Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 февраля 2020
Пушкин, он всегда – первый

Пушкин, он всегда – первый

Размышления после вечера, посвященного великому поэту
Татьяна Корсакова
19.06.2013
Пушкин, он всегда – первый

Однажды на Вознесение Господне, в конце дня, в конце мая (по старому стилю), в конце века в Москве родился мальчик, наследник древнейшего русского рода и правнук африканца, – чтобы стать началом, первым поэтом России, «нашим всем», как восторженно, но очень правильно высказался о нем Аполлон Григорьев.

Это стало национальной традицией. Отдельно всякий русский может больше всех на свете ценить Тютчева, Цветаеву, Бродского, Башлачёва - несть числа любимым русским поэтам - однако, собравшись вместе, мы всегда назовём первым - Пушкина. Но почему? Что дало основание придуманному Булгаковым бездарному поэту Рюхину в досаде воскликнуть, мысленно обращаясь к чугунному памятнику на пересечении Тверской с бульваром: «Но что он сделал? Я не постигаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: «Буря мглою…»? Не понимаю!..»

«Что-нибудь особенное» есть в каждой строфе Пушкина! Надо только быть более талантливым, чем Рюхин, читателем. Пушкин и этому сам нас учит.

Вот и на очередном вечере, в рамках «Пушкинской гостиной» в Центральном доме литераторов, собралось столько людей, что мест в зале не хватило, и зрители уселись на приставные стулья, на ступени в проходах, в фойе рядом с открытыми дверями, а, в конце концов, стали подтаскивать высокие стульчики от барной стойки.

Героем дня была объявлена поэма «Цыганы», фабула которой, казалось бы, укладывается в один абзац: некий опальный горожанин Алеко, видимо, Александр, попав в цыганский табор, женился на цыганке Земфире, через два года она, разлюбив, изменила ему, и он убил ее любовника и ее. Проще не придумаешь. Но спустя два десятилетия француз Проспер Мериме, почитатель Пушкина, также обратится к цыганской теме, и напишет новеллу «Кармен» со схожим сюжетом, и оба эти произведения станут основой для опер Сергея Рахманинова («Алеко») и Жоржа Бизе, которые суперпопулярны до сих пор.

Очень трудно быть простым и не простецким. Не случайно философ Дмитрий Мережковский высказался о Пушкине столь точно и благоговейно: «В XIX веке, накануне шопенгауэровского пессимизма, проповеди усталости и буддийского отречения от жизни, Пушкин в своей простоте – явление единственное, почти невероятное».

Датский критик Георг Брандес и другие литературоведы с мировым именем были склонны считать, что «Кармен», несомненно, восходит к «Цыганам», во всяком случае, французский писатель заинтересовался древним вольным народом и специально изучал его историю и нравы после прочтения поэмы молодого русского поэта. Мериме читал русскую литературу в подлиннике, специально выучив для этого русский язык, был переводчиком на французский Гоголя, Лермонтова, Тургенева, много переводил Александра Сергеевича.

Обо всем этом и многом другом говорилось на том пушкинском вечере, где выступили заслуженная артистка России пианистка Полина Федотова и ее дочь, лауреат международных конкурсов скрипачка София Федотова, лауреат международных конкурсов, солист Большого театра Николай Казанский, солисты Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова: заслуженный артист России Олег Долгов и лауреат международных конкурсов, студентка Московской консерватории Екатерина Ясинская, народный артист России, артист МХАТ им. М. Горького Валентин Клементьев, артистка Московской филармонии Лариса Савченко, начальник научно-методического отдела московского музея А.С. Пушкина В.А. Невская.

После вечера, когда Большой зал опустел, мы с А.В. Панковой, руководителем бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России, которое и организует два раза в год подобные пушкинские вечера в ЦДЛ, лишний раз убедились в том, что Пушкин до сих пор заставляет читателей находить новое и новое в своих произведениях, щедро делиться своими открытиями. Неожиданно и совершенно искренне Алла Васильевна сказала:

- Знаете, а я именно сейчас, когда со сцены читали «Цыган», вдруг обратила внимание на слово старого цыгана - «прости» по отношению к Алеко, убийце его дочери! «Прости, да будет мир с тобою»… Племя только изгнало Алеко – но ведь не отомстило! Более того – «Прости»… Как это?

- Вот так. Вот так может быть благороден якобы дикий народ… А несколькими строчками выше - первое определение эгоцентризма в русской литературе, а проще - наплевательства по отношению к другим. Отец убитой Земфиры говорит: «Ты для себя лишь хочешь воли». И слово «воля» повторяется по нескольку раз на странице. Она же так естественна для цыган – для всех сразу. Уважение чужой свободы – вот что важно! И об этом сказал старый цыган в поэме, которую написал совсем молодой человек 25 лет от роду…

- А может быть, Алеко – это первый лишний человек в русской литературе, никому не нужный и не полезный?..

Мы готовы были заново «разобрать» знакомую с детства поэму. Пушкин опять объединил двух не знакомых доселе людей.

Мы ещё долго проговорили с Аллой Васильевной Панковой, человеком, посвятившим всю свою жизнь служению русской литературе, и я не могла не задать ей простого вопроса: «Почему все-таки Пушкин? Почему именно он остается для русских поэтом номер один?»

Алла Васильевна ответила совершенно определенно: «Пушкин живет в душе народной. А душа у народа есть. Она складывается из интересов, из каких-то впечатлений, настроений миллионов людей, так и рождается общность – народ. Я даже думаю, что Великая Отечественная война, с первых дней до Победы, и Пушкин – это два начала, которые объединяют сейчас людей самых разных взглядов, мировоззренческих позиций и возрастов. И дух народа есть. Он может быть потравлен: то, что делалось в стране с культурой в последние десятилетия, создало состояние полного удушья, но дух жив. А духовные начала нашего народа – они, в первую очередь, сконцентрированы в русской классической литературе, в прекрасной музыке, замечательной живописи. В Пушкине. Пушкин, как никто другой, создает объем души и духа…».

Пушкин помогает жить.   

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.
Виталий Малкин
24.08.2013 7:10
   А.С.Пушкину

Всем нам дороги детства игрушки
И стихи, что как чудо, звучат...
Написал их, конечно же, Пушкин,
Только пару столетий назад.

С нами добрые книги-подружки,
Что по-прежнему учат ребят -
Неизменен во времени Пушкин,
Как и пару столетий назад.

Были балы, букеты, пирушки,
Был триумф и семейный разлад...
Жил, творил на земле нашей Пушкин,
Только пару столетий назад.

Разноцветны, как прежде, опушки
И художник по-прежнему рад,
Как и Болдинской осенью Пушкин,
Только пару столетий назад.

Не под силу могучим столетьям
Скрыть, воспетое дивной строкой...
Пушкин, Болдино - дар поколеньям,
Не смываемый Чёрной рекой!
2007г.
Ева
02.07.2013 1:20
"Чтобы выпятить христианство в Пушкине, да так, что и Пушкина за ним уже не разглядеть?"

Да нет, просто сама приятно удивилась, что в нем еще одна грань обнаружилась, так тщательно скрываемая советскими учителями. Пушкин нам всем очень дорог: и страстностью, и самоиронией, и хулиганством, и вольнодумством, и нежностью, и высотой своего Духа.

Смешно:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

Шутка по поводу желудочного расстройства
Жуковского, по его словам, усугубленного приходом нудного Кюхельбекера, вышла далеко за пределы стола и взбесила Кюхельбекера, потребовавшего дуэли.На этой первой дуэли Пушкин стрелял в воздух и друзья помирились. Однако, не все 13 его дуэлей были таковы.
Ева
02.07.2013 0:49
"Чтобы выпятить христианство в Пушкине, да так, что и Пушкина за ним уже не разглядеть?"

Да нет, просто сама приятно удивилась, что в нем еще одна грань обнаружилась, так тщательно скрываемая советскими учителями. Пушкин нам всем очень дорог: и страстностью, и самоиронией, и хулиганством, и вольнодумством, и нежностью, и высотой своего Духа.

Смешно:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

Шутка по поводу желудочного расстройства
Жуковского, по его словам, усугубленного приходом нудного Кюхельбекера, вышла далеко за пределы стола и взбесила Кюхельбекера, потребовавшего дуэли.На этой первой дуэли Пушкин стрелял в воздух и друзья помирились. Однако, не все 13 его дуэлей были таковы.
Петр Петрович - Еве
29.06.2013 18:44
Ева, видите ли в чем дело, это именно вы начали борьбу со мной, но ради чего? Чтобы выпятить христианство в Пушкине, да так, что и Пушкина за ним уже не разглядеть? Да, был Пушкин христианином, как и миллионы его современников граждан  Российской империи, в чем подвиг-то? Он что, стоял перед выбором веры или боролся за христианство не щадя головы? Нет, Ева, не было такого.
А вот за что Пушкин готов был голову сложить, так это за свободу. Это мы в нем и ценим, и любим, и уважаем.

               ВОЛЬНОСТЬ
                  ОДА

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след
Того возвышенного галла,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.


Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира...
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.


Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...


О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

1817

Великий поэт, писатель, историк, пророк, патриот и, наконец, настоящий мужчина, не побоявшийся защищать честь супруги с оружием в руках, вот кем является для нас Пушкин.
Eva
29.06.2013 2:29
какой смысл разговаривать с человеком, который знать правду НЕ ЖЕЛАЕТ. Почитали бы статью, к которой вас отсылают, там реальные данные, реальные стихи Пушкина, или книгу Вересаева, великолепная подборка пушкинской жизни в воспоминаниях современников, его личных дневниковых записях, последние часы его жизни, кого он звал к себе на смертном одре (священника православного, а не Зевса). Но вам охота в споре победить, любой ценои, любыми средствами.

Повторюсь: начинал Пушкин в очень развращенной среде, поэзия его была свойственной нравам его окружения, а позднее.... о лицее своем писал с отвращением, ПОДНЯЛСЯ духом....Или вы не понимаете, что человек склонен развиваться в течение жизни? Даже фраза есть такая, "устойчивое выражение"  - придти к вере.

Не переживайте так, многие великие мыслители были христианами, ума у них от этого не убавилось. Вопрос духовности искусства очень своевременен, но ваш интерес ... утерян. Странно, если вы радеете за восстановление сильной духом Руси.  
Петр Петрович - Панджшер
28.06.2013 20:52
Панджшер, вы еще раз подтвердили мою мысль, что многие понятия, в том числе и "христианин", "христианский" сильно меняются от эпохи к эпохе. Кто знает, может современных христиан первые христиане посчитали бы не лучше язычников?
Панджшер, а вы разве не в курсе, что мораль меняется со временем? Это всегда надо иметь в виду, когда рассуждаете о прошлом. Как видите, Пушкин оказался на перепутье двух моралей. Одна говорит - стреляй, иначе бесчестье, другая говорит не убий, сие есть грех.
Так что, Панджшер, смените тон и хорошенько подумайте о написанном.

PS "Унасекомить" это такой научный термин или вы меня так хотели обидеть?
Отчего?
Панджшер - Петровичу
28.06.2013 9:10
   Петр Петрович, поздравляю Вас - унасекомили вы Александра Сергеевича как редко кому из обскурантов прошлого и настоящего удавалось. Если обиделись - утешьтесь: зато Вас никогда не убьют на дуэли, ибо стреляться, защищая собственную честь, никоим образом не христианский поступок. С чем Вас и поздравляю от всей души.
Петр Петрович - Еве
28.06.2013 2:14
Ева, чего вы юлите? Я же задал вам конкретный вопрос, а вы мне в ответ турусы на колесах.
А я вот вам что скажу, сильно отличалось понятие "христианский" тогда и сейчас. Потому архиепископ одесский и херсонский преосвященный Никанор дал такую антихристианскую оценку творчества Пушкина, что его и ваше понятие "христианский писатель" сильно разняться. Если идти вашим путем, то через 100 лет и Beatles станет церковным певчим хором. Позвольте Пушкину просто быть великим русским поэтом, без "натяжек".
Eva
27.06.2013 20:33
Петр Петрович, путь Пушкина был долгим, и по вышеуказанной ссылке все подробно описано. Он шел вверх, от язычества, воспевания Апполлона и пр. к Православной вере. Никанор потому возмущался, что строки Пушкина всегда живы, даже те, от которых он сам потом отрекался, и кстати, невероятно сердился, когда его "поклонники" носились с 'Гаврилиадой', невзирая на его протест!

Очень интересная статья на тему гениев, творящих от светлой духoвности vs. отрицательной духовности.

Много нового узнаете! "У Лорки есть трактат «Теория и игра беса». Основная идея: если нет беса в творчестве, то нет и самого творчества. Ту же мысль высказывала и Марина Цветаева. Для нее было очевидным, что вне подчинения демону поэт гибнет как поэт.

Ницше прямо объявил, что есть искусство от Бога, а есть от диавола. Ф.Сологуб называл своим отцом диавола. Знаменательно обращение А.Блока к своей музе:  
    
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть попранье законов священных,
Поругание счастия есть.

Не Промысл, а рок, не спасение, а гибель, не утверждение, а попрание священного".

Где же черпал вдохновение Пушкин? Неужто от бесов? Прислушайтесь к себе и увидите, что в сердце его строки отзываются радостью, светло на душе! Признаки Святого духа любовь, мир, радость.... а сколькие произведения тревожат душу, БЕСпокоят, развращают?

Ахматова, которой, кстати, многие предпочитают Цветаеву, всегда стояла выше последней и именно по светло печальному отзыву ее стихов в душе. Прошу прощение за отступление, но это важно:

Тема хранения одна из главных ее тем.

"И мы сохраним тебя, русская речь!" (во время 2 мировой)

Когда Ахматова говорит:

"Не с теми я, кто бросил землю
На поругание врагам",

она имеет в виду отнюдь не фашистов.

"Осквернили пречистое Слово,
Растоптали священный Глагол,
Чтоб с сиделками тридцать седьмого
Мыла я окровавленный пол".

Хранить то, что уничтожено и под страхом кары должно быть стерто из памяти каждого соотечественника:

"Непогребенных всех — я хоронила их;
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена".

И сейчас она не дает покоя тем, кто презирают нашу Родину, и с "необьяснимой страстью" стремятся развенчать ее "культ"!

«Развенчивать» же Ахматову, которая никаких венцов себе не требовала и, как все высокие люди, бесстрашно смотрела на собственные провалы и слабости:

Оставь! и я была, как все,
И хуже всех была —

и, как все верующие люди, называла это «грехом», а себя — «грешницей», просто нелепо. нелепо, зато как показательно для нашего времени.
Петр Петрович - Еве
27.06.2013 1:52
Не хочу оспаривать ваше мнение о Пушкине, но как вы прокомментируете следующее заявление?

"«Посмотрите! - восклицал архиепископ одесский и херсонский преосвященный Никанор, высту­пая в церкви Новороссийского университета в день 50-й годовщины смерти Пушкина. - Посмотрите, до него все наши лучшие писатели - Ломоносов, Державин, Карамзин, Жуковский - были истинные христиане. С него же, наоборот, лучшие писатели стали прямо и открыто со­вращаться в язычество… Даровитейшие, самые модные из писателей взывают к общественному перевороту… Помолимся, да сгонит господь эту тучу умственного омрачения, нагнанную отчасти и предосудительным при­мером поэта…»
http://atheism.su/pushkin-a-s/
Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.

Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».