Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 сентября 2021
Рыцарь красоты

Рыцарь красоты

В Новой Третьяковке сегодня открывается масштабная выставка Василия Поленова
Виктор Липатов
17.10.2019
Рыцарь красоты

Экспозиция посвящена 175-летию великого мастера. В ней представлено 150 работ из музеев и частных коллекций  народного художника РСФСР, академика, Члена Товарищества передвижных художественных выставок.

Учитель Поленова Павел Петрович Чистяков говаривал: «Мы, живописцы, народ мимолетный, бездомный». А вот Поленову в бродяжестве, за границей не жилось, как сырой тоской тянуло: «…прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать… Чувствую себя… без почвы, без смысла…».

Путешествовал Поленов много: Италия, Германия, Англия, Испания, Греция, Турция, Египет, Ближний Восток. «Какие Веронезы, какие Кранахи, Вермееры… Макарт — …необузданный фантаст… чудесный Рембрандт…!» Встречался с музыкантами, писателями; в салоне Полины Виардо, куда ввел его Иван Сергеевич Тургенев, знакомился с Ренаном и Золя.

Много писал Венецию. Дома на его картинах высятся белоснежными крепостями, расцвечены пятнами окон и флагов. В ярко-голубой воде красными, бурыми, темно-зелеными змеями бегут блики, отражения лодок и прикорнувших у набережной барок. Их цвет на легкой, пляшущей, искрящейся воде тяжел, сочен, дерево будто плавится солнечным днем. Спустись по ступеням, зачерпни цветастую радугу и хоть ненадолго унеси с собой. Светлым и радостным увидел этот город Василий Дмитриевич Поленов: «Венеция удивительная! Это какая-то творческая фантазия!».

Но отказался писать блудного сына, чтобы вернуться домой, выставил картины, произошла перепалка со Стасовым. Тому вдруг показалось, что у Поленова склад души не русский. И вообще — жить бы ему за границей. А тот только и дышал лесами да полями российскими. Любовь к родине для него, человека образованного и талантливого, имела особый смысл.

В иные времена простая порядочность, нежелание прислуживать, кивать, поддакивать, становиться «во фрунт» — уже само по себе достоинство немалое. Поленов большую часть своей жизни жил именно в такие времена.

Вместе с другим мужественным человеком, художником В.А. Серовым, именно он в 1905 году написал протест в собрание императорской Академии художеств: «Мрачно отразились в наших сердцах страшные события 9 января».

Был глубоко порядочным, совестливым человеком. Это довело его до неврастении, и он познал, что «жизнь — болезнь», но зато не сыщешь в его жизни поступка, которого мог бы стыдиться. Таким, очевидно, родился, таким воспитали — учили гуманности, добру. Его прадед писал «Рассужденье о свободном труде крестьян» под девизом: «Хорошие нравы лучше хороших законов». Отец радовался уничтожению крепостного права. А сам Поленов начал с того, что не ко времени замыслил картину «Заседание Интернационала».

Человек лично храбрый, участвовал в сербо-хорватско-турецкой и в русско-турецкой войнах, был награжден медалью и крестом. Но кровь людскую, огонь сжигаемых жизней не мог запечатлеть на полотне и не хотел — «цвет ее обжигал, слепил глаза».

…Представляется, что однажды, поселившись в Трубниковском переулке, он из окна увидел свой «Московский дворик». И глазам, сердцу, уму, отупевшим от ужасов войны, дворик явился миром, в котором очень хочется жить. А что, собственно, в этом дворике? Не какая-нибудь Венеция с дворцами и гондолами. Куры копошатся. Лошадь понурилась в своей телеге. Малыши на обычнейшей лужайке с обычнейшими ромашками. Женщина спешит с ведром воды. Сушится белье. Деревья да сараюшки. Быт как быт. А приходит ощущение счастья. Смотришь, «выходишь», минуя раму, во дворик, шагаешь тропкой и понимаешь: вот она, жизнь…

Именно «Московским двориком» Поленов дебютировал на выставке передвижников и за него был принят в члены Товарищества.

«Московский дворик» озарен светом радости, бережно хранимого чувства. В нем желанное прикосновение к теплу бытия. Без сентиментальной слезинки, без поклонения. Не станешь на колени, чтобы поцеловать эту землю, но с удовольствием пойдешь по ней, и запоешь, и поваляешься на траве, и блаженно будешь глядеть в бездонную синь, где «белеет облаков летучая гряда».

Все в «Московском дворике» гармонично и мягко. Ничто резким контрастом не разрушает цветового единства. Органично соединяются жилище человека и природа. Все пронизано небесной голубизной и светом. Говорили, что от картины «веет свежестью молодости». Да и писал ее человек молодой — в 1878 году Поленову исполнилось тридцать четыре года. Комментируя картину, цитировали следующее: «В Москве выдуманы слова: приволье, раздолье, разгулье… Голубушка Москва любит маленький беспорядок». Под порядком подразумевалась, очевидно, линия наступающих ампирных особняков. Но уютный дворик (не они ли, эти дворики, создали Москве славу большой деревни) — не беспорядок, а явление высшего порядка, он естествен и необходим, прост и свободен, он как единый аккорд. Дворик исполнен поэзии. Сколько прелести в белой, выгоревшей на солнце детской головке! И в задумчивой фигурке, бредущей к цветку… Картина без недомолвок. Все сказано. И именно в ней находили неисчерпаемую тайну нашей Родины: «…Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого родного быта, неисчерпаемые тайны нашей Родины», — писал М.В. Нестеров. В обыкновенном увидено, узнано необыкновенное. Необыкновенное очарование родного края.

А вот совсем иной Поленов, ранний. Полотно «Сказитель былин Никита Богданов». Никита стар, темен лицом. Напряженно, устало-страдальчески вглядывается он в окружающую жизнь.

И устал как будто не от странствий, а от былин своих — у него в котомке они, а не снедь и одежка. Таскает свои былины Никита по дорогам, по белу свету и раздает людям корявыми, темными руками. Сидит он, всматривается, готовит новую быль — и тогда этот обыкновенный мужик в драной синеватой рубахе, латаных штанах и лаптях поднимается фигурой величавой, этаким всеведом, вот-вот ударит посохом о землю — вода пойдет. Но не в том его сила, а в спокойном взгляде на жизнь. Деревянная стена, к которой он прислонился, светится голубоватым (цвет, особо любимый художником) с желтоватым, согревающим светом, так и кажется, что пахнет она, свежесрубленная, смолой живицей — будто сказочный терем и избушка на курьих ножках перед нами. Но это стена простой избы или даже сарая, рядом колесо от телеги и дуга…

Художники обращались тогда к библейским сюжетам. И Поленов пишет своего Христа. Христос у Поленова как Никита, в позе усталого странника. Усевшиеся вокруг любопытствуют о нем, «одержимом». Теплая дневная сумрачность в картине «Христос и грешница». К утомленному путнику толпа тащит упирающуюся девушку-блудницу. Происходит некое действо, фигуры расставлены, как на сцене, но три нити психологического напряжения связывают картину живым клубком человеческих страстей. Три взгляда. Испуганный, надеющийся — девушки. Цепкий, и уже грустящий о ее неизжитой обыденности, — Христа. В следующую секунду Он скажет: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень…» И фразу эту обладатель третьего, ожидающего, взгляда — всадник на осле — увезет, и разнесет по городам и весям…

Зло пытался Поленов пресекать просветительством, сеять доброе и вечное. Старался, во что бы то ни стало, накормить голодных духом.

Создает народный и школьный театр, в своей усадьбе — музей. После Октябрьской революции его избирают председателем секции народных театров, причем этот председатель сам участвует в оформлении декораций, пишет музыку, больше всех хлопочет, наконец, сооружает передвижной театр-диораму, чтобы показывать крестьянам кругосветное путешествие. За что получает неожиданный «гонорар» — мальчишка дарит ему булочку!

Человек благородных устремлений, Поленов романтик и в личной жизни. «Вы исчезли, я остался, как озаренный светом… Шел снег с дождем, огромные мокрые хлопья так и залепляли лицо, всюду грязно, мокро, пронзительный ветер, а я стоял на ступеньке Вашего крыльца и был несказанно счастлив, и лучшей минуты в моей жизни не было…»

На взгляд черных раскосых глаз скуластой смуглой женщины он натолкнулся случайно, на станции Орел. Любил ее долго и верно. Без взаимности. Много лет спустя она, певица Климентова, так и не нашедшая своего счастья, написала семидесятилетнему Поленову: «Рыцарь красоты! Какое славное наименование дал Вам С. Мамонтов».

А рыцарь красоты все-таки свое счастье нашел. Наташа Якунчикова ждала его долгие годы. Дождалась, стала верной женой и товарищем. «Ты умеешь наслаждаться высоким в искусстве», — говорила она о нем. Жизни без театра, музыки, литературы не представлял. Театрально-музыкальные кружки, рисовальные, акварельные, увлечение старинной русской резьбой, декорационная деятельность, наконец, Абрамцевский кружок Саввы Морозова… А по вечерам они с Наташей читали вслух.

Слишком много для одного человека. Но Поленов был «его величество работником», жадным к познанию и труду, владел не только кистью, но и столярными и огородничьим инструментами.

Он поклонялся Александру Иванову, жил в Альбано, но пейзаж, писанный там великим художником, повторить не посмел. Стоял на перепутье российских художественных направлений и, рождая новое, увязал в приемах старой школы. И здесь отличался четкостью. Редко кто может похвастать такими учениками — Коровин, Архипов, Левитан, Головин, Пастернак… Они пошли дальше учителя: освободили мазок от сковывающих пут гладкописи. Ну, а он оставался Поленовым, не признававшим школ и направлений, делившим художников только на два сорта — талантливый и бездарный.

Обычно Поленова поминают в связи с солнечным «Московским двориком» и уютным «Бабушкиным садом», утверждая, что романтический пейзаж — не его стихия. Да и сам он называл себя представителем пейзажно-бытового жанра. Только вот объясняется он в любви к своей земле, своему краю неспокойно, пылко, как любят в первый раз и как любят на склоне лет — обжигающе. Разве не романтична «Осень в Абрамцеве»? Она вобрала в себя тревожную густоту — зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну. Отсветы этой буйной палитры ткут в воде богатый ковер. Из «холопьего царства» Поленов уходит в мягкий, прекрасный, возвышающий мир природы. Рыжевато-дымчатые кустики в картине «Ранний снег» уселись на снегу, словно зайцы, полоса угасающего осеннего пламени отделяет белую пелену от реки. А надо всем — яркое небо, уже подернувшееся туманом, — нежная переходная пора.

На темной стыни «Заросшего пруда» буровато-красные и зеленые листья кувшинки, пятнышки лилий, как сигнальчики. Временный тупик, застой и ожидание близящейся грозы: что-то произойдет, случится… А когда обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зеленым буйством «Золотой осени», невольно думаешь: как радостно было жить человеку, столь пронзительно ощущавшему природу. «Целую Вашу правую руку, которая создала столько прекрасного…», — искренние слова одного из его учеников.

Молодая Республика Советов одному из первых присвоила Поленову звание народного художника. Нарком Луначарский в день его восьмидесятилетия писал: «В программу нашей партии поставлено требование сделать искусство… достоянием широких масс, и в этом деле… мы всегда являемся продолжателями того пути, на который столь уверенной стопой вступил… Василий Дмитриевич Поленов».

Обладая спокойным и ровным характером, годы свои Поленов прожил беспокойно. Хотел тишины и красоты, не любил осложняющих, неприятных моментов, но, следуя законам своей нравственной системы, то и дело в подобные ситуации и ввязывался.

Был похож на путника, идущего ночью по опасной дороге и норовящего свернуть к желтеющим огонькам дремлющей деревни. А идти-то надо… Шел. И всегда с ним рядом была любимая живопись — «это счастье, эта отрава».


Виктор Липатов (1935-2007) – журналист, писатель, искусствовед.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Тузик
27.10.2019 17:47
А нынешнюю Москву "голубушкой" вряд ли назовут... И двориков таких теперь не отыщешь... Жаль!
Берлин
23.10.2019 3:57
Огромное Спасибо!
Александр из Од.
21.10.2019 8:54
Доминантой в "Московском дворике" является белоснежный храм, которых в матушке Москве было великое множество. В отличии от Питера, например. Писать питерский дворик может только какой-нибудь псих ненормальный, поскольку двор-колодец подавляет своей мрачностью...

ник
20.10.2019 16:45
какой светлый, нерукотворный очерк!
Наталья
18.10.2019 15:08
Спасибо,"Столетие"! Замечательная статья! Каким языком написана! -- РУССКИМ! РУССКИМ ЯЗЫКОМ,чистым,как родник!!!
Марина_
18.10.2019 11:58
Сергей 17.10.2019 18:37

С радостью присоединяюсь к превосходному комментарию.
Сергей
17.10.2019 18:37
Какой замечательный очерк! Чувствуется, что написан мастером о мастере, в духе творчества самого Поленова - легкими мазками. Все на выставку!

Эксклюзив
20.09.2021
Владимир Малышев
Что показали итоги выборов в Госдуму Российской Федерации.
Фоторепортаж
20.09.2021
Подготовила Мария Максимова
В Центральном Доме Российской Армии проходит выставка народного художника России Евгения Корнеева.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.