Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Прости нас, Есенин...

Прости нас, Есенин...

Новый «памятник» великому русскому поэту заставил многих содрогнуться
Станислав Минаков
05.10.2020
Прости нас, Есенин...

К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина на территории Московского государственного музея С. А. Есенина (Большой Строченовский переулок, 24, стр. 2) состоялось, как сообщали СМИ, «торжественное открытие памятника русскому поэту». Скульптура оказалась столь, мягко говоря, нетривиальной, что русский люд, коему дороги не только произведения Есенина, но и его посмертная память, содрогнулся.

Хотя видал уже всякое — и жуткого «Петра Первого» в Петропавловской крепости, работы художника М. Шемякина, и московского «Петра Первого» работы вездесущего З. Церетели («широк человек, я бы сузил!»), и нелепого «академика Сахарова» в Питере (скульптор Л. Лазарев).

Но нынешний выброс «художественного продукта» просто потряс основы. Такого глумления над памятью «последнего поэта деревни», как себя определял сам Есенин, не мог предположить никто.

Во времена «свадебных катафалков», сатанинских плясок в храме Христа Спасителя, публичного прибивания гениталий к мостовой, а также прочих подобного рода инфернальных «инсталляций», казалось бы, нашу публику уже трудно шокировать. Однако народ с возмущением комментировал открытие памятника, который назвали и «откровенным уродством», и «агрессивной пошлостью и безвкусицей», и «кошмарной халтурой». Кто-то пишет, что скульптор «Есенина убил». Один пользователь интернета слезно написал: «Прости нас, Есенин»...

Газета «Завтра» прояснила биографию создателя этой скульптурной композиции, которую автор назвал «Реквием по Есенину» («Ангел русской поэзии»). Это некто Григорий Потоцкий, член международного союза художников при ЮНЕСКО, академик Международной академии информатизации и президент «Международной академии доброты», «экстрасенс и биоэнергетик». Весьма успешный 66-летний скульптор и живописец, ученик молдавского скульптора Лазаря Дубиновского, выпускник Одесского художественного училища им. М. Б. Грекова. Уроженец Кишинева, с 1993 г. живущий в Москве. Автор более 200 выставок, более 120 памятников в России, США, Франции, Мексике, Турции, Канаде, Непале, Латвии, Армении, Болгарии, Румынии и др.

Как пишет о нем А. Иванов («Завтра»), «очень плодовит, берется за все — от памятника Андрею Сахарову в Нижнем Новгороде, памятника семье Рерихов (в виде пирамиды) в Индии или памятника Александру Солженицыну в Эквадоре до памятника “Неизвестному спасителю евреев” в американской Филадельфии и памятника Бобу Марли на Ямайке. В 2007 году в Нью-Йорке скульптор вручил тогдашнему генсеку ООН Пан Ги Муну макет памятника “Благодарность Америке. Америка — победа мира”. В последние годы занят проектом повсеместного размещения своих странноватых трехметровых конструкций "Символ мира и доброты «Одуванчик»" (металлический стержень, из которого в разные стороны расходятся пруты; к прутьям припаяны изображения раскрытых человеческих ладоней с глазом посередине), в которых многие видят «мрачную оккультную каббалистическую символику». Говорят, что Григорий Викторович пользуется покровительством московской мэрии».

Сам скульптор дал такие красивые пояснения каналу «Культура»: «Есенин — это ангел русской поэзии со сломанными крыльями. И когда возник этот образ, я понял, чтобы сказать правду о Есенине, — это должен быть реквием по Есенину. И тогда я вдруг увидел, что его жизнь — это распятие. Но не просто распятие, а распятие и вознесение. И вот когда я увидел, что это распятие и вознесение, что в его судьбе, как в капле отразилась судьба русской истории, русского народа — я понял, что образ случился. … Есенин — это наша боль. Его поэзия — отражение великой печали и великой красоты русского народа».

Г-н Потоцкий также уверяет, что «когда мои друзья увидели работу, они все сказали, что это лучшая моя работа в жизни. Я эту работу музею подарил. Слава богу, музей видит это так же, как и я».

Если так считают его друзья, то это их право, — пишет комментатор, — Но так как большинство тех, кто другом скульптора себя не считает и такой «образ» не воспринимает, то пусть его друзья установят эту скульптуру в одном из мест своей тусовки и восторгаются. Но какая необходимость выставлять ее на всеобщее обозрение? Музей Есенина это что, частная лавочка?

На каком основании работники музея возомнили, что могут самолично, без обсуждения решать какой скульптурный образ поэта «правдивый», а какой нет? Кто их уполномочил на это?

Публицист А. Малосолов рубит словно мечом: «Пригоните бульдозер и снесите это недоразумение, можно даже со словами, которые употреблял Хрущев, снося выставку таких потоцких, только в шестидесятые. Мы тут частенько рассуждаем о дегенеративных тенденциях в загнивающей Европе, а у самих под носом поминают память прекрасного русского поэта таким образом. Ни в одном из своих чудачеств, запое или ином угаре Есенин не представлял себя в виде краба. Это уж точно».

Пользователь сайта «Русская народная линия» С. Ужакин жестко заключает: «Перед нами образец так называемого дегенеративного искусства. Более того, это уже тенденция, художественное направление. Совершенно очевидно, что они так видят. Весь вопрос — почему они так видят нашу культуру, наше общество… Этот памятник — взгляд инородца на русскую культуру. В нем все — и непонимание, и месть, и надругательство».

Ему вторят: а это всё потому что у нас в Конституции по-прежнему нет слов о русском народе, и, получается, можно безнаказанно глумиться надо всем русским, как в голову взбредет.

В самом деле: автор разместил скульптуру так, что крылья не воспринимаются таковыми, это странные и непонятные опоры, это потустороннее чудище, а не русский поэт.

Внимательные наблюдатели отмечают, что счет такого рода оскорбительным памятникам открыл М. Шемякин своим «Петром» в Питере, и тогда И. Глазунов сказал, что это плевок в Россию.

И вот так и идут эти плевки…

Люди считают, что «демон поверженный» Потоцкого — осквернение памяти Сергея Есенина, что, в сущности, это памятник «творцам» нашего времени, невежественным, равнодушным, непрерывно самоутверждающимся и нередко бездарным. Памятник всем причастным к появлению этой «зеленой жути».

Кто-то уверен, что изделие это не простоит долго, народ сломает его.

На своей странице актриса Мария Шукшина тоже не в силах сдержать эмоций: «Да что же это, Господи! … Только 4 дня назад я написала письмо властям светским и духовным о вирусе бескультурья, мне теперь чтó, в мэрию московскую отдельно писать? Вы совсем ослепли? Вы не видите, что к искусству это не имеет никакого отношения, скорее к ритуальному убийству? Это уже не отсутствие вкуса и таланта, это САТАНИЗМ! Это богохульство и надругательство над народом русским, исповедующим Христа».

Есть и такое высказывание: «Что возмущаться?! Зачем? Автор умело запечатлел идеи американских писателей, создающих комиксы с образами из преисподней. Его надо подарить США. Деньги сэкономим и симпатию у наших заокеанских друзей вызовем. Подарить вместе с ваятелем и его сотоварищами, которые одобрили проект. Чище станет русская культура, и приятное, заодно, друзьям сделаем».

Согласимся: а ведь была комиссия по принятию этого ужаса, как пропустили-то! Кто-то же смотрел эскизы, утверждал их, смету и прочее. Хорошо бы знать имена этих знатоков «русской души». Нашлись чиновники от Минкульта, которые это всё допустили и участвуют в этом шабаше. Хотелось, чтобы поименно назвали всех деятелей, кто дал добро на возведение этого памятника. Ведь не одна комиссия принимает любой объект, а уж памятник точно требует множества согласований. И макет должны утверждать, а может быть, и конкурс должен быть на возведение памятника в центре Москвы. Интересно, был ли объявлен конкурс? Кто входил в жюри? Какие были варианты еще? Что именно понравилось жюри в этом памятнике?

Учредителем государственного бюджетного учреждения культуры «Московский государственный музей С. А. Есенина» является Департамент культуры города Москвы. Он и давал добро?

Сайт мэра Москвы сообщает, что министром культуры в правительстве Москвы, главой этого департамента является Александр Кибовский, кандидат исторических наук и академик Российской академии художеств с 2012 г. Сведущие люди вспоминают, что отделение скульптуры в Российской академии художеств возглавляет Александр Цигаль, сын знаменитого Владимира Цигаля, автора известнейших скульптурных памятников, в числе которых памятник С. Есенину на Есенинском бульваре в Кузьминках в Москве. Как мог глава отделения скульптуры АХ допустить установку этого кошмара у музея Есенина?

«Сколько можно распинать Сергея Есенина! — восклицает в своей опубликованной реплике московский поэт, публицист и журналист Ирина Ушакова. — По мнению многих писателей, историков, журналистов, созданная скульптура категорически расходится с подлинным образом поэта, который мы знаем и любим с детских лет. Есть фотографии С. А. Есенина, есть работы других скульпторов (находящиеся в этом же музее), которые запечатлели лирический, светлый, красивый образ поэта, “нежность грустную русской души”. Созданная скульптором Г. Потоцким инсталляция — это искаженная, ущербная, порочащая Сергея Есенина поделка. Слепленное будто из кусков грязи, черное полуобнаженное тело поэта, похожего на падшего ангела — это не памятник ему, а очередное его распятие! Никогда еще монументальное искусство не глумилось так над памятью русского поэта! ...

Ни одну есенинскую строку невозможно процитировать, глядя на “памятник” работы Г. Потоцкого. Потому что эта фигура — не Есенин.

Мы обязаны сохранить подлинный образ поэта для наших потомков. Эта скульптура должна быть убрана с территории Музея С.А. Есенина или заменена другой! Фигуру С. Есенина в подобной скульптурной интерпретации недопустимо размещать нигде!»

Писатель Александр Бобров опубликовал в Фейсбуке свой стихотворный отклик на случившееся, озаглавив сочинение «Плевок в лик поэта»:

Померкли светлые деньки,
Заголосило бабье лето:
Халтурщик сыплет лепестки
На лик убитого поэта.

Кто потакал, кто разрешил,
Кто поощрял тупое действо
И вслед за Троцким совершил
Антироссийское злодейство?

А на памятном литературно-художественном вечере 3 октября, в день 125-летия С.А. Есенина, прошедшем в Доме национальностей в Москве, им было

Инициировано обращение к властям предержащим, с возмущением и требованием «убрать уродский памятник». Письмо подписало немало представителей общественности.

А. Бобров также обращает внимание пользователей соцсетей, что в лучшее время по Первому каналу в день рождения гения, который весь поется народом, шла вторая часть хохмаческой программы «Лёвчик и Вовчик» Лещенко и Винокура.
Увы, мы уже привыкли к такого рода программной сетке наших центральных каналов. К слову, сериал «Есенин», с С. Безруковым в главной роли, по Первому все-таки показывали всю неделю — ночью, после Урганта.

В заключение приведу и несколько слов в утешение. И. Ушакова 2 октября с.г. поговорила по телефону с директором Музея С. А. Есенина С.Н. Шетраковой, и та заверила, что «это — не памятник», и что данную скульптурную работу, подаренную музею Г. Потоцким, «должны убрать с территории музея через месяц или раньше».

Будем надеяться.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 76 найденных.
Анатолий Лавритов
11.10.2020 17:57
В последнем выпуске телепередачи "Постскриптум" Алексей Пушков тоже не оставил камня на камне от этого ОПУСНОГО памятника, посвящённого Сергею Есенину, которого русский народ никогда не даст в обиду всяким "творцам" - недоучкам,помешанным на своей "гениальности"!
Александр Простев
08.10.2020 13:41
Наташе Ивановой
Из последнего интервью Андрея Тарковского «Красота – символ правды»:
«Сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их может быть, находят, а может быть, нет… На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он никоим образом не действует эмпирически («попробую сделать это, попытаюсь то»). Художник свидетельствует об истине. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, всё, что помпезно именуют «авангардом», - просто ложь».
Что касается "авангарда", то в этой области, как и во всех других, есть произведения выдающиеся, а есть бездарные. Скульптура "Есенин" - из бездарных. К тому же автор подражает Альберто Джакометти, что говорит об отсутствии оригинальности "автора" "Есенина".
Питерский
08.10.2020 13:23
/"Потому что эта фигура — не Есенин....Фигуру С. Есенина в подобной скульптурной интерпретации недопустимо размещать нигде!»"/.
Потоцкий сам виноват, что зрители не могут распознать, кого он там изобразил, в своей "интерпретации". Ему бы, в качестве подсказки, надо было укрепить петлю, с обрывком веревки, на шее "лица, похожего на Есенина" . "Веревка, уходящаая в небо" - неплохой образ, для пост-модернистского изделия. Да и для не "пост", пожалуй, тоже...
Питерский
08.10.2020 13:11
Наташа Иванова (07.10.2020 17:56): /" только не говорите мне что все кричащие о глумлении - это закончившие художественную школу с красным дипломом специалисты ))) Есть чёткое ощущение что многие из комментаторов не в силах отличить классическую скульптуру от авангардной"/.
Наверное, так оно и есть - не все из тех, кто имел счастье созерцать творение г-на Потоцкого, имеют красный диплом худ. школы. Подозреваю, что и синий - тоже "не только лишь все". Но тогда, по наташиной логике, не следует вообще выставлять сие изделие на публичное обозрение, где её могут случайно заметить граждане "без диплома на кармане". Может быть, даже необходимо на входе в место её хранения проводить экспресс-тест: а в состоянии ли потенциальный зритель "отличить классическую скульптуру от авангардной". Если нет - всё, амба, смотреть категорически воспрещается. Чтобы потом свое некомпетентное мнение не могли бы ляпать, где ни попадя.
Правда, далее Н. Иванова противоречит сама себе: /"разбираюсь я в скульптуре не очень, но даже я понимаю что есть люди которым нравится"поцелуй" Бранкузи и есть те которым нравится "поцелуй" Родена..."/. Т.е., Наташа утверждает, что, всё же, главный принцип оценки изделия - банальная вкусовщина: "Нравится - не нравится". А на вкусовщину, увы, дипломов нынче не выдают...
/"А почему Потоцкого в демоны?"/. Эх, кабы его - да "в демоны", то ему бы тогда зрители писали: "Сгинь, пропади!". А ему всего лишь: "Потоцкий, поставь это г..но у себя на кухне..." (цит. по комм.: Хведир, 07.10.2020 21:32). Как видим, ничего личного, только чистое искусство...
Марина_
08.10.2020 10:20
Забыла на счёт эмоций - "Чувства добрые я лирой пробуждал..." - в этом поэт всё и сказал о любом творчестве. И никакого "грамотного" искусствоведческого разбора скульптуры не потребуется".
Марина_
08.10.2020 9:49
Наташа Иванова 07.10.2020 17:56 @Есть чёткое ощущение что многие из комментаторов не в силах отличить классическую скульптуру от авангардной....@

Как раз-таки наоборот - комментаторы быстро отличили что есть что. Воплощение игры, скажу мягче, неподобного воображения не должно быть насаждаемо насильно. Красоту от безобразного авангарда только слепой не отличит. И многие "новые" формы приемлемы для отдельной категории "разбирающихся". Насаждение толерантности к извращениям в любой сфере жизни уже надоело.
Светлана*
08.10.2020 0:10
Хведир
07.10.2020 21:32

А вы так, полюбопытствовать зашли...и тоже ничего не предприняли))...нет перевелись богатыри...
Хведир
07.10.2020 21:32
Александр Бобров пишет в фб:
ПЛЮЮТ НА МНЕНИЕ НАРОДНОЕ...
Проехал в Замоскворечье, к музею Есенина в Б Строченовском. Монстр на четвереньках стоит в пустоте огороженного пространства. Музей закрыт. На двери приколота записка: "Потоцкий, поставь это г..но у себя на кухне...".
На памятнике валяется объяснение самого Потоцкого в рамке, как он всю жизнь освобождался от есенинского сусального золота, шёл к трагическому образу. Шёл бы он ещё дальше! . Сам музей - почему-то закрыт, хотя калитка не заперта. Скульптура - краской не залита и объяснение под стеклом - не разбито. Какие всё-таки интеллигентные протестующие. Это не не Андреевский спуск, где незалежники оскверняют дом и мемориальную доску самому известному киевлянину - Булгакову.
Ничего не предпринято, хотя интернет взорвался, соцсети переполнены неприятием.
Коба - Наташа Иванова
07.10.2020 21:26
Г. Потоцкий такой же скульптор, как голый художник авангардист прибивший свою машонку гвоздями к брусчатке на Красной площади. Да, нам сирым такое искусство не понять. Пусть едут в гейропу, там их поймут и там им место, ведь он академик Международной академии информатизации и президент «Международной академии доброты», «экстрасенс и биоэнергетик».
Наташа Иванова
07.10.2020 17:56
Вы и шанса не даёте Потоцкому, почти НИКТО из комментаторов не приводит доводы, основания в своей критике, только чистые эмоции! Почти НИКТО не даёт грамотного искусствоведческого разбора скульптуры! И вот только не говорите мне что все кричащие о глумлении - это закончившие художественную школу с красным дипломом специалисты ))) Есть чёткое ощущение что многие из комментаторов не в силах отличить классическую скульптуру от авангардной, как-то так, и да - я хотя бы взяла на себя труд поинтересоваться новыми формами и средствами художественного отображения прежде чем озвучить своё мнение ))) И да, мне бы очень хотелось чтобы все говорящие о глумлении поступили бы также. Да, разбираюсь я в скульптуре не очень, но даже я понимаю что есть люди которым нравится"поцелуй" Бранкузи и есть те которым нравится "поцелуй" Родена, и все вместе они вполне могут объединиться чтобы заплевать "Кариатид" Модильяни )) На всех не угодишь! А почему Потоцкого в демоны?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 76 найденных.

Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».