Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Победа Диего Риверы

Победа Диего Риверы

Картина из музея А.С.Пушкина впервые выставлена в Мехико
Анатолий Медведенко
16.10.2007
Победа Диего Риверы
В пятидесятую годовщину кончины художника оно украсило одну из экспозиций.
Выставку торжественно открыл президент Мексики Фелипе Кальдерон, ведь автор «Славной победы» - один из самых  выдающихся мастеров кисти, оказавшей неоценимое влияние на формирование истории, политики и культуры страны. Важно и то, что она была впервые выставлена на родине, хотя  написана более 50 лет назад. Объясняется это необычной историей картины. Многие десятилетия ее местонахождение не было известно, потребовались усилия многих заинтересованных лиц, включая и представителей правительства, прежде чем «Славная победа» оказалась в Мехико.
Картина была создана во второй половине 1950-х годов. Ее сюжет подсказало конкретное событие: вторжение в Гватемалу американцев 18 июня 1954 года, в результате которого в этой центральноамериканской республике был свергнут прогрессивный по тем временам режим Хакобо Арбенса. «Этой работой, - говорил тогда Ривера, - я хотел выразить протест против диктаторских режимов и международного империализма».
На переднем плане художник изобразил «виновника» случившегося - президента США генерала Дуайта Эйзенхауэра. Его приветствуют представители духовенства, крупного капитала, те, кто вслед за интервентами пришел к власти. А вокруг президента, окруженного надежной охраной - тела убитых гватемальцев, оказавших сопротивление оккупантам. Так что название полотна звучит в высшей степени иронично.
Учитывая пропагандистский характер картины, Национальный фронт пластических искусств - так назывался один из руководящих органов культуры - решил включить ее в передвижную выставку работ мексиканских художников, подготовленную для европейских стран. «Славная победа» отправилась в длительное путешествие и... домой не вернулась. Позже выяснилось, что она оказалась в запасниках Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Когда и как она туда попала, неизвестно. Но известно, что мексиканцы не раз предпринимали попытки если не вернуть полотно, то хотя бы вывезти его на родину, на временную выставку. Картина, по мнению экспертов, видевших ее, находилась в прекрасном состоянии.
В ноябре 2003-го в мексиканской столице мне довелось встречаться с Америко Мануэлем Санчесом, директором Музея Риверы. «Я убежден, что картина «Славная победа" должна находиться в одном из столичных музеев, связанных с жизнью и творчеством выдающегося художника. И наши власти обязаны вплотную заняться решением этого вопроса», - говорил он.
Ну а пока оригинал находился в Москве, соотечественники Риверы и поклонники его таланта довольствовались созерцанием уменьшенных копий картины, хранящихся в Мехико.
Усилия мексиканцев в определенной степени увенчались успехом. Как сообщила журналистам директор Национального института изящных искусств Тереса Франко, с руководством Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина удалось договориться о том, что полотно Риверы отправится во временную командировку в мексиканскую столицу, где «примет участие» в юбилейных мероприятиях. И, как полагают мексиканцы, «Славная победа» - не единственное произведение Диего Риверы, «затерявшееся» в запасниках московского музея.
В галерее Долорес Ольмедо Патиньо в Мехико, где собраны подлинные произведения Риверы, мое внимание привлекла уменьшенная фотокопия не менее известной картины того же Диего Риверы «Кошмар войны и мечты о мире». Рядом - табличка, поясняющая, что оригинал внушительных размеров - 40 квадратных метров. В 1953 году картина исчезла. В другом музее художника представлены эскизы и наброски к этому полотну, позволяющие проследить, как оно создавалось, какой труд вложил художник в свое творение. Среди них - и огромные, во всю стену, бумажные листы с карандашными рисунками.
«Кошмар войны и мечты о мире» был написан в 1952 году в течение 35 дней. По жанру панно скорее напоминает плакат. И не удивительно, если учесть его агитационный характер.
Сюжет картины прост - сбор подписей в Мексике под воззванием в защиту мира, в котором активно участвовал сам Ривера. На полотне он запечатлел и своих именитых партнеров по этому важному мероприятию. Здесь и генерал Эриберто Хара, возглавлявший в те годы Национальный комитет защиты мира, поэты Энрике Гонсалес и Эфраин Уэрта, супруга художника Фрида Кало в инвалидной коляске. Сбор подписей проходит на фоне ужасов войны в Корее: зритель видит расстрел военнопленных, казнь корейских патриотов, пытки. А в верхнем углу слева - крупным планом изображения Мао Цзедуна с белым голубем мира и Сталина, протягивающего авторучку представителям США, Франции и Великобритании: «отец народов» будто приглашает их поставить свои подписи под воззванием.
Как мне рассказал Америко Мануэль Санчес, полотно было сделано по заказу Национального института изящных искусств и предназначалось для выставки мексиканской живописи, которая должна была экспонироваться в Париже, затем - в Буэнос-Айресе. Однако во французскую столицу картина не попала: оргкомитет, обратив внимание на ее главных персонажей, Сталина и Мао Цзедуна, счел ее «излишне пропагандистской». На демарш Парижа мгновенно отреагировали в СССР. Высоко оценив труд Риверы, газета «Советское искусство» 6 сентября 1952 года опубликовала статью с пафосным заголовком «Мечты о мире не запретишь».
Отказ парижского оргкомитета не расстроил Риверу. Договорившись с друзьями, он все же устроил показ картины в разных странах Европы. Она побывала в Польше, Германии, Чехословакии, Советском Союзе, Китае. На каком-то этапе «турне» работа затерялась, и в Мексику не вернулась. Найти ее так и не удалось. Мануэль Санчес полагает, что полотно может находиться в Китае. Впрочем, не исключает, что во время культурной революции оно было уничтожено.
Правда, есть и другая, более оптимистичная версия. В марте 2000-го газета «Реформа» со ссылкой на ведущих мексиканских экспертов сообщила, что полотно хранится... в запасниках Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Его якобы «лично видела в Москве» немецкий искусствовед Кристина Буррус, живущая в Париже.
Но впоследствии она не была столь категорична в своих утверждениях. Тем не менее эту версию подтвердила дочь художника, Гуадалупе Ривера Марин. В том же 2000-м на одной из пресс-конференций она утверждала, что в 1956 году ее отец будто бы подарил картину правительству СССР - в знак благодарности за усилия советских врачей, лечивших его от рака.
Да, в сентябре 1955 года Диего Ривера приехал в Москву - как оказалось, в последний раз. Художник был неизлечимо болен, его поместили в Боткинскую больницу. Врачи сделали все, чтобы облегчить его страдания, но вернуть здоровье было невозможно. На больничной койке Ривера продолжал напряженно работать - писал непривычные для него зимние пейзажи, портреты медсестер, делал наброски с натуры, рисовал сценки, увиденные через окно больничной палаты, игравшую детвору.
Вернувшись в 1956-ом на родину, он превратил эти эскизы в картины: так родилась серия, условно названная «Московские сюжеты». Сколько в нее входило работ, трудно сказать. В музее Долорес Ольмедо Патиньо я видел шесть картин: написанные маслом «Мальчишка», «Русская девочка с портфелем», «Мальчик, катающийся на санках", акварели «Мальчик с мороженым», «Медсестра», «Мальчик с санками». Никогда Диего не был таким нежным, лиричным, никогда, казалось, он так не любил своих героев, как в этих картинах.
К этой серии можно добавить еще одно живописное полотно - демонстрация на Красной площади 7 ноября 1955 года, которую он рассматривал из окна своего номера в гостинице «Националь», куда специально приехал на один день из Боткинской больницы.
Это были его последние штрихи. 24 ноября 1957 года Диего Ривера скончался.
Итак, в апреле 2004 года правительство Мексики решило официально обратиться к России и Китаю с просьбой о помощи в поисках пропавшей картины. О реакции российской и китайской сторон ничего не сообщалось. Мексиканцы не отчаиваются и полны надежд, что поиски и этой картины также увенчаются успехом. И кто знает, быть может, придет день, когда панно «Кошмар войны и мечты о мире» займет свое место в одном из национальных музеев.
Неслучайно эти полотна искали и ищут именно в музее имени А.С.Пушкина: Диего Риверу многое связывало и с Советским Союзом и непосредственно с Москвой. Впервые с художником россияне  встретились... на страницах романа Ильи Эренбурга «Необычные приключения Хулио Хуренито и его учеников». В этом, одном из первых своих крупных произведений, писатель рассказывал о мексиканской революции, а прототипом главного героя послужил Ривера. Молодой литератор и будущая мексиканская знаменитость встретились в Париже в начале прошлого века. Знакомство быстро переросло в тесную дружбу. К тому же Диего был женат на россиянке, тоже живописце, Ангелине Беловой, и Эренбург частенько заглядывал в дом к соотечественнице. Именно в ее переводе «Хулио Хуренито» вышел на французском языке в Париже в 1922-ом.
То, что писатель придал своему герою многие черты мастера настенной живописи, не новость. Эренбург сам говорил об этом в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» так: «Когда я писал свой роман, я вспоминал рассказы Диего».
Рассказы эти, надо заметить, были не всегда достоверны, но всегда увлекательны: Диего Ривера слыл фантастическим выдумщиком. Он мог на ходу придумывать истории, о которых за минуту до этого сам понятия не имел. И так живо представлял их собеседнику, что тому оставалось лишь одно - верить мексиканцу.
Молодой Эренбург не только принимал эти фантазии за чистую монету, но использовал их в своем романе. Например, известно, что Ривера не участвовал в революции 1910-1917 годов, но он вдохновенно и со вкусом рассказывал различные эпизоды своей «революционной деятельности». Были и другие спорные факты в его биографии. И, тем не менее, уже тогда многие из окружения Эренбурга и Риверы отождествляли мексиканского художника с Хулио Хуренито.
Мексиканский художник был тесно связан с российскими писателями, поэтами, кинорежиссерами, с которыми познакомился еще в Париже. Но наша страна влекла его еще задолго до этих встреч. Он признавался, что «с детства был влюблен в Россию».

Мехико - Москва
Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..