Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 апреля 2020
Рожденные от Евангелия

Рожденные от Евангелия

Памяти писателя Валентина Григорьевича Распутина
Мария Мономенова
17.03.2020
Рожденные от Евангелия

С Валентином Григорьевичем Распутиным мы познакомились в 2007 году, когда во МХАТе им. Горького Татьяна Васильевна Доронина взялась устроить праздник ко дню его 70-летия.

Доронину и Распутина связывали долгие годы почтительной дружбы. Не единожды писатель вставал на защиту МХАТа во дни тяжких гонений, которые устраивали «доронинцам» либералы, желавшие уничтожить национальный театр и заполучить роскошное здание в самом центре Москвы. Как известно, нет более проверенной и надёжной дружбы, чем фронтовая – стоящие по одну сторону баррикады два русских гения представляли мощную связку, против которых на тот момент не мог пойти никто.

В то время на сцене МХАТа уже очень давно шёл спектакль «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Григорьевича – шёл уверенно и с неизменным успехом, правда, давали его нечасто. Необыкновенно русский и очень атмосферный – это был спектакль для избранных. Говорят, Распутин – писатель-деревенщик. Однако со времён МХАТовской «Матёры» я так и не смогла понять, почему. Какое-то прокрустово ложе для великана. Нет, в моём представлении творчество Распутина – это русский космизм, или мистический реализм. Произведения писателя привольно существуют в пределах христианской эсхатологии, а по своей глубине и многослойности напоминают более всего притчи, в которых говорится прикровенно, ненавязчиво, но неизменно о вечном.

Работая во МХАТе, я не пропустила ни одной «Матёры» и знала текст повести фактически наизусть. Перед зрителями поднималась огромная и страшная тема «гибели», как катастрофической неизбежности...

Конечно же, «Прощание с Матёрой» Распутина на самом деле было прощанием с Россией. Сама Россия уходила под воду, унося с собой царственное величие помазанницы Божьей на века.

Боль страдающего сердца писателя обострялась до крестной, пронизывала всё сценическое пространство, глубоко раня сердца зрителей и моё тоже. Распутин оказался, в высшей степени, художником реалистическим, и было совершенно невозможно отделить пространство художественного вымысла от того, что происходило в то время в стране, в умах и сердцах людей. Я столкнулась с настоящим таинством и подлинным искусством. Конечно же, любовь к творчеству Распутина не была для меня случайной.

В силу возраста и личных особенностей в юности я много чувствовала, но мало понимала – жила как-то более интуитивно, на ощупь. Точнее, даже не жила, нет… выживала. Это было какое-то маленькое мученичество – поиск себя в мире, в котором моей душе словно не было места, где неизбежно я оказывалась чужой: не вписывалась, не могла смириться – пропадала. Поэтому на тот момент Распутин и стал моим «alter ego», ведь он тоже – будто бы не жил, не вписывался. В нём чувствовался сильный надлом. Да, он был великим и безмерно талантливым человеком, а я простой девчонкой, ещё совсем недавно студенткой – но болели мы с ним одной болезнью. Поражало, главным образом, то, как человек претворял свою боль в творчество. Моё «небытие» меня уничтожало, спихивало на обочину жизни, а его «небытие», каким-то чудесным образом, созидало.

На воспалённом нерве страдающей души рождались потрясающие по глубине и драматизму произведения литературы. Глядя на подвиг жизни писателя, я постепенно понимала, как, каким образом в этом уходящем под воду русском мире можно выживать.

Несмотря на то, что Распутина считали «певцом конца», почти все произведения которого пронизаны русской эсхатологией, для меня он вдруг стал писателем жизнеутверждающим. Пройдут какие-то полгода, и я пойму, как много света зиждилось в трагедии Распутина, жизнь которого обреталась вопреки и руководилась законами божественной логики, не имеющей с человеческой ничего общего. Здоровое созидательное «бытийство» Распутина-человека вдохновляло и вселяло надежду – долгожданную и вполне выстраданную …

«Мученичество не для того, чтобы умирать, но для того, чтобы жить вечно» – в прикровенном разговоре скажет мне позже Валентин Григорьевич. Удивительно, но мне, на тот момент ещё не воцерковлённой, откроется именно духовный смысл сказанного писателем. Более того, вскоре слова Распутина прорастут в душе и станут принципом жизни. И это было, конечно же, от Бога!

Первый раз вживую я увидела любимого писателя в кабинете Дорониной. Обсуждали сценарий юбилейного вечера. Обсуждали – это, конечно, громко сказано. Распутин молчал. Он очень смущался и не смел глаз поднять на великую русскую актрису. Но ведь и он был великим, уже давно признанным, любимым и востребованным. Словом, я была поражена! Какая-то необычайная чистота и скромность.

Под конец «обсуждения» Валентин Григорьевич, точно извиняясь, аккуратно спросил у Татьяны Васильевны: «А может, всё-таки не надо?». Имея в виду, что не стоит вообще затевать никакого вечера, все эти банкеты, гости… не любил он пафоса – всего показного не любил.

Потом стали подавать чай с пирожками, которые испекла Светлана Ивановна, супруга Валентина Григорьевича. «А это наша Марья, – неожиданно произнесла Татьяна Васильевна, и я вздрогнула, – Маша Мономенова, она к нам из газеты «Советская Россия» пришла». Гости резко обернулись, заметив, что всё это время на стуле в углу, оказывается, кто-то сидел. И вдруг Валентин Григорьевич сказал, что знает меня, что читал, и что я молодец. Первый раз за всё время он улыбнулся. Боже, сам Распутин сказал, что я молодец! Счастью не было предела! Отлично зная о моей непосредственности, недолго думая, Татьяна Васильевна усадила меня за стол и… предоставила шанс. Расчёт актрисы и знатока человеческих душ оказался верным: мой детский, но очень искренний лепет сразу растопил сердца гостей – за чаем стало как-то особенно тепло и душевно.

Потом Доронина рассказывала про Товстоногова и БДТ, Распутин – про любимый Иркутск. И тут я поняла, что писатель совершенно не умел говорить, он даже немного заикался. При том богатстве языка, которым изобиловали его произведения, это казалось почти невозможным. Но в нем было столько чистоты, незлобия, скромности, смирения, обаяния, а главное, души, что постепенно я поняла: Распутин должен быть именно таким. Да, я его узнала и не могла поверить своему счастью: любимая мною страдающая его душа смотрела теперь на меня живыми человеческими глазами, показавшимися мне, впрочем, почему-то немного странными. Позже я узнала, что «странными» глаза у Валентина Григорьевича были оттого, что он стремительно слепнул. Это было следствием драмы, о которой рассказывали потом писатели Владимир Крупин и Александр Щербаков. Оказалось, что в семидесятые годы Распутина дважды убивали: в Красноярске и в Иркутске его сильно избили какие-то хулиганы, когда он ночью возвращался в общежитие «технолажки», где они с женой снимали комнату. Избили жестоко, так что пришлось даже делать операцию.

Потом, когда Валентин Григорьевич приходил в театр на прогоны юбилейного вечера, а это было всего два раза, мне поручили встречать писателя и поить у себя в кабинете чаем. Конечно, это были совсем короткие встречи. Короткие, но незабываемые!

Надо сказать, что Валентин Григорьевич расположился ко мне как-то особенно по-доброму, словно даже по-родственному. Я связывала это вот с чем. Не прошло и года со времени трагической гибели его любимой дочери в авиакатастрофе. Между ними, как рассказывали, были очень близкие отношения, и писатель крайне болезненно переживал утрату. Дочку тоже звали Машей – поэтому я и думала, что Валентин Григорьевич так добр ко мне из-за того, что я напоминала ему его Машу, Марию Валентиновну.

Вспоминая сейчас те короткие встречи, не могу не рассказать вот о чём. Ещё в 90-е годы писатель фактически полностью ушёл из литературы в публицистику. Последнее его художественное произведение – повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» датирована 2003 годом. Я вполне понимала, почему Распутин замолчал – прежде всего, это было связано с его здоровьем, - но, пользуясь случаем, не упустила возможности попросить его написать хоть самое крошечное, но именно художественное произведение.

«Валентин Григорьевич, – сказала я, – сейчас вам открыто много больше, чем год или два назад. Того Распутина, который сидит сейчас передо мной, литература не знает. Почему-то я уверена, что именно сейчас вам есть, что сказать миру».

Валентин Григорьевич оживился и сказал, что я совершенно права, что именно внутренняя изменчивость, текучесть – являются для него признаком духовного и творческого здоровья.

Советовал никогда не останавливаться на достигнутом и постоянно чему-то учиться. Еще сказал, что, оборачиваясь назад в прошлое, очень часто не узнаёт себя, а старые свои произведения читает, как не свои – столь стремительной была его внутренняя жизнь.

Насчёт того, чтобы что-то написать, он очень твёрдо ответил «нет». «Понимаешь, Маша, – сказал Валентин Григорьевич, – в русском языке нет таких слов и образов, которые могли бы передать масштаб происходящей сегодня с нашей страной и со всеми нами трагедии. Лучше "Апокалипсиса" апостола Иоанна о наших временах всё равно никто не напишет».

Помню, в тот же день, не откладывая, я впервые прочитала самую загадочную книгу Нового Завета – Откровение тайновидца Иоанна Богослова. Это было потрясение! Россия впервые предстала передо мной в образе Земли обетованной. «Рождёнными от Евангелия» назвал однажды русский народ Валентин Распутин. Постепенно я понимала, почему... в моей жизни начиналась «эпоха воцерковления».


Мария Мономенова – член Союза журналистов России

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
Николай Волжский
29.03.2020 15:49
В мою память и сердце глубоко запал рассказ В.Распутина "Уроки французского". В.Р. - истинно русский писатель!
?
25.03.2020 10:30
Жаль, что произведения такого писателя не приживаются в школах.
Меня, прочитавшего В. Распутина "Прощание с Матерой", потрясло уничтожение этого поселения, котому было более 300 лет. Без совести и морали, отсутствие нравственных устоев. На примере этого произведения видно было, что те, кто давал приказ, были нерусями. Жители этого поселения никому не нужны были, как и могилы, к которым не придти. Да и об экологическом балансе не надо было думать. Зачем?
В сравнение беру "стройку неначатую" в Агидели. Башкирия. Якобы мягкий грунт.
А "Живи и помни" прочел на одном дыхании.
москвичка
23.03.2020 17:33
Спасибо автору за проникновенные строки о любимом писателе. Личное впечатление от встреч с Валентином Григорьевичем абсолютно совпадает с написанным в статье. Ни убавить - ни прибавить. Счастье, что Бог подарил нам возможность общаться с замечательным человеком и прекрасным писателем.
Феона
22.03.2020 11:54
Для меня Валентин Распутин- совесть русского народа, болеющая за народ и защищающая его. Нынешние власти, отменившие русских, продолжают политику замалчивание его творческого наследия, особенно его страстной публицистики в защиту сибирской природы и героических людей Сибири.
Александр из од
20.03.2020 23:12
Светлые люди тянутся друг ко другу и немудрено, что Т. Доронина и В. Распутин дружили и сотрудничали. Увы, но они весьма беззащитны и великую актрису лишили театра...
Александр Иванов
18.03.2020 11:13
Мария, у Вас прекрасное перо, коллега! Спасибо и храни Вас Господь!
Александр Мясникян
18.03.2020 6:28
Русский незримый на первый взгляд духовный мир...Какой он? Он не современный совсем и лишен того гламурного блеска фальшивых "победителей" умеющих "жить"- законодателей моды либерального "прогресса" сотканного из очень агрессивно настроенных индивидуалистов-гордецов составляющих уже целое сословие пока неосознанно но 100 % стремящееся к богоборчеству (откроется скоро...) и сливающееся в море гоги и магоги без границ....их холодный эгоизм полностью погруженных и обращенных исключительно на свое тайно лелеемое на грани постоянно болезненно ощущаемого, мнимого "ущемленного в правах" "величия" неизбежно по всем законам духовной физики о нравственном извращении будет рождать лютую злобу ко всему тому, что призывает радоваться в душевной простоте чистого и непосредственного сердцем человека, благодарного Господу Богу за сотворенный и подаренный мир рождающий любовь и благодарение...Последний внутренний гимн свету и любви, это Распутин и пока еще миллионы таких вот Русских, как он...Значит именно они воины духа последних дней. Наверное (уверен), есть и американцы (если собирательно о отблесках Света и на западе тоже...) такие вот, но русских таких однозначно больше, в многие разы больше. Лучшие русские просто глубже и мудрее в своей простоте-потому и лидеры в духовном мире. Я лично счастлив что есть русские на белом свете-есть надежда, есть пример, есть совесть, да, Валентин Григорьевич прав- этот народ рожден от Евангелия. Поэтому и любим нами, инородцами-думаю это уже навсегда, до последних времен, до последней битвы пойдем уже плечом к плечу...Маша, спасибо тебе, русская сестра!...
"Смерч"
18.03.2020 6:16
В. Распутин и другие писатели "почвенники", "заединщики" внесли весомый вклад в возрождение Русской России, честь им и слава, Вечная память!
Николай П.Т.
17.03.2020 20:27
Уважаемая Мария Мономенова, я Вас благодарю...
Ру-БИН
17.03.2020 19:42
Читать надо было Распутина - тогда-бы и СССР не рухнул-бы. Ведь предупреждала великая русская литература что страна без духовного развития обречена......... Не послушались........
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
07.04.2020
Александр Калинин
Как коронавирус разделяет людей на «своих и чужих».
Фоторепортаж
30.03.2020
Подготовила Мария Максимова
В связи с COVID-19 мировые музеи, театры и концертные залы сами придут к вам.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».