Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 сентября 2018
Русский мiръ в Риме

Русский мiръ в Риме

О выставке выпускников Академии Ильи Глазунова
Ирина Баранчеева, Рим
18.04.2018
Русский мiръ в Риме

В залах выставочного комплекса «Витториано» в самом центре итальянской столицы проходит выставка «Haec est civitas mea. Это мой мiръ», на которой представлены работы русских художников, продолжающих классические традиции в живописи.

Организованная при участии Правительства и Министерства иностранных дел Российской Федерации, Посольства РФ в Италии, Центра изучения русского искусства в Университете Ca’ Foscari в Венеции и ряда других организаций, экспозиция знакомит публику с творчеством выпускников Академии живописи, ваяния и зодчества им И.С. Глазунова, открывая для итальянцев и гостей Рима новые страницы русской истории и напоминая о давнем взаимодействии наших художественных традиций.

Академия, основанная Ильей Глазуновым в 1987 году в историческом здании, принадлежавшем Московскому Училищу живописи, в котором в прошлом учились или преподавали А.К. Саврасов, И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.М. Васнецов, Л.О. Пастернак и другие, известна своей прочной приверженностью идеалам классической живописи, ориентирующейся на великие образцы античности и Возрождения.

Илья Глазунов считал, что классическая «школа для художника – это крылья, не овладев знаниями которой он навсегда останется дилетантом». Эти слова мэтра приведены и на римской экспозиции, да и само присутствие основателя Академии, ушедшего из жизни в прошлом году, весьма ощутимо. Посетителей встречает его портрет, выполненный его сыном Иваном Глазуновым, куратором выставки и нынешним главой Академии.

О связях Ильи Глазунова с Италией напоминает и серия фотографий, на которых он запечатлен с известными деятелями итальянского искусства – режиссерами Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, оперным певцом Марио Дель Монако – во время работы над их портретами.

Не забыты и давние культурные связи между двумя нашими странами, усилившиеся с конца XVIII века, когда особенно одаренные выпускники Императорской Академии художеств отправлялись на стажировку в Италию, чтобы изучать античность, копировать старых мастеров и затем создавать на этой основе собственные произведения.

В Риме Александр Иванов работал в течение двадцати лет над своей знаменитой картиной «Явление Христа народу». Карл Брюллов при жизни был необыкновенно популярен в Италии и создал здесь портреты выдающихся людей того времени, а также свой шедевр – «Последний день Помпеи». Федор Бруни, Сильвестр Щедрин, Петр Соколов, Федор Матвеев, Сократ Воробьев – вот лишь малый перечень имен художников, работавших в Италии и перенесших на русскую почву традиции ее классической живописи.

Безо всякого сомнения выпускники Академии Ильи Глазунова продолжают именно этот путь.

В их работах поражает прежде всего высочайшая, почти неправдоподобная в наше время техника исполнения, степень овладения живописным мастерством, позволяющая им с легкостью изображать и повседневную жизнь, и эпизоды из Священной истории.

Портреты, пейзажи, историко-религиозные события... Темы для этой выставки выбраны таким образом, чтобы, с одной стороны, рассказать иностранцам о фактах русской истории, а с другой, представить уже знакомых им персонажей.

Портрет Михаила Булгакова кисти Сергея Сутягина, без сомнения, будет оценен зарубежными почитателями автора «Мастера и Маргариты» – романа настолько популярного в Италии, что именем его героини в конце 60-х годов называли многих девочек. То же самое можно сказать и о портрете Александра Скрябина, создателя «Поэмы эскстаза» и «Прометея», которого Александр Пирогов изобразил сидящим у рояля, освещенным солнечными лучами, похожими на отблески пламени...

Пейзажи русской природы, неброской, но пленительной в своей строгой северной красоте, представлены Андреем Трямкиным, Юлией Леньковой, Сергеем Каревым, Василием Кураксой и другими. Яркая работа Сергея Онучкина «Усть-Цильма. Праздник Горки» возвращает нас в незапамятные времена, делая соучастниками архаического представления – языческого поклонения солнцу, «яриле-божеству».

Не менее интересны работы на историко-религиозную тему, такие как большое полотно Екатерины Камыниной, изображающее драматический момент насильственного пострига в монахини первой жены Петра I Евдокии Лопухиной и непроизвольно вызывающее в памяти «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, или картина Сергея Чикуньчикова «Воскрешение отрока Преподобным Сергием Радонежским». А Алексей Шанин попробовал воспроизвести в изящной манере Лансере Екатерину II на прогулке в Царском Селе.

В экспозиции также представлены несколько картин, написанных на сюжеты Смутного времени, весьма понятного нам сегодня. Из них особенно запоминается работа Вячеслава Моргуна «Поляки ведут Святого Гермогена в темницу», которая напоминает о жизни и трагическом конце Патриарха Московского и всея Руси, известного своими воззваниями к русскому народу бороться с интервентами и благословившего оба ополчения на освобождение Москвы от завоевателей. Другая картина – «Иван Сусанин» Максима Фаюстова – рассказывает о подвиге костромского крестьянина, спасшего жизнь Михаилу Романову, имя которого теперь известно всему миру благодаря оперному шедевру Михаила Ивановича Глинки, который, кстати сказать, тоже учился в Италии.

Выставка русских художников в Риме – первое из 250 мероприятий международного культурного проекта «Русские сезоны».

В момент информационных войн и взаимных санкций между Россией и Европой эта инициатива как никогда своевременна, призвана познакомить западную публику с русской культурой, неизменно стремящейся через творчество ее лучших представителей к идеалам гуманизма.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Наталья
17.06.2018 20:08
Большое спасибо организаторам выставки и самим художникам.
Мы увидели эту выставку в один из последних дней в Риме, и как же душевно посмотреть на родину, на ее историю, культуру, природу, религию и духовность. Особенно в сравнении. Ничем мы не уступаем Западным художникам, когда не подражаем им. Когда, используя слова А.Н. Бенуа о В.И. Сурикове: "сохраняем сугубо национальное, когда как Васнецов, внимаем заветам древнерусских художников, сохраняем их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи".
Прол
18.04.2018 23:17
Материал интересный, написан хорошо и со знанием дела. А главное, очень своевременный как по нашим временам. Автору спасибо!

Эксклюзив
17.09.2018
Беседа с историком и политиком, президентом Фонда исторической перспективы.
Фоторепортаж
11.09.2018
Подготовила Мария Максимова
К 190-летию со дня рождения великого русского писателя.