Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Прощай, народный артист!

Прощай, народный артист!

Москва отдает последние почести Василию Лановому
Валерий Бурт
01.02.2021
Прощай, народный артист!

Его творческая карьера протянулась от 60-годов прошлого столетия до 20-х годов нынешнего. Но Василий Семенович был известен не только как блистательный лицедей. Это был стойкий и непреклонный человек, который никогда не отказывался от собственных убеждений.

Лановой был одним из последних актеров неповторимой вахтанговской плеяды. Тех, кто учились у корифеев – Николая Плотникова, Михаила Державина-старшего, Цецилии Мансуровой, Михаила Астангова, Николая Гриценко, работали с ними и сами стали корифеями. В Театре Вахтангова их оставалось двое – Василий Лановой и Юлия Борисова. Теперь народная артистка СССР осталась одна…

16 января ему исполнилось 87. Но на покой не собирался, говорил о планах на будущее. На февраль было запланировано два спектакля с его участием.

Нельзя сказать сухо: у него было множество ролей. Это был огромный, пышный букет ролей. Он играл по-разному, но одинаково талантливо. Выходил на поклоны и, благодарно прижав руку к сердцу, склонялся перед зрительным залом. Его осыпали цветами.

Коллеги называли Ланового уважительно – Вася Высочество. Когда он шел по Арбату, людская река замирала. Все смотрели на него. Он плыл с высоко поднятой головой, иногда бросая улыбки и раздавая поклоны – как триумфатор. И исчезал за стеклянными дверями Театра Вахтангова…

В последний раз Лановой вышел на сцену 24 декабря прошлого года в спектакле «Последние луны». Он чувствовал себя неплохо. Но после Нового года угодил в больницу. И там встретил свой последний день рождения.

…Он играл в театре на Арбате более 60-ти лет. Только однажды, молодой, порывистый, хотел уйти к Юрию Завадскому в Театр имени Моссовета: в Вахтанговском не нашлось для него больших ролей, и он затосковал. Но Рубен Симонов отговорил – подожди, все у тебя еще будет. Художественный руководитель оказался прав – работы скоро стало невпроворот. С тех пор желания уйти из Вахтанговского у актера не возникало.

Не стану вспоминать роли Ланового в кино. Нет резона повторять возвышенные слова, ведь и они от постоянного употребления тускнеют. Вряд ли нужно говорить, что актер любил не только свои значительные, но и мимолетные роли. Об этом беспрестанно напоминали ему благодарные зрители – в письмах, на творческих вечерах, во время мимолетных встреч на улице…

Однако в большей степени Лановой считал себя театральным актером: на сцене было больше простора, чем под софитами и камерами, легче дышать. В театре нет дублей, повторов, там надо сразу ухватить суть образа. Ощутить миг превращения, перехода в другую жизнь. И – восторгаться, горевать, любить, как Принц Калаф в «Принцессе Турандот», Маяковский в «Конармии», Октавий Цезарь в «Антонии и Клеопатре», Пушкин в «Пристани», Отец в «Последних лунах»…

И после того, как упал занавес, после оваций вместе с гримом мучительно, с болью сдирать с души характер своего героя и снова надевать свой собственный. Возвращаться в гущу будней с их повседневной суетой.

…Было это давным-давно. Я договорился об интервью с молодым Евгением Князевым, который еще не был ректором Щукинского института. В тот день он играл вместе с Лановым в пьесе французского драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Посвящение Еве».

Спектакль шел недавно, был свежим, дышал эмоциями, переживаниями: двое мужчин – писатель Абель Знорко в исполнении Ланового и журналист Эрик Ларсен, роль которого играл Князев – были влюблены в одну и ту же женщину. Хотя она давно умерла, их чувства не угасли…

Отбив ладони на аплодисментах, я проник за кулисы, углубился в пустынные закоулки Вахтанговского театра. Подошел к лестнице, чтобы подняться наверх, где расположены грим-уборные, и найти Князева. И вдруг увидел, как по лестнице спускается Лановой.

Я обомлел – ко мне приближался человек, который четверть часа назад восхищал, заставлял учащенно биться сердце. Он казался пришельцем из другого мира и вдруг очутился подле меня. Это было невероятно!

Лановой окинул меня взглядом с усталой улыбкой. Услышав сумбурную благодарность, безмолвно кивнул. И поклонился – не переполненному, бушующему залу, как несколько минут назад, а мне одному! Этот момент запомнится на всю жизнь…

«Из всех сегодняшних ролей я больше всего люблю Абеля Знорко в «Посвящении Еве», – говорил Лановой. – Этот образ очень близок, он совпадает с тем, как я воспринимаю мир. Уже в возрасте, оглядываясь назад, понимаешь, что много сил было отдано пустоте, ненужности. Как жестоко мы иногда поступаем с теми ценностями, которые дарит нам жизнь».

Длинный, извилистый творческий путь Ланового известен. Он дал множество интервью, написал воспоминания с пушкинским названием «Летят за днями дни». После этих слов у поэта следует: «…и каждый час уносит частичку бытия…» Это тоже намек, символ. На то, о чем Лановой много размышлял. О себе, коллегах, актерской профессии. И – о жизни.

Многое актуально, созвучно с нынешним временем. Актер, давно ставший авторитетным общественным деятелем, всегда задавался больным вопросом: куда мы идем, какое общество строим? Может, надо было отправиться в другую сторону или даже в противоположную? Сокрушался: «Так кто же признается в содеянном? Отсюда ложь – наглая, беспардонная, всеобъемлющая. Ложь, чтобы сокрыть преступления перед своим народом, ложь ради власти, ради ненасытной наживы. Сегодня уже не поймешь, где истина, где откровенное вранье, где действительные намерения сделать лучше, а где умысел, хитроумная сеть политических интриг и личных амбиций. Раньше трудно было услышать «живое» слово, сегодня – правдивое. И уже не знаешь, что хуже. Ложь стала характерной приметой времени – с ведущих телепрограмм и из уст наделенных государственной властью чиновников, банкиров и нечистых на руку предпринимателей…»

Он горевал, что светлые идеалы – доброта и милосердие – подверглись презрению и забвению. Вместо подлинного искусства нам предлагают отвратительный эрзац, сдобренный жестокостью и насилием. По словам актера, «нас настойчиво и планомерно задвигают на задворки цивилизации».

В своей книге Лановой писал, что «терпение людей иссякает, мне кажется, мы живем на вулкане, который может в любой момент прорваться…». Актер болезненно переживал разрыв России и Украины. Он, крепко связанный прочными узами с обеими республиками, был уверен, что нет иного пути, кроме одного – быть вместе.

«Как прикажете себя ощущать в этой жизни сегодня при этом искусственном возведении границ и между кем? Братьями по крови, испокон веков жившими рядом, перемешавшимися родственными связями, кровными отношениями».

В свое время Лановому предлагали роль Богдана Хмельницкого в историческом фильме «Черная Рада», который снимался на Украине. Ему понравился роман Пантелеймона Кулиша, ставший основой сценария, он радовался, что заговорит с экрана по-украински...

Однако актер опасался, что его монолог урежут, и он невольно станет рупором украинского национализма. «Как же я мог после этого фильма, где русские выглядят варварами, завоевателями, смотреть в глаза людям?» – вопрошал Лановой. И потому – отказался от съемок.

Подводя итоги, актер писал, что не хотел бы другой, более благополучной и даже ослепительной судьбы и вполне довольствовался той, что была предначертана ему судьбой.

«Ну, а что до будущего, так его нам не дано предугадать, поэтому, наверное, не стоит и пытаться это делать. Пускай свою заключительную точку поставит жизнь. И опять же – Александр Сергеевич Пушкин: «Пируйте же, пока еще мы тут!..»

Увы, земной путь для Василия Семеновича Ланового окончен. Прощай, народный артист!


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.