Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Похождения американки в советском приграничье

Похождения американки в советском приграничье

«Бродвейский мюзикл» о начале Великой Отечественной
Максим Кустов
10.05.2007

Недавняя телевизионная демонстрация фильма "В июне 41-го" (Россия - США, Киноальянс, 2003,) показывает, что можно снять о войне, ежели к делу подключаются американцы с их "глубокими" познаниями об этом.

С анекдота начинается сама реклама фильма. В анонсе фильма, размещенном на сайтах KinoExpert.ru - Энциклопедия кино, "Русский Кино Клуб в США", Киноклуб "Евреи и кино", Burning Land и многих других, сказано: "Драматическая любовная история разворачивается на фоне первых дней Второй мировой войны. 20-летняя американка Роза Ашкенази приезжает в маленькую белорусскую деревушку, родину ее родителей. Она хочет собрать музыкальный материал для бродвейского мюзикла. Девушка появляется в Ждановичах 20 июня 1941 года. Через два дня нацистские войска, начавшие наступление на Советский Союз, сгоняют все население деревушки в синагогу и сжигают беспомощных людей заживо. И только Розе удается спастись. Вместе с русским офицером Иваном Антоновым, уцелевшим после гибели своего батальона, Роза пытается догнать стремительно отступающий русский фронт. Между героями вспыхивает настоящая и поэтому трагическая любовь"…

На нескольких десятках сайтов всевозможных российских и американских "киноэнциклопедистов" не нашлось человека, знающего о том, что первые дни Второй мировой были вовсе не в июне 1941 года, а в сентябре 1939 года. Энциклопедисты, что с них возьмешь. Киноэксперты, они же, как дети…

Но сам фильм еще интереснее анонса.

#comm#Что сказали бы чекисты 1941 года, посмотрев его? Американка, приехавшая в Москву на музыкальный конкурс, этак вот запросто едет сама, даже без сопровождающих, в приграничный район Особого Западного военного округа.#/comm#

Вот как себе создатели фильма представляли свободное передвижение иностранки по сталинскому СССР? И не просто передвижение, а, повторяем, в Особый Западный округ, да на самую границу, куда, например, даже жене командира Красной Армии для въезда требовалось разрешение. Да и в относительно либеральные послесталинские времена в приграничные зоны СССР даже советскому человеку не так просто было попасть. Многие из наших современников еще помнят, с какой невероятной морокой было связано их посещение… Для иностранцев же не то что на границе, но и внутри нашей страны многие города и районы были просто закрыты.

Находится местечко, куда так легко и свободно приехала американка Роза, у самой границы, максимум в нескольких километрах, судя по сцене первого боя артиллеристов с немцами. На загадочной приграничной станции лениво жующие что-то чекисты (у них синие фуражки, а не пограничные зеленые) старательно обижают старого еврея, прибывшего из оккупированной немцами Польши. Естественно, Роза не может за него не вступиться. Вот только происходит это, скажем, не во времена борьбы с космополитизмом или "дела врачей", не в январе 1953 года, а в июне 1941-го, совсем в другую эпоху. Главное политическое управление Красной Армии тогда возглавлял Лев Мехлис, главным редактором центральной армейской газеты "Красная Звезда" служил Давид Ортенберг, а самым мощным механизированным корпусом того же Особого Западного округа командовал Михаил Хацкилевич.

Интересно также, как представляют себе создатели фильма еврея, легально покидающего в июне 1941 года оккупированную немцами Польшу? Что сказали бы по этому поводу солдаты на немецком посту по ту сторону границы?

Отдельно стоит оговорить реакцию родственников Розы на ее появление из-за границы, из самой Америки. Иметь родственников за границей советским людям категорически не рекомендовалось. Сколько трагедий было связано с необходимостью указывать в анкете наличие таковых.

С середины 30-х годов даже переписка с родственниками за границей была смертельно опасной. Сесть за письмо "оттуда" или "туда" можно было запросто.

А уж появление живой родственницы не просто из-за границы, а из империалистической Америки могло бы вогнать советских родственников в глубочайший ужас. Шпионаж в приграничной полосе чистой воды. Знаем мы таких сборщиц музыкального материала. Появление Розы (если бы оно было возможно в реальности) стало бы подарком судьбы для местных товарищей "из органов". Явление американки народу их не касается или они, как говорят в наше время, откровенно "забили на службу"?

Глубоко потрясают и боевые сцены фильма. Красноармейцы лейтенанта Ивана Антонова (разумеется, и его и себя его старший товарищ именует "офицерами", коих в Красной Армии тогда не существовало. Появившийся по ходу фильма в лесных дебрях сумасшедший советский полковник, имеющий привычку отправлять на расстрел всех, кто попадется ему на глаза, додумался даже до любопытного выражения "руководящий офицер") бегут открывать огонь из орудий, которые кто-то из парка вывел в поле и заботливо положил рядом снаряды.

Пардон, а кто все это сделал вместо личного состава? Фея - крестная Золушки? Но это еще не все. Немцы (разумеется, пехота у них поголовно с автоматами) идут за "танками" с фантастическими для немецкой бронетехники 1941 года размерами стволов. Кажется, на съемках в роли немецких танков выступают современные 152-миллиметровые самоходные орудия, причем их даже никто замаскировать под старые немецкие танки не пытался. Швырнул советский лейтенант гранату под гусеницу вражеского "танка", а он тут же загорается и взрывается... Экипаж лейтенант расстреливает из пистолета, стоя в полный рост.

#comm#Вообще, Иван Антонов режет ножом и отстреливает немцев из пистолета в количествах просто несусветных.#/comm#

Приятно, конечно, видеть советского командира в роли этакого Рэмбо Тарзаныча, который трех немцев зарежет, затем нескольких из пистолета пристрелит, а тех, кто еще остался, взорвет гранатой. Некоторых немцев Иван просто бьет рукой или пинает, совершенно не заботясь о том, что они вскоре могут очухаться. В промежутках Антонов то спасает, то забывает, то вновь обнаруживает на бедрах развлекающей немцев девицы знамя своего полка.

Девушку Розу из рук немцев, которые сжигают всех евреев в местечке, он отбивает просто голыми руками, и, схватив ее за руку, долго бежит по совершенно открытому пространству. Множество немецких автоматчиков с овчарками решительно не обращают внимания на бегущую пару. Ни собак Иван с Розой не интересуют, ни немцев. Ни стрелять, ни догонять бегущих никто даже и не пытается. (Разумеется, иронические выражения в статье никак не относятся к теме массового уничтожения людей, речь идет исключительно о кинематографических ляпсусах)

Лейтенант Иван Антонов - сын репрессированного советского генерала, который объявится в конце фильма и расскажет Розе, что его вернули на фронт, потому что "им понадобились военные кадры". Происходит это, когда Роза, наконец, попадает в белорусский город Лида, который еще удерживают советские войска. То есть времени с начала войны прошло еще совсем немного. Так когда же генерала успели освободить, откормить, подлечить после лагеря и привезти в Лиду? На груди генерала помимо орденов – знаки за ранение на поле боя, которые на самом деле введены были в Красной Армии приказом НКО № 213 от 14 июля 1942 года.

#comm#Комсомольского значка генерал все же не носит, и на том спасибо.#/comm#

Возникает вопрос - почему сын репрессированного генерала (жена генерала Антонова и соответственно мать лейтенанта тоже арестована) продолжает служить? В части особист такой же бездельник, как и те, что беспрепятственно пустили американку на границу?

Передвигаться по немецким тылам лейтенант Антонов предпочитает либо на немецком грузовике (он не желает идти пешком и говорит, что надо достать транспорт), либо на поезде с немецкими гаубицами!!! Немцы же всегда отличались крайним легкомыслием в охране боевой техники. Идти по лесам, как это в свое время делали реальные окруженцы, Антонов решительно не желает. К своим он тоже выходит, точнее выплывает оригинально – в черной немецкой форме, которую он почему–то снять не сообразил. Увидевший его красноармеец отреагировал единственно возможным в такой ситуации образом – выстрелил и попал…

Перечислить все несуразности этой картины решительно невозможно, да и стоит ли?

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.