Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2019
Пивоваров с белым флагом

Пивоваров с белым флагом

Размышления после очередной НТВ-премьеры
Олег Пухнавцев
29.09.2010
Пивоваров с белым флагом

Пока профессиональные историки нервно глотают воздух по ту сторону экрана, ведущий называет СССР ещё и союзником Германии…

Сытая холоднокровная ящерица проводит рекогносцировку. Направление выбрано: в немигающем глазу отражаются руины Брестской крепости. Что влечёт её туда?
…Алексей Пивоваров выявляет замысел загодя – анонсом названия «Брест. Крепостные герои». Дата премьеры тоже с подтекстом: 22 сентября 1939 года состоялся совместный парад подразделений вермахта и Красной армии. Пивоваров заходит с краплёного козыря: «В честь нерушимой советско-германской дружбы в Бресте проводится местный парад». Итак, замысел пропаганды ясен сразу и будет подтверждён далее. Автору необходимо поставить знак равенства между нашими и фашистами. Именно поэтому Алексей Пивоваров, награждённый медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», ни разу не назовёт наших «нашими», ни разу не использует слова «оккупант», «фашист», «нацист».

Чтобы поставить знак равенства, следует облагородить агрессора и принизить жертву. Нужно рассказать о фашистах, как делал бы это собиратель оловянных солдатиков: иногда пуская слюну, любуясь разнообразием коллекции.

Нужно воспользоваться обычным аргументом насильника: жертва, мол, сама виновата. Грех Родины в том, что к насилию подготовилась плохо.

Драматургия требует конфликта. Конфликт «фашисты – русские» авторов не интересует, следовательно, необходимо воспользоваться стандартным приёмом современного кино.

Наши будут бороться со своими, выявляя негодяев, трусов и извергов в собственном окопе. Вместо карикатурного особиста в случае с Брестской крепостью появится образ комиссара. Вот цитата, а интонацию, к сожалению, к делу не пришьёшь: «Фомин – начальник, но не командир, он – политический работник, поставленный в войска следить за идеологической чистотой рядов. То, что комиссар за командиром надзирает, особо и не скрывалось». Путаный текст о комиссарах хорош именно этим своим качеством – только так можно создать абстрактный образ зла, в котором самое страшное – неясность его очертаний. Однако нужна и конкретика. Ефим Моисеевич Фомин – хрестоматийная фигура, один из руководителей защиты Брестской крепости, о нём написаны книги, статьи в газетах, но Алексей Пивоваров повествует, «отстранившись от сложившейся за советские годы мифологии». В этой компьютерной игре комиссар не может быть хорошим. По Пивоварову, Фомин – личность сомнительная: «…в середину немецкого отряда бросаются красноармейцы – бойцы, которых подчинил себе комиссар Фомин…» Что это значит? Автор пытается представить комиссара самозванцем? Но дальше следует обвинение с более ясной формулировкой и акцентированным пафосом: «Сам он, правда, в атаку не идёт, приказав возглавить её комсоргу Матевосяну». Не будем останавливаться, чтобы попросить у Пивоварова разъяснений, должен ли был комиссар в обстоятельствах этого конкретного боя возглавить атаку, не станем интересоваться, каковы у Пивоварова источники информации. Просто приведём цитату из послевоенного письма Михаила Носова, участника защиты крепости, адресованного сыну комиссара – Юрию Фомину: «…Немцы начали штурмовать крепость со всех сторон. Комиссар лично ходил в штыковую атаку, своим примером воодушевлял воинов… Ежедневно нам приходилось отбивать несколько атак, и всегда он был с нами».
Ещё Алексей Пивоваров рассказывает, что Фомин переодевается в солдатскую гимнастёрку и «стрижётся коротко под красноармейца, чтобы его и причёска не выдала».

Для лучшего усвоения материала Пивоваров начинает переодевать безголовых манекенов, подробно рассказывая, чем офицерская форма отличается от солдатской.

Здесь надо поблагодарить автора, что он не стал использовать модель человеческого скелета, хотя с кинематографической точки зрения это было бы гораздо эффектнее… У Пивоварова есть вопрос: зачем Фомин надевает форму красноармейца? Автор рассуждает: «Потом будут много рассказывать о немецких лазутчиках, переодетых в советскую форму, нет, они здесь ни при чём. Командирам и особенно политработникам действительно грозит пуля в спину, но вовсе не немецкая…» Оказывается, вся эта бутафория с переодеванием манекенов, представляющая комиссара трусом, нужна, чтобы перейти к важной для Пивоварова теме «западников». Оказывается, именно их, обиженных советской властью, вынужденных «привыкать к очередям, дефициту и прочим радостям советского быта», боялся Фомин. И нужно отметить, не зря, виртуальный выстрел в спину раздался через 69 лет. Человек, хорошо понимающий мотивы «западников» – западник Пивоваров, – не промахнулся.
Однако погиб Ефим Фомин всё-таки от немецкой пули. Вот как рассказывает об этом автор: «Солдатская гимнастёрка не спасает комиссара, почти сразу выданный кем-то из своих, Фомин отведён в сторону и без лишних разговоров расстрелян. Почему так спешно, тоже вопрос, в других случаях немцы оказывали пленным командирам известное уважение». Пропустим очередной факт нацистского гуманизма, послушаем дальше: «Самое простое объяснение, что Фомин политработник, а может, ещё проще: солдаты 45-й дивизии не простили Фомину своих расстрелянных товарищей». Уточним, «товарищи» представляют 45-ю дивизию вермахта. Мотив «благородной мести» должен сгладить впечатление от убийства фашистами советского героя.
В рассказе о смерти Фомина автор ясно выказывает не только взгляды на историю, но и своё мировоззрение. Впрочем, и многие режиссёрские решения фильма дают понять, кто и зачем создавал его. Наиболее показательным выглядит эпизод о сдающихся в плен красноармейцах. В нём использован метод контрапункта – эдакая претензия на «большое кино». Хроника идущих солдат с обречённо поднятыми руками сопровождается бравурной «Катюшей». Возникающий новый смысл – злорадство фашистской киноагитки, но авторы как будто не чувствуют этого.

В фильме защита Брестской крепости является поводом поговорить о других, более важных для Пивоварова темах: Катыни, пакте Молотова–Риббентропа, Брестском мире.

Героизм защитников крепости нужно разбавить зловещими историческими интерпретациями. Но не только ими. Лучший из учеников Парфёнова ищет «интересненькие факты», «любопытные совпадения», демонстрирует фирменную ироничность, за которой – абсолютный космический вакуум: «В 1917-м в Белом дворце Брестской крепости подписывают знаменитый Брестский мир. 23 февраля, когда большевики принимают все условия Германии и немцы останавливают наступление, позже объявят днём рождения Красной армии. И вот в 41-м эта армия будет отбиваться от немцев в том самом дворце. Если бы не трагизм ситуации, стоило бы признать, что история бывает очень иронична».
Немецкая армия заслужила у Пивоварова бóль­шее уважение: «…Вермахт (сколько ещё раз в этой войне проявит он своё отличие от Красной армии) не воюет числом. Поняв, что русские не сдаются – немцы отводят войска». Ну вот, ещё одна фраза из трофейного кино. Каждый раз в фильме Пивоварова фашисты проявляют благородство, поступают гуманно с ранеными, пленными: «…женщин отпускают, мужчин гонят прочь». Удивимся этой странной манерной конструкции – «гонят прочь», заимствованной как будто из лексикона какой-то неведомой немецкой гувернантки… А наши поступают с пленными иначе – убивают вилами, чтоб не тратить патроны.

Учитывая, что «парфёновщина» является синтетическим жанром, нет ничего удивительного в поиске Алексеем Пивоваровым курьёзов, которые позволят вспомнить о главной задаче проекта – поставить знак равенства между нашими и фашистами.

Лучше всего, конечно, поместить их в одном кадре. Зрителям предлагается история встречи Гудериана с генералом Кривошеиным в 39-м: «Какая поразительная сцена: честный служака фюрера и еврей-большевик ведут аристократическую беседу на французском». И подытоживает оскорбительным штришком – «расстаются почти друзьями». Во имя утверждения концепции можно вскользь упомянуть Семёна Моисеевича Кривошеина, героя Отечественной войны, чтобы он остался в памяти зрителя «другом Гудериана». А ведь Кривошеин – Герой Советского Союза, кавалер орденов Кутузова 1-й и 2-й степеней, ордена Красной Звезды, трёх орденов Ленина, боевой генерал, раненный на фронте, дошедший до Берлина… Хотя, конечно, перечисление заслуг – это чуждая Пивоварову мифологизация. То, как узнавала страна о героях Брестской крепости после подвижнической работы писателя Сергея Смирнова, Пивоваров описывает следующим образом: «…В 57-м году выходит трёхсотстраничная «Брестская крепость», и дальше кампания прославления катится уже лавиной. В том же году встреча участников обороны в Москве, а будут ещё сотни выездных встреч, сами участники назовут их «гастролями»…»
Ну что ж, пользуясь терминологией Пивоварова, назовём его деятельность кампанией поругания памяти наших отцов и дедов и, не желая переходить на ненормативную лексику, станем закругляться.

Отметим, что с точки зрения требований профессионализма нам представлен «качественный телевизионный продукт», дорогой и трудоёмкий. Маркус Кунце выполнил режиссёрскую задачу, создал убедительный образ благообразного фашиста. Прекрасно сыграли Екатерина Гусева, Алексей Серебряков, которые, конечно же, не хотели оскорблять Ефима Фомина или Семёна Кривошеина. Не их вина.

Сценарий написан с позиции заезжего гастролёра, иностранного любопытствующего, который тщетно пытается ответить на главный для себя вопрос: «Почему они не сдавались?»

Версию никак не получается сформулировать: «…было нечто донельзя затасканное пропагандой, но на самом деле глубоко личное, что без всяких лозунгов заставляет человека встать и пойти на верную смерть». Что же это, Алексей? Ну, скажите же, наконец… Пивоваров тужится, всматривается в прошлое, пытается понять и всё-таки не может найти верных слов, сдаётся, выбрасывает белый флаг.

По материалам «Литературной газеты»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 33 найденных.
Максим
24.07.2011 11:57
А в абсолют ничего и не возводили.Руководитель обороны Восточного форта майор Гаврилов попал в плен,после войны был восстановлен в звании.Служил начальником трудового лагеря,позже ему было присвоено звание Героя.Правда в партии не восстановили.А на вопрос куда делись офицеры...Дело в том,что крепость находится от Бреста примерно в 10 километрах.И почти все офицеры и их семьи жили там.
Павел
23.06.2011 22:50
Фильм паскудный, это точно. Но таких фильмов много. Изгадил Фомина. А у меня всё же вопросы есть.В Брестской крепости нааходилось много воинских частей. Сколько и какие? Кто были их командиры и комиссары или замполиты? Куда они все делись, когда началась война?Сколько из них попали в плен и сколько остались живыми? По всем материалам немцы расстреляли только Фомина. Значит его расстреляли, как еврея. Пропаганда упор делает на комиссара. Матевосяна не расстреляли-помощник политрука. Но ведь были и политруки и старше.Коммунистов не расстреляли и даже не спрашивали, кто коммунист. Правильно, что еврею на фронте было вдвойне опасно. И от немцев и от своих. После войны и сейчас это очевидно, сколько пособников гитлеровцев жило и живут в странах бывшего СССР.А насчёт высказывания Сталина насчёт пленных, то он в значительной степени был прав. Только этот принцип нельзя было возводить в абсолют. Абсолютного ничего не бывает. и последнее. Меня удивляет как много попавших в плен, вроде бы с тяжёлыми ранениями, прошли полностью немецкий плен и потом советские лагеря, и выжили.
Дмитрий
08.01.2011 23:04
Ответ троллю "александр" прежде всего чем поучать других правилам правописания в русском языке "журналист" учти что имя собственное пишется всегда с заглавной буквы. Ты видимо этого не знал двоечник. А теперь обращаюсь к тем кому интересны исторические факты: голод на Украине не мог убить три миллиона человек потому что 2,5 миллиона Украинцев в тридцатые годы в основ ном по комсомольским путёвкам уехали осваивать Сибирь и дальний восток. Вспомните: Челябинск, Комсомольск-на-Амуре,Омск, Иркутск, Красноярск.Численность населения этих городов за одно десятилетие выросла в среднем в трое! Ну не могут размножаться люди естественным путём с такой скоростью. Примером тому моя собственная семья. Половина родни происходят из ныне не залежной - 18 душ переехали в Красноярский край 35-36 гг. Отсюда и расхождения в балансе населения в УССР. И сейчас повторяется та же картина из России в Украину в прошлом году перебралось на ПМЖ что-то около 5тысяч а в Россию 40 тысяч! Разница восьми кратная.Где лучше жить туда и едут. А в промышленности и тогда и сейчас платят больше чем в селе да и уровень комфорта городской жизни с селом не сравнить. Так что как говорила моя бабушка урождённая Клавдия Михайловна Кравченко: тем кто моих родичей в жертвы голододури записал - А ЧТОБ ИМ ПО ВЫЛАЗИЛО.    
Сибиряк333
08.01.2011 22:46
Что касается этого пресловутого "парада" то по этому поводу есть воспоминания самого Гудериана написанные уже после войны. Если либирастам так нравиться верить западной версии то вот она: "ПАРАДА" - НЕ БЫЛО.
александр
25.11.2010 4:53
Да нет, Alex, о чём Вы говорите?
Этих людей не убедят ссылки на реальные документы, на рассказы людей, реально пострадавших от сталинизма.
Это глупо - с ними спорить. Для них миллионы погибших - своих же! - пыль. Фронтовая или лагерная.
Им надо задать один вопрос - что бы они лично делали в те жуткие времена? Пошли под пули и снаряды немцев? Или устроились бы в СМЕРШ, при наличии такой возможности?
Потому страна и лежит в руинах через 65 лет после победы, что дух убийц и скотов жив в некоторых наркоманах - от политиков и "историков".
александр
25.11.2010 4:11
Михаилу
Дяденька, а вы, прости Господи, чей выкормыш? Сталина? Брежнева? Или мамы всё-таки своей? Кто сиськой-то кормил?
Подлость фильма Пивоварова - в чём?
Вы никогда не думали, что "продажные" (за огромные баблосы, а как же иначе?!!) "журналюги" просто однажды и до вас дойдут? Задолбал этот  бессовестный и наглый наезд на ВСЕХ журналистов - по делу и без оного.
А вы, собственно говоря, кто? Сельхоз труженик?
Какого хрена вы бросаетесь призывами УНИЧТОЖАТЬ? Это уголовно наказуемое преступление. И потом - я журналист, и за Пивоварова готов взять вызов.
Выходите, товар-и-и-сч!!! Уничтожить? Попробуйте.
Вы бы сначала, ей-бо, по-русски научились свои убогие мысли выражать в письменном виде, а уж потом кулаками махаать...
А то ведь, не ровён час, опозоритесь - не только в правописании, но и в кулачном бою.
Alex -- Глебу
10.10.2010 15:11
Уважаемый Глеб. Слово "репрессия" означает "подавление". Смертная казнь -- это подмножество смыслов, входящих в коннотации слова "репрессия". К репрессии относятся и такие смыслы, как, например: заключение, высылка, ссылка, лишение/ограничение гражданских прав/свобод... Вот что понимается во всем цивилизованном мире под словом "репрессия". Значение этого слова Вы сможете легко найти в словаре. А казнь -- это вид умерщвления. Расстрел -- только один из видов казни.  Умерщвлялись же репрессированные в гораздо больших количествах в сталинских лагерях путем создания для них неприемлемых для жизни условий. Вот и считайте. Цифры в 150 млн. репрессированных за годы сов. власти мне лично, например, кажутся, мягко говоря, заниженными. Потому что в моем роду было репрессированно полностью одно поколение, один срез, на 100%. И таких семей было множество.  Господам сталинистам, потомкам чекистов-вертухаев-карателей-расстрельщиков, приятно сейчас глумиться над жертвами своих кровожадных предков, рассуждая о том, смысла чего они не понимают...
Глеб
09.10.2010 12:10
Пандшер
Ну зачем Вы так сурово. Я читал эту книгу. Увы, она была библиотечная и ее пришлось отдать. А сейчас ее попросту нет ни в городской, ни в областной библиотеке(точнее говоря, она есть, но только в читальном зале, на абонементе ее нет).

алекс-1


Алевтине вы все мечтаете о 37 а что вы знаете о том 37 кремлевские мечтатели увели в могилу невинных несколько десятков мл. советских граждан.

Ну нельзя же быть столь отсталым от жизни человеком.Что за десятки миллионов человек? Кого конкретно Вы имеете в виду? Если говорить только о репрессированнных, т.е. приговоренных к смертной казни, то это примерно 760 тысяч человек. Если же говорить о дертвах голодомора, то их числе точно не известно и, по различным оценкам, составляет от1,5 до 3-4 млн. человек. Но тут еще разобраться нужно, кто именно виновен в таких жертвах, поскольку и с этим вопросом в настоящее время ясности нет.
Rudolf
06.10.2010 18:08
Если коротко, то фильм, если мягко и без ненормативной лексики, говяненький. И все отмеченные в статье пивоваровские «проходы» это те опорные точки, вектор которых невольно и подводит зрителя к выводу о знаке равенства между фашистами и советской армией, если только не попытка представить фашистов этакими рыцарями, а наших варварами, которые воюют не по рыцарски, то бишь без чести:
1)    комиссары, поставленные следить за чистотой рядов. Кстати спросить: ну и что из этого следует? Ответ очевиден: уже у зрителя заронили опорную точку негативного отношения ко ВСЕЙ Красной Армии! И хрен ли Пивоварову, что бойцы этой армии сражались за свою Родину! Хотя, что это я… слово Родина Пивоварову не известно. (Ему для справки: Родина, это земля твоих отцов и прадедов, которая ими защищалась, в том числе и с вилами в руках. Это «положительно-правовая форма государства» - Ильин И.А., русский цивилист);
2)    переодевание комиссара Фомина в солдатскую гимнастерку - следующая негативная опорная точка;
3)    наши убивают фашистов вилами, а те в свою очередь пленных «…женщин отпускают, мужчин гонят прочь» - оставим без комментариев. Ну, разве что спросить  только: А что это они к нам в дом припёрлись-то, да ещё с танками, пушками и самолётами! Видимо по пути в Англию! Проходили просто.
4)    Кривошеин друг Гудериана.  Правда, позднее друзьям пришлось немного повоевать друг с другом. Ну… бывает. Но парни то они оба хорошие! А то, что один захватчик, а  другой защищает свой народ – это не политкорректно (в терминах современных пивоваровых).
Так и хотелось к концу фильма спросить автора: А ты кому ёпрст друг, нам или медведю?
Могут возразить, что автор старался быть объективным и ввел в повествование факты, которые ранее в советское время не могли быть открыто изложены. Соглашусь только со стремлением быть объективным. Но! Но! В каждом из двух повествований даже одинаковые объективно изложенные факты, но с противоположно смещенными акцентами, будут восприняты с прямо противоположной эмоциональной окраской. Жаль, что в этом приняли участие Серебряков и Гусева.
И ещё одно замечание. Заключительная сцена фильма: Пивоваров, Сербряков и Гусева возлагают цветы. И тут вопросик: а фиг ли Пивоваров сюда прислонился? Исходя из общей концепции фильма, заключительная сцена фильма должна быть следующей: Серебряков и Гусева возлагают цветы защитникам Брестской Крепости, ну а Пивоваров  - солдатам 45 дивизии вермахта. Ну по логике...и со слезами на глазах… «птичку то жалко»!
Alex
06.10.2010 11:02
Телевидение - лицо власти. Власть в руках понятно кого -- криптоколония-с. И "понятно, кто" будет внушать нам, что мы неполноценные, все делаем не так, все делаем не то, что мы недолюди, унерменши... Потому чего ж удивляться, когда такие передачи и такие рожи и морды прут нахрапом из ящика? Удивляться нечему.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 33 найденных.

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».