Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
«Русский след» в итальянской музыке

«Русский след» в итальянской музыке

К столетию оркестра Академии музыки Санта-Чечилия
Ирина Баранчеева
10.04.2008
«Русский след» в итальянской музыке

Ровно сто лет назад, когда дирижер Джузеппе Мартуччи поднялся на подиум римского концертного зала «Аугустео», чтобы продирижировать Третьей («Героической») симфонией Бетховена, началась история оркестра Академии музыки Санта-Чечилия. Это событие оставило важный след не только в музыкальной, но и во всей культурной жизни Италии. Ведь впервые настоящий симфонический оркестр родился в стране, которая до этого питала пристрастие в основном к опере и мелодраме.

Первый итальянский симфонический оркестр (до 1936 года он назывался оркестр Аугустео) родился под счастливой звездой, поскольку с самого момента его основания с ним начали сотрудничать такие выдающиеся дирижеры и гении музыки, как Артур Никиш, Виктор Де Сабата и Густав Малер. В 1916 году за его пульт впервые встал «бунтовщик» Артуро Тосканини, известный своей независимостью. В то время шла Первая мировая война, в которой Италия сражалась против Германии, и все же музыкант любой ценой хотел исполнить музыку обожаемого им Вагнера, но… удостоился свистков и оскорблений возмущенной публики.  

С первых же выступлений римский оркестр привлек к себе многочисленных поклонников в Италии и Европе.

Перечислить всех работавших с ним великих музыкантов просто невозможно. Отрадно отметить и обширное «присутствие» русских музыкантов, оставивших своей след в истории оркестра. По-прежнему одним из наиболее любимых и часто исполняемых в Италии композиторов остается Петр Ильич Чайковский, который, в свою очередь, также любил эту солнечную страну и неоднократно приезжал сюда - сначала как скромный путешественник, ищущий уединения и вдохновения в красоте средиземноморской природы, а впоследствии и как знаменитость, поскольку с 1881 года в Риме начали исполнять его произведения.  

С оркестром Академии музыки Санта-Чечилия выступали как пианисты Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Итальянская премьера «Весны священной» последнего состоялась именно в Риме в 1923 году с оркестром Академии музыки, который, однако, исполнил только первую часть. Целиком симфонию в то время ему осилить не удалось, настолько непривычным, новаторским и сложным показалось музыкантам это произведение. А в 1953 году Игорь Стравинский сам встал за пульт оркестра, чтобы дать концерт, весь сбор от которого был пожертвован в пользу потерпевших от разрушительного наводнения в Калабрии. Случайно или нет, но именно в дни празднования столетнего юбилея оркестра в Италии вышла книга «Разговоры со Стравинским» Роберта Крафта, бывшего учеником, помощником и биографом русского маэстро.  

С 1974 по 1977 годы главным дирижером оркестра был Игорь Маркевич, композитор, родившийся в Киеве в 1912 году, которому Сергей Дягилев заказывал музыку для хореографий Вацлава Нижинского (впоследствии Маркевич женился на дочери танцовщика Кире). Несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, он сумел добиться железной дисциплины и установить в оркестре редкостную рабочую атмосферу. Результаты его сотрудничества с музыкантами были поистине потрясающими.

Например, после гастролей в Германии местная печать была вынуждена признать, что итальянский оркестр исполняет Рихарда Штрауса лучше немецких оркестров.

В разное время за пульт оркестра Академии музыки вставали Александр Гречанинов и Исайя Добровейн, Сергей Кусевицкий и Николай Малько, познакомивший итальянцев с произведениями Дмитрия Шостаковича, Кирилл Кондрашин и Евгений Светланов, Мстислав Ростропович и Владимир Ашкенази. В 90-х годах Юрий Темирканов представил с оркестром редко исполняемую в Италии оперу Чайковского «Иоланта», а Валерий Гергиев – «Огненного ангела» Прокофьева.  

Как видим, за прошедшие сто лет, наполненных концертами, гастрольными поездками (оркестр неоднократно выступал и в России) и записями на лучших фирмах дискографии, музыкантам Академии музыки Санта-Чечилия есть, что вспомнить и чем гордиться. Охватить этот долгий период и рассказать о нем попытался режиссер Антон Джулио Онофри в документальном фильме «Сто, сто один» (имеется в виду сто оркестрантов и один дирижер). Выдающиеся маэстро и рядовые музыканты рассказывают в нем о жизни оркестра, вспоминая исторические концерты и делясь впечатлениями о недавнем турне по Германии, Швейцарии и Австрии. Съемки репетиций, переездов, музыкальных будней и выступлений чередуются с поздравлениями, которые послали оркестру Жорж Претр, Эннио Морриконе и Юрий Темирканов.  

После разрушения в 1936 году концертного зала «Аугустео», чтобы открыть мавзолей императора Августа, несколько десятилетий римский оркестр находился без постоянного пристанища, сменив много концертных площадок, пока в 2002 году ему не был предоставлен только что отстроенный «Аудиториум – Парк музыки», созданный по проекту всемирно известного архитектора Ренцо Пьяно. В этом огромном музыкальном комплексе с рестораном, книжным магазином и детской площадкой, окруженном со всех сторон холмами на окраине Рима, и развернулись торжества. Помимо привычных и ожидаемых юбилейных концертов, на одном из которых присутствовал президент Итальянской республики Джорджио Наполитано, оркестр Академии музыки Санта-Чечилия и его нынешний руководитель Антонио Паппано (на фото) выступили с совершенно особенной инициативой – организовать бесплатный музыкальный марафон. Музыканты дарили слушателям концерты симфонической, камерной и джазовой музыки. Едва заканчивался концерт в одном из залов «Аудиториума», как новый уже начинался в другом. Была организована лотерея, где разыгрывались книги по музыке и компакт-диски. К столетнему юбилею оркестра в «Аудиториуме» открылся Музей музыкальных инструментов, где собраны редкие и ценные экспонаты Запада и Востока, а иные из них поступили в музей из личной коллекции королевы Италии Маргариты.  

В последнее время в Италии много говорится о необходимости уделять больше внимания пропаганде классической музыки. В этом ряду похвальная инициатива коллектива оркестра Академии музыки Санта-Чечилия в полной мере подтвердила то, что вопреки всем мрачным мировым прогнозам об упадке интеллектуальных и духовных ценностей люди по-прежнему нуждаются в высоком искусстве.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.