Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Почему Гудериан "тридцатьчетверок" боялся

Почему Гудериан "тридцатьчетверок" боялся

О Великой Отечественной теперь можно почитать не только мемуары
Максим Кустов
16.03.2007

Наконец-то у нас, после очень длительного перерыва, стали выходить новые прозаические произведения о Великой Отечественной войне. Наконец-то молодежь сможет получать достоверную информацию о войне не из американских киноагиток типа "Спасения рядового Райана" и доморощенного экранного хулиганства "Штрафбатов" и "Сволочей", не из потока феноменальных радиоляпсусов "Эха Москвы" с непременно перевранными важнейшими датами и фактами.

Что должен отвечать учитель истории, услышав от ученика такой, например вопрос: "Если танк Т-34 был такой замечательный, если его "не брала" немецкая противотанковая пушка, то почему они не переломили ситуацию на фронте, почему в 1941 году Красная Армия отступала? Рекомендую книги Ивана Кошкина "Когда горела броня" и "За нами Москва", ( Москва, "Яуза" "Эксмо" 2006, 2007). Они помогут ответить на этот и многие другие вопросы относительно трагических событий 1941 года.

Писатель Иван Кошкин в интервью объяснил причины массового незнания истории Великой Отечественной войны: "В советское время, к сожалению, определенные темы в истории войны были под запретом. Кроме того, советские идеологи, особенно в 70-е и первую половину 80-х, вообще похоронили тему войны.

#comm#Само понятие "подвиг" было заезжено и затерто, чего стоило повсюду втыкаемое словосочетание "массовый героизм".#/comm#

Вся эта вакханалия вкупе с лакировкой действительности привела к тому, что война, в которой решалась судьба народов СССР, превратилась в пошлый лубок. А на лубок у народа выработался рвотный рефлекс – отсюда и анекдоты и т. д. С началом перестройки маятник немедленно пошел обратно, и огромное количество профессиональных (и не очень профессиональных) журналистов, бывших пропагандистов, комсомольских работников и т. д. принялись отдирать с темы войны глазурь и мазать вместо нее "соки своей души". Ну и мозга, если можно так выразиться. Причем идеологический напор был как бы не посильнее, чем у советских работников языка и авторучки. В советское время помимо вранья и лакировки давали и некоторую картину событий, скажем, 12-томная советская "История Второй мировой войны" используется до сих пор как неплохой справочник. Издавались немецкие мемуары и немецкие работы, причем довольно приличными тиражами. Потом был более чем десятилетний провал, когда все средства массовой информации давали не просто искаженную, как в советское время, но полностью мифологизированную картину событий. Начало было положено книжкой "Ледокол" В. Резуна, известного как Виктор Суворов. Сейчас картина войны в голове у обычного россиянина куда дальше от реальной, чем в советское время".

Действительно, в последние десятилетия стало модным публиковать все новые и новые "данные" о количестве погибших в годы Великой Отечественной войны по принципу "чем больше – тем страшнее" и, следовательно, читабельнее. Столь же популярными стали сочинения о "поражении"(!?) Красной Армии в битве под Москвой (вот изумились бы немецкие ветераны из группы армий "Центр", прочитав эдакое), о том, что в сражении под Прохоровкой вермахт потерял всего лишь пять танков… Мемуары немецких генералов в таких творениях стали восприниматься как некая истина в последней инстанции. Не менее широко стали публиковаться презрительные отзывы немецких военачальников о Красной Армии. Тем не менее, у читателя возникала вполне резонная мысль о том, что каких бы успехов ни добились немцы в первой половине войны, впоследствии они все-таки были наголову разгромлены. Если Гудериан такой умный, то почему он такой битый?

#comm#Читая книги Кошкина, читатель сможет получить ответ и на этот вопрос, наглядно представить себе, как страшно сказывалась на положении советских войск в 1941 году господство в воздухе немецкой авиации, способной быстро реагировать на удачные атаки танков и пехоты, как немецкое 88–мм. зенитное орудие стало эффективным средством борьбы с "тридцатьчетверками" и "КВ". #/comm#

Особенной удачей автора, на мой взгляд, стала третья часть книги "За нами Москва" - "Мценск".Здесь он детально разобрал, как говорится, "разложил по полочкам" бои начала октября 1941 года под Мценском. Здесь танкистам полковника Михаила Катукова ( за эти бои получившего генеральское звание, впоследствии маршала бронетанковых войск) используя танковые засады, удалось причинить тяжелые потери немецкой танковой дивизии из танковой группы генерала Гейнца Гудериана.

Сам Гудериан впоследствии написал об этом так: "6 октября... 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить... Потери русских были значительно меньше наших".

О том, как учились побеждать советские танкисты и пехотинцы и узнают читатели книг "Когда горела броня" и "За нами Москва". Остается надеяться, что вскоре появятся новые произведения этого автора, в которых сражения 1942-1945 годов будут показаны столь же детально и убедительно.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.