Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Права человека в осажденной крепости

Права человека в осажденной крепости

Рецензия на очередной выпуск экспертного издания ФИП «Звенья» - «Гуманитарный и правозащитный аспекты неурегулированности приднестровского конфликта»
Мария Светланова
26.10.2007
Права человека в осажденной крепости
Фонд исторической перспективы (ФИП) выпустил очередной номер экспертного издания "Звенья", подготовленный по материалам круглого стола, прошедшего в стенах Фонда 28 марта 2007 года. На этот раз сборник посвящен гуманитарному и правозащитному аспектам неурегулированности приднестровского конфликта.


Напомним, что Фонд регулярно проводит экспертные круглые столы и конференции по наиболее актуальным проблемам международной жизни и общественной ситуации в России, в результате которых готовятся к печати специализированные издания.
Важной особенностью и большим плюсом нынешнего сборника "Звенья" является тот факт, что он аккумулировал в себе точки зрения на проблему непризнанности Приднестровской Молдавской Республики как "внутренних", так и "внешних наблюдателей". Здесь мы можем ознакомиться с доказательной экспертной позицией представителей ПМР и российских политологов-аналитиков. Авторы настоящего сборника осуществляют поистине мозговой штурм, пытаясь в совокупности осмыслить правовой аспект жизнедеятельности государства в условиях непризнанного статуса, социально-экономические реалии и социальную ситуацию в современном Приднестровье, социальные последствия блокады ПМР и т.д.
Во вступительном слове президент ФИП Н.А. Нарочницкая обращает особое внимание на непростую, тупиковую ситуацию, в которой на данном этапе оказались права человека в Приднестровье.
По мнению президента Фонда, необходимо отдавать себе отчет в том, что территория Приднестровья между западным и славянским миром является ключом к восточноевропейскому региону. С этими моментами закономерно связана задача, которую Н.А. Нарочницкая ставит перед экспертным сообществом – "не ожидая, когда этот конфликт начнут урегулировать другие, зная, что он вписан в очень сложный международный контекст, взять инициативу в свои руки. Создать такие дискуссионные площадки, на которых можно было бы не только ставить вопросы и свободно обмениваться мнениями, но и разрабатывать арсенал конкретных рекомендаций для реальных политиков, вооружать методикой, информацией, аргументами работающих в этой сфере приднестровских и российских депутатов. И кто знает, может быть, начав с решения проблем, которые, казалось бы, не влекут за собой немедленных и радикальных юридических следствий, мы тем самым сделаем гораздо больше для продвижения этой темы. И огромная геополитическая, военно-стратегическая и прежде всего – человеческая драма в центре Европы получит наконец разрешение в том направлении, которое предполагает историческая справедливость".
Специальный Представитель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по межпарламентским связям, Генеральный Секретарь Межпарламентской ассамблеи государств-участников Сообщества "За демократию и права народов" Г.С. Маракуца рассматривает экономическую блокаду Приднестровья в аспекте соблюдения норм международного права и гуманитарных норм. По мнению политика, эта блокада представляет собой классический сценарий торгового эмбарго. Поскольку, как отмечает Маракуца, международно-правовых оснований для введения новых таможенных правил, являющихся, по сути, экономическими санкциями, у Украины нет и быть не может, а доводы Молдовы о том, что Приднестровье, пользуясь своими таможенными реквизитами, осуществляет массовый экспорт оружия, контрабанду наркотиков, бесконтрольный и массовый трафик людей, являются намеренной клеветой. Решение данной проблемы Представитель Верховного Совета ПМР видит в возвращении Приднестровья и Молдовы за стол переговоров, что возможно лишь при условии восстановления существовавшего с 1997 года статус-кво в торговле.
Во всех выступлениях представителей руководства ПМР проходит рефреном факт непротиворечия норм, закрепленных в Конституции Приднестровья, нормам международного права.
Так, например, Председатель Комиссии Верховного Совета ПМР по внешней политике и международным связям С.Ф. Чебан полагает важным моментом в развитии Приднестровья как правового государства признание положений различных международных документов рамочными нормами права на территории ПМР: "Это, с одной стороны, дает импульс к развитию приднестровского законодательства, а с другой стороны показывает открытость правового поля Приднестровья для других международных субъектов в условиях невозможности полноправно участвовать в Европейских Конвенциях или Конвенциях ООН".
Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, специалист по странам СНГ Т.С. Гузенкова представляет в сборнике результаты актуального экспертного исследования, проведенного в Тирасполе в феврале 2007 года, и показывает неоднозначность и проблематичность правозащитного вопроса в Приднестровье. Так, она высказывает опасения относительно того, что правозащитная тематика может стать ещё одним полем битвы, сферой конфликта для участников процесса урегулирования: "В случае перевода проблематики прав человека в ее принятой ныне интерпретации в повестку переговоров возникает риск формирования очередной тупиковой ситуации. Каждая из сторон, скорее всего, будет по-своему интерпретировать правозащитный компонент. Это, в свою очередь, способно создать дополнительный фактор конфронтации". А потому, убеждена эксперт, необходимо вырабатывать иные критерии оценки и подходы в обеспечении прав человека в условиях непризнанности.
Заместитель директора Института стран СНГ В.Л. Жарихин называет приднестровский конфликт первой серьезной трещиной в цивилизационном разломе, переживаемом Европой. Политолог соглашается с выбранным курсом руководства Приднестровья на независимость, который он называет наиболее правильным и рациональным.
Интересную трактовку борьбы за независимость ПМР демонстрирует политолог С.Б. Мирзоев: "Истинная борьба за независимость Приднестровья происходит в сфере идеального, в сфере интерпретаций, путем противопоставления и конкуренции содержательных тезисов и идеологических концепций истории, современности и будущего республики".
В своем видении возможностей решения приднестровского конфликта политолог солидаризируется с Н.А. Нарочницкой, когда говорит о необходимости активно и самостоятельно разрабатывать концепции и бороться за умы всех, кто вовлечен в исторический процесс самоопределения народа ПМР, "переходить к коллективной наступательной деятельности по созданию интерпретаций, смыслов и их распространению". Примечательно, что российские эксперты сходятся во мнении, что России пора проявить политическую волю и выработать собственную стратегию по урегулированию приднестровско-молдавского конфликта. Так и К.Г. Мяло, политолог и публицист, подчеркивает: "Мы должны обязательно столбить альтернативные варианты, предлагать свой формат выхода из клинча, который на сегодняшний день создают два несовместимых принципа: территориальной целостности государств и права наций на самоопределение".
Сотрудник Института славяноведения РАН О.Б. Неменский избирает в своем анализе обсуждаемой проблемы гуманитарный аспект. Любопытным образом историк показывает, что особый характер приднестровско-молдавского конфликта, не учитываемый в планах по его разрешению, складывается в результате принципиального различия в свойствах приднестровской и молдавской идентичностей. Приднестровская идентичность, по словам Неменского, абсолютно вненациональна, интернациональна: "Приднестровье оказалось островком донационального сознания, с обеих сторон окружённым национальными государствами с сильными традициями националистических идеологий". Вследствие этого, политолог в рассматриваемом нами сборнике, с одной стороны, признает ПМР успешно сложившимся государством де-факто, а с другой стороны, видит "слабость, залог хрупкости всей системы" в самой уникальности Приднестровья как принципиально вненационального государства: "Если граждане Приднестровья начнут объединяться по национальному принципу и отстаивать свои этнические интересы, то республика может просто рухнуть".
В ситуации неопределенности статуса Приднестровской Молдавской Республики и все еще далекой завершенности приднестровско-молдавского конфликта данный сборник видится крайне важным и своевременным. Хочется надеяться, что он станет стимулом для дальнейшей активной политической и научной рефлексии и, тем самым, эффективным шагом в направлении урегулирования сложной и неоднозначной ситуации Приднестровья.

Получить сборник можно, связавшись с Центром общественных и издательских программ Фонда исторической перспективы по телефону: (495) 789-80-87 (Мария Светланова).
Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.