Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019

Рози и мафия

Знаменитому итальянскому режиссеру исполняется 90 лет
Ирина Баранчеева, Рим
13.11.2012
Рози и мафия

На последнем Венецианском кинофестивале Франческо Рози получил приз «Золотой лев» за карьеру. На сцену медленно поднялся элегантный пожилой человек, коротко поблагодарил жюри и публику. В одном из недавних интервью режиссер назвал эту награду «запоздалым признанием», но сразу же заметил, что ему приятно получить ее именно сегодня, когда Италия переживает экономический кризис, вызванный не в последнюю очередь моральными проблемами.

Франческо Рози остается «последним из могикан» великого итальянского кинематографа XX века. Он снял много фильмов, от сказок до экранизации опер, но в историю кино вошел прежде всего как гражданский режиссер, как автор фильмов-расследований, в которых через документы и свидетельства очевидцев попытался восстановить художественными средствами наиболее таинственные события итальянской послевоенной жизни.

Франческо Рози родился 15 ноября 1922 года в Неаполе. Его отец, возглавлявший морское агентство, был большим любителем кино и неплохим фотографом-дилетантом. Сам Рози вначале учился на адвоката, а затем иллюстрировал книги для детей и работал на неаполитанском радио.

В 1946 году начинается его карьера в кино, когда он становится помощником режиссера Этторе Джаннини. Позже Рози работает с такими мастерами, как Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Марио Моничелли и Витторио Гассман, у которых он учился «овладению мастерством и поисками истины». Висконти открыл в нем также дар сценариста, и Рози написал сценарии к нескольким фильмам, в том числе «Самая красивая» самого Висконти, где главную роль исполнила Анна Маньяни.

Самостоятельная карьера Франческо Рози как режиссера начинается только в 1958 году, когда он снимает свой первый полнометражный фильм «Вызов», получивший успех у публики и критики. Однако настоящая слава приходит к нему в 60-х годах с так называемыми фильмами-расследованиями: «Сальваторе Джулиано» (1962) и «Руки над городом» (1963).

Первый посвящен жизни сицилийского бандита Сальваторе Джулиано, убитого при загадочных обстоятельствах; второй с удивительным мужеством обличает участие государственных представителей в строительной спекуляции в Неаполе.

Темы, выбранные режиссером для своих фильмов, остаются актуальными и по прошествии многих десятилетий.

Судьба «бандита Джулиано» до сих пор не перестает волновать воображение журналистов, писателей и режиссеров, поскольку этому необыкновенному преступнику удалось соединить в себе страшные преступления с определенными политическими идеями.

Сальваторе Джулиано был не только страстным сторонником независимости Сицилии от Итальянского государства, он хотел сделать остров… еще одним штатом Америки.

Подталкиваемый американскими секретными службами, он вошел в Движение за независимость Сицилии и по его приказу совершил вооруженные нападения на пять казарм карабинеров.

В 1946 году через американского журналиста Майкла Штерна Джулиано передал письмо президенту США Гарри Трумэну с просьбой присоединить Сицилию к Америке. Но его фантастическим мечтам не суждено было сбыться. Бандит был вынужден скрываться от итальянской полиции, а в июле 1950 года его тело было найдено во внутреннем дворе одного из домов городка Кастельветрано.

По официальной версии он был убит в перестрелке с карабинерами, но журналист Томмазо Безоцци, проведя независимое расследование, пришел к выводу, что Джулиано был убит своим родственником и доверенным лицом Гаспаре Пишиотта, вступившим в сговор с представителями государства, и только потом тело было перевезено в Кастельветрано, где и была инсценирована перестрелка.

Пишиотта умер в тюрьме, выпив отравленного кофе. Но детектив под именем «жизнь Сальваторе Джулиано» продолжается и поныне, поскольку многие эксперты считают, что в 1950 году был убит не сам бандит, а его двойник. В 2010 году было принято решение эксгумировать его останки, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки, поскольку итальянские спецслужбы засекретили все документы до 2016 года.

Своими фильмами Франческо Рози заработал славу «самого независимого режиссера итальянского кинематографа».

Он показал политиков, которые ради того, чтобы быть избранными и достичь своих корыстных целей, готовы очаровать граждан дешевой демагогией и соединить свои интересы с интересами преступных организаций.

«В политике моральное негодование ничему не служит. Есть только одна боязнь – быть побежденными», - заявляет герой фильма «Руки над городом».

Серьезным обвинением определенному типу политиков и бизнесменов, готовых ради собственной выгоды идти на сговор с «Cosa Nostra», стал еще один фильм Рози – «Лаки Лучиано» (1973), повествующий о жизни в послевоенном Неаполе известного нью-йоркского гангстера сицилийского происхождения Сальваторе Лукания, известного под именем «Лаки Лучиано».

Осужденный в 1936 году судом Нью-Йорка на срок от тридцати до пятидесяти лет за 90 (!) различных преступлений, он был освобожден из тюрьмы в 1945 году благодаря вмешательству американских спецслужб, которые через него заручились поддержкой мафии перед высадкой на Сицилии.

После войны «счастливчик Лучано» привел в действие широкую сеть наркобизнеса, действовавшую между Италией и США, и умер, как подобает «добропорядочному мафиози», от банального сердечного приступа, тогда как, замечает один из героев фильма (и это мысли самого режиссера!), «этот сукин сын должен был бы окончить свои дни в американской тюрьме».

Франческо Рози остался в истории кинематографа и как автор нашумевшего фильма «Дело Маттеи», посвященного гибели создателя и первого главы энергетического гиганта Eni Энрико Маттеи, и экранизаций романов Маркеса, Карло Леви, рассказа Андрея Платонова «Третий сын».

Последний его фильм «Перемирие» (1997), снятый по роману Примо Леви, рассказывает о мучительном опыте человека, пережившего ужас нацистского лагеря.

Во всем, что делал режиссер, который отмечает свой весьма солидный юбилей, ясно прослеживается стремление не только раскрыть механизмы власти, но и способность преобразовать их в произведение искусства в свете морали.

В современном кино, погрязшем в коммерции, не хватает именно этого – моральных ориентиров. Поэтому сегодня так важен опыт Франческо Рози и так актуальны слова, сказанные им в одном из интервью: «Необходимо иметь силу следовать своим моральным убеждениям».

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Наталья Богородская
15.11.2012 12:01
Дорогая Ирина! Большое спасибо за яркое раскрытие гражданского и творческого таланта Франческо Рози, к сожалению, не достаточно представленного в российских средствах телевидения и кинопроката! Мы от всей души поздравляем Франческо Рози с юбилеем и желаем ему и в дальнейшем творческого духа и крепкого здоровья.
Лаки
15.11.2012 0:03
Режиссер нехилый, сегодня нет таких.

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».