дел, и в Европе, в дипломатических миссиях. Принадлежность к знатным родам делало его представителем избранного общества, близко стоящего к трону. А если добавить к тому, что с юных лет он был знаком с цесаревичем, наследником престола Александром Николаевичем, будущим «царём-освободителем» Александром II, входил в круг его самых близких друзей, то можете себе представить, какой апофеоз величия и надменности должен был окружать его!..

А на деле всё вышло не так.

Он, получивший домашнее воспитание в имениях своей матери и дяди, среди роскошной южнорусской природы, возросшей среди крестьян Малороссии, дети которых были его друзьями в мальчишеских играх, никогда не отличался надменностью по отношению к простому люду.

Работа в архивах Министерства иностранных дел познакомила его с многочисленными историческими документами, где героические судьбы русского народа предстали перед молодым светским человеком со всей наглядностью. К тому же его дядя Алексей Перовский был не только богатым помещиком, он и прекрасным русским литератором, писавшем под псевдонимом Антон Погорельский. Это он оставил для потомков удивительную сказку о чёрной курице и жителях подземного города. И о мальчике Алёше, который посвящается в тайну этого таинственного царства, да невольно предаёт их, за что потом долго и мучительно раскаивается… Мальчик Алёша из этой, всем известной сказки – и есть будущий поэт, писатель и драматург Алексей Константинович Толстой.

Не сразу он пришёл к творчеству. Светская жизнь долго кружила его по придворным салонам и дипломатическим раутам. Близость ко двору, к наследнику цесаревичу обязывала его выполнять многие придворные функции. Он был и церемониймейстером, и егермейстером при царской особе.

Но самое удивительное то, что в переломные пятидесятые-шестидесятые годы XIX века этот придворный человек становится близким товарищем, даже можно сказать, коллегой известных писателей-демократов, сплотившихся вокруг главного тогдашнего демократического и даже, отчасти, революционного органа - некрасовского журнала «Современник».

Началось с того, что ещё «неистовый» Виссарион Белинский отметил талант молодого писателя, вступившего в литературу с повестью «Упырь». Полумистическая эта повесть была написана живо, и явно носила следы знакомства автора с прозой Николая Васильевича Гоголя.

С Гоголем Алексей Константинович был знаком лично так же, как и с Пушкиным, Жуковским, со всем кругом русских литераторов «золотого века» нашей литературы. Многим он помогал, пользуясь своим влиянием при дворе. Так, молодой Иван Сергеевич Тургенев был обязан Толстому, что не отправился в Сибирь за «крамольную» статью по поводу смерти Гоголя, а только был выслан в свою усадьбу Спасское-Лутовиново. Между тем сам Алексей Константинович на волне демократических преобразований, начавшихся после кончины Николая I и вступлением на престол либерального Александра II, создаёт на страницах «Современника» яркий сатирический образ замшелого николаевского чиновника Козьмы Пруткова, балующегося сочинением нравоучительных стихов и лукавых афоризмов. Вот эти парадоксальные и смешные афоризмы сделали Козьму Пруткова всемирно известной личностью, а заодно и создателей его: Алексея Толстого (перу которого принадлежит большая часть «творчества» Козьмы) и братьев Жемчужниковых.

Как часто бывает, литературный фантом Козьма Прутков отделился от своих авторов и зажил собственной жизнью, приобрёл даже какие-то индивидуальные черты характера. Возможно, создатели Козьмы хотели представить этакого надутого и глупого чинушу, а на деле получился довольно лукавый и въедливый сочинитель, многое подмечающий в окружающей действительности и в человеческих сердцах. Нелишне напомнить некоторые афоризмы Козьмы Пруткова.

«Люби ближнего, но не давайся ему в обман!». «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». «Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется». «В глубине всякой груди есть своя змея». «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе».

Были у Козьмы Пруткова (читай – у Алексея Толстого) шуточки и по поводу отношений мужчины и женщины: «Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни». «Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую только по расчёту».

Странным образом, эти афоризмы оказались пророческими и для самого Алексея Константиновича. Долгие годы он будет добиваться брака с любимой женщиной, которая была женой другого человека. Эта несчастная любовь буквально перевернёт всю его жизнь. Свою возлюбленную, жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (Бахметеву) он встретит на балу в 1851 году. Примерно к тому же времени относится и его знаменитое стихотворение, ставшее благодаря Чайковскому прекрасным романсом:

Cредь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.


Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.


Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой и грустный, и звонкий

С тех пор в моём сердце звучит.


В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь,

Я вижу печальные очи,

Я слышу весёлую речь.


И грустно я так засыпаю

И в грёзах неведомых сплю,

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Произведение это можно назвать шедевром русской лирики. Но дорого стоила эта внезапно вспыхнувшая любовь самому Толстому. 12 лет они с Софьей Андреевной добивались её развода. Но муж её был непреклонным… Светское общество было настроено против них. Впрочем, в отличие от героев романа «Анна Каренина», у Толстого и Софьи Андреевны всё обошлось: они поженились через 12 лет мытарств.

Однако всё это стоило Толстому карьеры при императорском дворе, он подал в отставку. Тем не менее, царь благоволил к своему бывшему любимцу и наградил его орденом св. Станислава – высшей наградой империи за гражданские заслуги.

Сам Алексей Константинович, впрочем, не жалел об отставке, он весь погрузился в литературное творчество. Все главные произведения его жизни были написаны после этих событий.

Ещё Гоголь присутствовал при чтении автором первых глав романа «Князь Серебряный» и одобрил его. Роман этот стал наиболее крупным произведением А.К. Толстого в области прозы. В нём ярко выразилась гражданская позиция автора – неприятие тирании и государственного деспотизма.

Конечно, Толстой идеализирует своего героя, выводя его исключительно благородным, лишённым недостатков человеком. Но ему важно было подчеркнуть разницу между благородным рыцарем князем Серебряным (фигура вымышленная) и тираном Иваном Грозным. Разумеется, описывая царя, Толстой идёт вслед за Карамзиным, ненавидевшим Ивана Грозного. Но роман ведь не учебник истории, и Толстой представляет Грозного не только безжалостным деспотом, создавая крайне трагический, драматический образ правителя России, взвалившего на себя слишком тяжкую ношу...

Дальнейшее развитие образ царя, неукротимого в своих буйствах, но и страдающего от своих пороков, получит у Толстого в его знаменитой драматической трилогии, в пьесах «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». В этой трилогии, писавшейся в 60-е годы XIX века, осуждается государственный деспотизм, когда под карающий Молох самовластья кладётся и правый, и виноватый, когда попирается человеческий закон. Но личность самого Грозного противоречива. Во всяком случае, после трагедий Алексея Константиновича Толстого царь Иоанн Грозный таким и останется в нашей памяти. Более сильный образ Грозного никакому художнику после Толстого создать не удалось.

Всё это: титаническая работа, неурядицы в личной жизни – не могло не сказаться на здоровье писателя. У него открылась сильная невралгия. Он лечился, ездил за границу на курорты, но ничего не помогало. Жизненный путь Алексея Константиновича Толстого оборвался 10 октября 1875 года (по нов. ст.) в его любимом имении Красный Рог в Черниговской губернии (где находится сейчас его единственный в России музей).

Ныне – это Брянская область на границе России и Украины. Его могила, его творчество – словно напоминание нам всем о нашей общей истории, о порушенном нашем единстве.

Певец славянства, лучших качеств славянской души Алексей Константинович Толстой остаётся рыцарем нашей литературы и продолжает сражаться за славянский мир.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом женщин России».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр из Од.
11.09.2017 17:08
Прекрасная личность А.К.Толстой и стихи у него чудесные.
Вы- свет, а я похож на тьму.
Вы - веселы, а я печален.
Вы параллельны ко всему,
А я напротив, вертикален.

Одно плохо - был слишком доверчив и в частности к лжи и клевете на Царя Иоанна Грозного, воспроизведенной в карамзинской "Истории государства Российского".Это привело Алексея Константиновича к созданию ряда произведений, где Царь представляется злобным тираном и фактически клевета на Царя получила поддержку в художественном творчестве, что очень грустно.
Дед Январь
10.09.2017 8:56
А какое хорошее у него стихотворение:
"Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре,
О, не грусти, ты всем мне дорога,
Но я любить могу лишь на просторе
Мою любовь, широкую как море,
Вместить не могут жизни берега..."
(1858)
17 ноября 1972 года я прочитал это стихотворение в только что купленном сборнике Толстой А.К. Стихотворения. Вступ.ст.и прим. А. Тархова. - М.:Худож.лит., 1972. - 128 с.- (серия "Народная библиотека"). - тираж 100 000 экз - Цена 20 коп. Мне было 20 лет и кровь вовсю кипела и бурлила.
Стихотворению - 114 лет. Старое вино и молодые мехи. Или наоборот...
А ещё ведь Алексей Константинович был очень сильным человеком - в одиночку ходил с рогатиной на медведя, запросто мог кочергу завязать узлом, шутя перебрасывал двухпудовую гирю через флигель своей усадьбы. Молодца!..
В серии "ЖЗЛ" есть отличная биография поэта -
Жуков Д. А. Алексей Константинович Толстой.- М.:Мол.гвардия, 1982. - 383 с. - (серия "ЖЗЛ".-Вып.700). - тираж 100 000.
А уж Козьма Прутков - просто чудо из чудес. "Не робей перед врагом : лютейший враг человека - он сам". Принимаясь за дело, соберись с  духом". Отличные афоризмы.  
Читайте, пока живы...
ort
06.09.2017 11:09
Как же не вспомнить здесь его произведение "Змей Тугарин" (1867) ?
Для наших современных "русских патриотов"- было бы весьма полезно. Если бы они были способны усваивать что-либо, кроме своих догм.
ПОЭТ СЕРГЕЙ КАНЫГИН
06.09.2017 7:39
Среди всех стихотворений Алексея Константиновича Толстого мне нравятся прежде всего "Ты, помнишь ли, Мария..." и "И у меня был край родной когда-то...", а также "И.А.Гончарову" (Не прислушивайся к шуму...), "Порой весёлой мая...", "Я вас узнал, святые убежденья...", "Мудрость жизни", "Великодушие смягчает сердца" (Вонзил кинжал убийца нечестивый...) и "Письмо из Коринфа"(пародия на Николая Щербину).
Лесник
05.09.2017 19:14
    Художественный вымысел, противоречащий историческим фактам, вредит верному пониманию истории. Это очевидно.
    Очевидно и то что жесточайшая цензура России в 19-м веке свободно пропустила роман "Князь Серебряный". Почему? Реализатор самодержавной идеи в России, самый выдающийся государственник, очернён искусно написанным сочинением, закрепившим негативный образ Иоанна 4-го в сознании русского общества, вдруг пропущен?
    Всё просто. Монархия в России уже не была самодержавной, а абсолютной.
    Надменной власти очень много. Это гордыню тешит. Духовная связь с народом резко приглушена, временами, при некоторых правителях, полностью утеряна.
    Красочные сочинения должны быть добрыми. Но добро без правды быть не может.






































                                  

































Эксклюзив
01.12.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
03.12.2020
Подготовила Мария Максимова
В Эрмитаже проходит выставка изделий фирмы Карла Фаберже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».