Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
1 марта 2021
Писатель-нонконформист

Писатель-нонконформист

30 лет назад не стало знаменитого автора романов о мафии Леонардо Шаши
Ирина Баранчеева, Рим
20.11.2019
Писатель-нонконформист

Есть писатели, личность которых далеко выходит за рамки литературы. Именно к ним принадлежит Леонардо Шаша, который был не только автором романов, получивших широкую популярность не только у себя на родине, но и за рубежом, в том числе в СССР, но и публицистом, политиком, драматургом, а в самом начале жизненного пути еще и школьным учителем. Однако прежде всего он был гражданином, который хорошо осознавал ответственность тех, кому дан дар слова, перед обществом.

Леонардо Шаша – автор многих книг, написанных в разных жанрах, но объединенных одной темой – историей его родной Сицилии. Широкий успех ему принесли романы, написанные в жанре философского детектива, посвященные мафии. Эти книги переведены на многие языки мира.

Популярность Шаши в Италии, и особенно на Сицилии, была огромной. Люди с нетерпением ожидали выхода каждой его новой книги, оживленно обсуждали выступления писателя в печати. Когда он прогуливался по улицам Палермо, многие подходили к нему, заводили разговор, делились своими впечатлениями после прочтения его романов.

Ни одна из его публикаций не проходила незамеченной, и часто они вызывали ожесточенную полемику, поскольку Шаша был нелицеприятным писателем и критиковал не только своих политических оппонентов, но и единомышленников, если ему казалось, что они совершают ошибки.

В этом, пожалуй, заключалась характерная черта писателя – никого не оставлять равнодушным и идти до конца в отстаивании собственных идеалов.

Леонардо Шаша родился в 1921 году в поселке Ракальмуто на Сицилии. В 1935 году семья переехала в городок Кальтаниссетта, где судьба свела юного Шашу с известным итальянским писателем Виталиано Бранкати, который был его школьным учителем. Впоследствии тот стал наставником Шаши, познакомив своего любознательного ученика со многими писателями, в том числе с французскими просветителями, которые оказали большое влияние на формирование его взглядов.

Дебютировал Шаша в литературе в 1950 году сборником стихов «Сказки о диктатуре», который был отмечен Пьером Паоло Пазолини. Однако именно в прозе Шаша нашел себя самого и добился признания, поскольку, будучи прирожденным полемистом, сумел затронуть многие наболевшие темы гражданского общества Италии, которых до него никто не касался.

Его романы и новеллы, по сути, являются своеобразным продолжением, в художественном ключе, его публицистической деятельности.

Воспитанный на идеалах просвещения, он беспощадно обличал фанатизм, пассивность людей и безнравственность власти на Сицилии, которую горячо любил, но в то же время совсем не идеализировал.

В его ранних рассказах сицилийская провинция в первые послевоенные годы предстает глубоко архаичной, отсталой по сравнению с материковой частью страны, населенной людьми, частично оставшимися преданными идеям фашизма, частично живущими мечтой об Америке как о богатой и процветающей стране, в которой можно в короткий срок «сделать фортуну».

А некоторые, напротив, мечтают о более справедливом социальном обществе, которое олицетворяет для них Советский Союз, но все это остается для героев Шаши только мечтой, прекрасным сном, который улетучивается среди забот и нужд повседневной жизни.

В 1961 году в печати вышел самый известный роман писателя – «День совы», написанный под впечатлением от убийства мафией коммуниста и профсоюзного активиста Аккурсио Миралья. Ранее писатель рецензировал книгу «Эта мафия» командира карабинеров Ренато Кандида, и именно он стал прототипом главного героя романа, капитана Беллоди, который ведет расследование убийства президента строительной компании в провинции Палермо. Капитан Беллоди приезжает на Сицилию с севера страны и смотрит на сицилийскую реальность глазами чужестранца, который не хочет смириться с царящем в маленьком городке законом омертà.

Проводя расследование, он постепенно выходит на след убийцы, а также узнает имя заказчика преступления. Им оказывается местный мафиози дон Мариано Арена, который, однако, пользуется благорасположением известных политиков. Не без помощи «сверху» у убийцы вдруг появляется железное алиби, дон Мариано оказывается недосягаемым для правосудия, а капитана Беллоди за его чрезмерную ретивость переводят на новое место работы.

Роман «День совы», в котором Леонардо Шаша открыто рассказал о коллаборационизме между мафией и государственными структурами, имел оглушительный успех.

Впоследствии он был экранизирован известным режиссером Дамиано Дамиани с участием таких звезд мировой величины, как Франко Неро и Клаудия Кардинале.

Именно этот фильм принес Шаше мировую известность, хотя сам писатель сторонился шумной славы и не всегда был доволен экранизацией своих произведений. Больше, чем светские вечеринки, его интересовала жизнь обыкновенных людей, для которых он подчас становился рупором, «озвучивая» на страницах своих произведений их страдания, тревоги, надежды и разочарования. Возможно, именно эта его черта – находить героев в реальной жизни и делать переживания простых людей понятными всем, равно как и его бесстрашие, способность говорить правду в глаза властям предержащим способствовали фантастическому успеху его литературных работ.

Всегда, о чем бы ни писал Шаша и какую бы историю ни рассказывал, даже если она происходила в Средневековье, он писал о настоящем и в центре его внимания оказывался человек.

Он начал писать о проникновении криминала в государственные структуры тогда, когда политики самого высокого уровня утверждали, что мафии в Италии не существует. В то же время писатель восстал против тех методов следствия, которые начали применяться в 80-х годах, как, например, предоставление значительных послаблений раскаявшимся мафиози в обмен на информацию, что Шаша, возможно с некоторой долей наивности, считал аморальным.

Он свято верил в правовое государство и защищал, в бытность свою членом Итальянского парламента, даже экстремистов из «Красных бригад», которые подверглись пыткам во время следствия. А еще раньше он восстал против «твердой линии» правительства, не желавшего вести переговоры с этими самыми экстремистами, похитившими и убившими в 1978 году премьер-министра страны Альдо Моро, считая, что ради спасения человеческой жизни надо было сделать все возможное.

Хотя Леонардо Шаша никогда не был в России, но в его произведениях не редкость встретить русские реалии. Он любил и хорошо знал русскую литературу. Его интересовало творчество Достоевского, и он каждый год перечитывал повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича».

Как и для русских классиков, для него была необычайно важна нравственная ответственность писателя перед обществом. Возможно, за это его так любили при жизни и помнят до сих пор.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Ярослав
20.11.2019 19:40
Спасибо! Заинтересовался его творчеством.

Эксклюзив
20.02.2021
Валерий Панов
Центральный музей Вооруженных сил РФ может быть выведен из Москвы.
Фоторепортаж
26.02.2021
Подготовила Мария Максимова
В Москве проходит один из крупнейших в мире фестивалей природной фотографии.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».