Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 февраля 2020
«Русский след» в итальянской музыке

«Русский след» в итальянской музыке

К столетию оркестра Академии музыки Санта-Чечилия
Ирина Баранчеева
10.04.2008
«Русский след» в итальянской музыке

Ровно сто лет назад, когда дирижер Джузеппе Мартуччи поднялся на подиум римского концертного зала «Аугустео», чтобы продирижировать Третьей («Героической») симфонией Бетховена, началась история оркестра Академии музыки Санта-Чечилия. Это событие оставило важный след не только в музыкальной, но и во всей культурной жизни Италии. Ведь впервые настоящий симфонический оркестр родился в стране, которая до этого питала пристрастие в основном к опере и мелодраме.

Первый итальянский симфонический оркестр (до 1936 года он назывался оркестр Аугустео) родился под счастливой звездой, поскольку с самого момента его основания с ним начали сотрудничать такие выдающиеся дирижеры и гении музыки, как Артур Никиш, Виктор Де Сабата и Густав Малер. В 1916 году за его пульт впервые встал «бунтовщик» Артуро Тосканини, известный своей независимостью. В то время шла Первая мировая война, в которой Италия сражалась против Германии, и все же музыкант любой ценой хотел исполнить музыку обожаемого им Вагнера, но… удостоился свистков и оскорблений возмущенной публики.  

С первых же выступлений римский оркестр привлек к себе многочисленных поклонников в Италии и Европе.

Перечислить всех работавших с ним великих музыкантов просто невозможно. Отрадно отметить и обширное «присутствие» русских музыкантов, оставивших своей след в истории оркестра. По-прежнему одним из наиболее любимых и часто исполняемых в Италии композиторов остается Петр Ильич Чайковский, который, в свою очередь, также любил эту солнечную страну и неоднократно приезжал сюда - сначала как скромный путешественник, ищущий уединения и вдохновения в красоте средиземноморской природы, а впоследствии и как знаменитость, поскольку с 1881 года в Риме начали исполнять его произведения.  

С оркестром Академии музыки Санта-Чечилия выступали как пианисты Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Итальянская премьера «Весны священной» последнего состоялась именно в Риме в 1923 году с оркестром Академии музыки, который, однако, исполнил только первую часть. Целиком симфонию в то время ему осилить не удалось, настолько непривычным, новаторским и сложным показалось музыкантам это произведение. А в 1953 году Игорь Стравинский сам встал за пульт оркестра, чтобы дать концерт, весь сбор от которого был пожертвован в пользу потерпевших от разрушительного наводнения в Калабрии. Случайно или нет, но именно в дни празднования столетнего юбилея оркестра в Италии вышла книга «Разговоры со Стравинским» Роберта Крафта, бывшего учеником, помощником и биографом русского маэстро.  

С 1974 по 1977 годы главным дирижером оркестра был Игорь Маркевич, композитор, родившийся в Киеве в 1912 году, которому Сергей Дягилев заказывал музыку для хореографий Вацлава Нижинского (впоследствии Маркевич женился на дочери танцовщика Кире). Несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, он сумел добиться железной дисциплины и установить в оркестре редкостную рабочую атмосферу. Результаты его сотрудничества с музыкантами были поистине потрясающими.

Например, после гастролей в Германии местная печать была вынуждена признать, что итальянский оркестр исполняет Рихарда Штрауса лучше немецких оркестров.

В разное время за пульт оркестра Академии музыки вставали Александр Гречанинов и Исайя Добровейн, Сергей Кусевицкий и Николай Малько, познакомивший итальянцев с произведениями Дмитрия Шостаковича, Кирилл Кондрашин и Евгений Светланов, Мстислав Ростропович и Владимир Ашкенази. В 90-х годах Юрий Темирканов представил с оркестром редко исполняемую в Италии оперу Чайковского «Иоланта», а Валерий Гергиев – «Огненного ангела» Прокофьева.  

Как видим, за прошедшие сто лет, наполненных концертами, гастрольными поездками (оркестр неоднократно выступал и в России) и записями на лучших фирмах дискографии, музыкантам Академии музыки Санта-Чечилия есть, что вспомнить и чем гордиться. Охватить этот долгий период и рассказать о нем попытался режиссер Антон Джулио Онофри в документальном фильме «Сто, сто один» (имеется в виду сто оркестрантов и один дирижер). Выдающиеся маэстро и рядовые музыканты рассказывают в нем о жизни оркестра, вспоминая исторические концерты и делясь впечатлениями о недавнем турне по Германии, Швейцарии и Австрии. Съемки репетиций, переездов, музыкальных будней и выступлений чередуются с поздравлениями, которые послали оркестру Жорж Претр, Эннио Морриконе и Юрий Темирканов.  

После разрушения в 1936 году концертного зала «Аугустео», чтобы открыть мавзолей императора Августа, несколько десятилетий римский оркестр находился без постоянного пристанища, сменив много концертных площадок, пока в 2002 году ему не был предоставлен только что отстроенный «Аудиториум – Парк музыки», созданный по проекту всемирно известного архитектора Ренцо Пьяно. В этом огромном музыкальном комплексе с рестораном, книжным магазином и детской площадкой, окруженном со всех сторон холмами на окраине Рима, и развернулись торжества. Помимо привычных и ожидаемых юбилейных концертов, на одном из которых присутствовал президент Итальянской республики Джорджио Наполитано, оркестр Академии музыки Санта-Чечилия и его нынешний руководитель Антонио Паппано (на фото) выступили с совершенно особенной инициативой – организовать бесплатный музыкальный марафон. Музыканты дарили слушателям концерты симфонической, камерной и джазовой музыки. Едва заканчивался концерт в одном из залов «Аудиториума», как новый уже начинался в другом. Была организована лотерея, где разыгрывались книги по музыке и компакт-диски. К столетнему юбилею оркестра в «Аудиториуме» открылся Музей музыкальных инструментов, где собраны редкие и ценные экспонаты Запада и Востока, а иные из них поступили в музей из личной коллекции королевы Италии Маргариты.  

В последнее время в Италии много говорится о необходимости уделять больше внимания пропаганде классической музыки. В этом ряду похвальная инициатива коллектива оркестра Академии музыки Санта-Чечилия в полной мере подтвердила то, что вопреки всем мрачным мировым прогнозам об упадке интеллектуальных и духовных ценностей люди по-прежнему нуждаются в высоком искусстве.  

 

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».