Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Почему Татьяна сказала Онегину – «нет»

Почему Татьяна сказала Онегину – «нет»

В ЦДЛ показали программу, посвящённую 190-летию выхода в свет «Евгения Онегина»
Нина Катаева
09.06.2023
Почему Татьяна сказала Онегину – «нет»

Что говорить, любимейшее произведение многих, иные строфы которого с нами навсегда. Сама на спор в школе выучила наизусть четыре главы. Но слушали ли вы «Онегина» при полном аншлаге в зале «объекта культурного наследия», в котором перебывал весь цвет советской литературы?


Атмосфера совершенно особая, а если учесть, что автор музыкально-литературной программы и ведущая концерта Алла Панкова проводит пушкинские вечера в ЦДЛ около двадцати лет, разнообразя тематику и приглашая известных пушкинистов, понятно, что у программы сложился немалый круг постоянных зрителей. На сцене Большого зала Центрального Дома литераторов любят разбирать пушкинские произведения «по косточкам», в качестве «объектов» уже побывали «Капитанская дочка», «Сказка о золотом петушке», не раз – «Евгений Онегин» и многие другие шедевры. В исполнении артистов они звучат и полностью, и фрагментами, в музыкальном сопровождении и в полной тишине, очень часто с комментариями специалистов. Так, в своё время в вечерах принимал участие один из ведущих пушкинистов современности, доктор филологических наук, лауреат Госпремии РФ Валентин Непомнящий. На этом вечере зрители слушали его по видеозаписи. И формула Валентина Семёновича о том, что «Евгений Онегин» – «монументальное воплощение характера и души народа, обозначившее главный вопрос бытия – о смысле жизни и месте человека в мировом порядке» не теряет актуальности. Неслучайно вот уже не первый год 6 июня, в день рождения А.С.Пушкина, в России отмечают День русского языка.

Пушкинские вечера проводятся при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, в рамках проекта «С Пушкиным в XXI век», руководит которым депутат Госдумы, н.а. Дмитрий Певцов.

Говоря о явлении Пушкина в России, Певцов уместно апеллировал к крылатой фразе о том, что Государство Российское напрямую управляется Господом Богом, иначе невозможно объяснить его существование. «Если внимательно посмотреть на историю нашей страны, – сказал он, – увидим, что в каждом столетии были моменты, времена и годы, когда совершенно непонятным образом и только с Божьей помощью наша государственность оставалась неизменной. И неслучайно именно здесь, в Богом хранимой стране – России родился поэт, давший нам язык – Александр Сергеевич Пушкин. И обязанность наша – сохранять его».


«Москва! Как много в этом звуке…»

 Помню горячие споры в студенчестве – Москве или Петербургу в большей степени принадлежит Пушкин. Судя по тому, как был выстроен вечер в ЦДЛ, победа осталась за москвичами. Пушкин родился в Москве, в Немецкой слободе, крещён был в Елоховском соборе, венчался в храме Вознесения Господня, молодожёном жил в доме на Арбате, часто бывал у дяди на Басманной, в Доме Нащокиных на Покровке, во многих других домах. Да что там, невеста его Наталья Николаевна Гончарова жила на Никитской. И многие его герои обитали в древней столице, например, гробовщик Адриян Прохоров… Татьяну Ларину Пушкин отправил на ярмарку невест, а уж как душевно и красочно описал Москву, ни с каким другим городом не сравнить.

Иллюстрации всех этих «точек» зрителям показали на экране. Собственно, экран (режиссёр видеопоказа Ирина Панкова) на равных участвовал с артистами – н.а. Валентином Клементьевым, з.а. Татьяной Шалковской, актрисой Центра драматургии и режиссуры Натальей Худяковой, читавшими фрагменты из «Евгения Онегина и напоминавшими нам о ярких событиях из жизни поэта. Рассказывая о московском периоде, Алла Панкова посетовала, что слишком часто вспоминают африканское происхождение поэта, забывая, что у Пушкина были две русские бабушки – по отцу Ольга Васильевна Чичерина и по матери Мария Алексеевна Ганнибал, и обе сыграли большую роль в его жизни. С Москвой у поэта были связаны самые яркие первые впечатления. «Москва того времени удивляла современников странным смешением древнего и новейшего зодчества, – писал Константин Батюшков, – резкими противоположностями в строениях и нравах жителей, здесь соседствовали роскошь и нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских времен и неимоверная ветреность».

Ольга Васильевна завела в 1797 году свой московский двор с каменными и деревянными строениями, с садом, оранжереями, с рыбой в пруду. Несмотря на то, что она умерла, когда внук был мал, но аристократические корни, удивительная духовная составляющая, характер и вообще установка на здравомыслящий уклад жизни, по словам ведущей, были сформированы именно ею. Дед Лев Александрович Пушкин дал сыновьям блестящее образование, в доме все увлекались литературой, и в нём, по выражению Василия Львовича Пушкина, царствовала любовь. Дед скончался в 1790 году в своём доме на Божедомке, и был похоронен в Донском монастыре. Дом деда продали, и с тех пор Пушкины не имели своего жилища в Москве. Переехали поближе к центру. Дом, в котором родился поэт, сгорел во время пожара в Москве, теперь на этом месте школа, названная его именем. Поблизости, на Бауманской площади, расположена Библиотека имени Пушкина, одна из старейших в Москве, её попечительницей была Мария Александровна Гартунг, старшая дочь поэта.


 Вольтерьянцы против русских сказок

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны, внучки знаменитого генерал-аншефа Ганнибала. Предки его впервые упоминаются в русских летописях как сподвижники князя Александра Невского. Детские годы поэта проходили на бывшей Немецкой улице и в тесных переулочках У Харитонья в Огородниках. В раннем детстве Пушкин любил наблюдать за жизнью московских улиц, в родовом имении, в подмосковной деревне Захарово, где семья поэта проводила лето, и где жила его бабушка Мария Алексеевна, любил общаться с простыми людьми, слушал сказки, народные песни, интересовался простонародной жизнью. Позднее поэт напишет: «Взгляните на русского крестьянина, есть ли тень рабства или унижения в его облике? О его смелости и смышлёности и говорить нечего».

В жизни маленького Пушкина русская стихия ярче всего воплощена в бабушке Марии Алексеевне и няне Арине Родионовне, вокруг них существовал отдельный мир, уютный и тёплый, более понятный детям, чем материнская гостиная с французским языком.

Именно от бабушки и няни, слушая их рассказы о старине, песни, былины, сказки, Пушкин получил представление о русском быте и подлинной русской речи. Около отца и матери царили молодые вольтерьянцы с их фривольностью, а на бабушкиной половине был свет, мудрость, благочестие и теплота сердца. И даже трудно сказать, о какой из двух своих первых наперсниц думал 17-летний лицеист, когда писал: «Ах! умолчу ль о мамушке моей…»

Особенно Пушкину полюбились песни и сказки няни: «Что за прелесть эти сказки, каждая из них целая поэма!». «Арина Родионовна представительствовала перед ним от имени России, – говорил Непомнящий, – вмещая в себя весь огромный багаж народной культуры, который сложился к этому времени за несколько веков. Пушкин был не особенно любимым ребёнком в семье, родителям, людям светским, было не до него, для них был труден его переменчивый характер, этим он раздражал мать. А когда приехал в Михайловское, вовсе оказался в одиночестве, и няня создала для него подобие семьи. Он хранил её письма и, конечно, самое знаменитое, в котором она пишет: «Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду Вас… Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю!.. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться… Остаюсь Вас многолюбящая няня Ваша Арина Родионовна».


Дорога от Басманной до Никитской

Зимой 1828-1829 гг. на одном из московских балов Пушкин встретил 16-летнюю Наталью Гончарову: «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете, и я полюбил её. Голова у меня закружилась, я сделал предложение», – вспоминал Пушкин в одном из писем. И не случайно на вечере прозвучал романс Глинки на одно из самых эротических стихотворений Пушкина – «В крови горит огонь желанья…». Страстная влюблённость в Гончарову шла рука об руку со вселенской грустью. 9 сентября 1830 года Александр Сергеевич заканчивает повесть «Гробовщик» и рисует на последней странице свою невесту с возницей в похоронном плаще. А начинается повесть так: «Последние пожитки гробовщика Адрияна Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом». На Басманной Пушкин родился и был крещён, на Никитской жила семья Гончаровых. В тот же день жених пишет невесте: «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, простите меня, верьте, что я счастлив только там, где вы». А ещё за неделю до этого от Пушкина пришло к Плетнёву совсем грустное признание: «Тоска, тоска, чёрт догадал бредить о счастье, как будто я для него создан, грустно, душа моя». Настроения эти отражены в «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье\Мне тяжело, как смутное похмелье»), полной противоречивых размышлений о собственной жизни, но не лишённой надежды на «наслажденья» жизни.


Пушкин на передовой

Алла Панкова напоминает, что отдельной книгой роман «Евгений Онегин» вышел в мае 1833 года, 190 лет назад. Роман-юбиляр и роман-борец, кто бы знал, что такая ипостась появится у Онегина?

«Сегодня Пушкин совершенно неожиданно для всех, – говорит ведущая, – оказался на передовой: кроме сведений о событиях СВО, а военные действия идут уже на территории нашей страны, нам сообщают, что уничтожены памятники Пушкину в Латвии, Литве, Польше. Послушаешь и задумаешься, а чем же так страшен Пушкин? А тем, что несёт в себе заряд невероятной духовной значимости России, русского самосознания, русского языка».


Артисты по очереди читают отрывки из «Евгения Онегина», идут по канве, не теряя нити сюжета, активно перекликаясь с музыкантами, исполняющими фрагменты из одноимённой оперы Чайковского. «Не мысля гордый свет забавить…», «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей…», «Два дня ему казались новы уединённые поля…», «Итак, она звалась Татьяной…», «Я к вам пишу – чего же боле?», «Судьбу мою отныне я тебе вручаю…», «Волшебный яд желаний…», «Цветы, любовь, деревня, праздность…», «Иди же к невским берегам…»

Предлагаем вниманию читателей комментарии Валентина Непомнящего, который, считаю, ответил на самые жгучие вопросы читателей романа: почему Онегин убил Ленского, и почему Татьяна не сказала ему «да» в финале. Это необычный взгляд на роман, литературовед выносит историю отношений Татьяны и Онегина из гостиных и садов на просторы Вселенной, где решается судьба России.

«Евгений Онегин» – это роман жертв. Ленский принесён в жертву автором – ради того, для того, чтобы не погибла Татьяна. Он знал, что Ленский должен погибнуть. А Татьяна жертвует собой для Онегина, чтобы его спасти, жертвует своей любовью, счастьем, которое «было так возможно, так близко». Известна же фраза Пушкина: «Представь, какую штуку удрала моя Татьяна – она замуж вышла!..».

***

«Сон Татьяны» – это что-то закодированное о судьбах России. Сон являет образ истории России после Петра – как длящуюся катастрофу. Россия с огромным трудом входит в систему, которую ей придумал Пётр, это западная система ценностей.

И далее: «И это продолжается который век – та чудовищная бесовщина, которая кричит на Россию: «Моё, моё!». Вот Онегин – Россия и Татьяна – Россия, Россия элитарная и Россия народная, человеческая, Татьяна любит Онегина, но понимает ужас его положения и его странную сущность.

Этот человек потребитель, всё время соблазняемый чуждыми силами, интересами, идеологиями. Он хозяин мира и в то же время раб собственных хотений. И тут возникает самое страшное для Татьяны.

Вот этот нежный взгляд. Понимаете, сначала он обозлился на Ленского, имеет право, потом пожалел её и посмотрел на неё нежно. И тем самым совершил преступление. Он же сказал этой девочке, что любви нет, и ничего не получится, а сам пришёл и тут же посмотрел нежно… Я вас люблю любовью брата, \И, может быть, ещё нежней. Это преступление перед Татьяной, он думал только о том, чего ему хочется… После этого она совершенно рассыпалась, а он… пошёл флиртовать с Ольгой, и этого она уж никак не могла понять. И она исчезает из действия главы, потому что абсолютно выключена из того, что происходит, она занята только этим ужасом, который не может понять. Девушка с её характером в такой ситуации: есть человек, которого она любит, и никогда не перестанет любить, но хода в этот мир ей нет. Только «с медведем» – замуж или в монастырь. И она решает ехать в Москву. Они едут по той трассе, по которой Пушкин ехал из Михайловского в Москву, и почему-то появляется Наполеон… Татьяна едет в Москву, на ярмарку невест, а тут Наполеон. Пушкин вспоминает, как он ехал на встречу с императором, и как Россия спасла Европу от узурпатора. Москва – это грандиозное авторское отступление с комком в горле.

***

«Эти «архивны юноши» – будущие русские любомудры, передовые люди, которых Жуковский называл «демократией». Они неблагосклонно смотрят на Татьяну, она им не нравится. И никому она не нравится, только три человека обратили на неё внимание – один Вяземский, друг, второй – какой-то то «шут печальный», который пишет стихи, и который в Татьяне видит идеал, ой, кто бы это мог быть… И наконец генерал. И вот идёт странный финал в духе Гомера – «Пою приятеля младого» (которого нет в этой главе вообще) «Благослови мой долгий труд,\ О ты, эпическая муза!» Это он говорит, как бы стоя рядом с Татьяной, эпическая муза - сестра музы трагедии, предмет которой судьба народа. Этот частный сюжет уже готов выплеснуться в жизнь, в судьбы России».

***

«Это попытка все-таки выглянуть за пределы положенного твоему разуму (о последней встрече Татьяны с Онегиным. – Ред.) и посмотреть, в пространстве какой тайны существует Россия, которая ею всё время мучается. Евгений (с греч. – благородный) тоже бросает свой крест человеку, он не понимает, что такое настоящее благородство, он благороден только тогда, когда ему легко, и это тоже в своём роде самоубийственно, и Татьяна, сама этого не зная, пытается его от этого спасти. Он упал к ногам Татьяны, и она, «не сводя с него очей», всё ему прощает – и убийство, и разговор в саду, и потом начинает свой монолог, многие воспринимают его как монолог мести. Ничего подобного, она объясняет, что ему нравится вот эта мишура, которой она окружена, а её саму он не видит.

Если бы Татьяна сказала Онегину «да», это было бы ужасно прежде всего для него и для неё тоже. Это была бы ещё одна победа в «науке страсти нежной», ещё одно любовное приключение, только более яркое, чем другие, и это всё упало бы в грязь. Он перестал бы её уважать, сам не желая этого, и она бы перестала. Эта любовь бы кончилась, и дальше с ним вообще ничего уже не могло бы произойти. Она сказала – «нет».

Существует две России – настоящая, истинная, и беглая, которая эту истину хочет сделать беглой. И от того, которая из них победит, зависит, уйдет ли моё Отечество, как град Китеж, погибнет, как крейсер Варяг, или она поможет человечеству остаться человечным и спастись.

Не знаю, думал ли Пушкин об этом, но он сделал эту сцену, написал: когда женщина – одна Россия говорит другой России: «Люблю тебя, но за тобой не пойду, потому что не хочу, чтобы ты погиб, и я вместе с тобой. И уходит, а он остаётся, как громом поражённый, и стоит вот уже почти два века, это мы стоим, и она не даёт ответа, потому что ждёт его от нас».

***

Завершился вечер романсом Иосифа Геништы на слова Пушкина «Погасло дневное светило». Арии из оперы Чайковского «Евгений Онегин», романсы и музыкальные пьесы на вечере исполняли солисты «Новой оперы», з.а. Республики Башкортостан Елена Терентьева и Артём Гарнов, а также лауреат международных и всероссийских конкурсов скрипачей София Федотова. Автор музыкальной партитуры з.а. России, профессор Московской консерватории, пианистка Полина Федотова.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.