Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019
«Пиковая дама» в Клину

«Пиковая дама» в Клину

С 5 по 11 июня в Подмосковье пройдет IV Международный фестиваль искусств П.И.Чайковского
Нина Катаева
05.06.2018
«Пиковая дама» в Клину

Один из постоянных участников фестиваля, большой его ревнитель Дмитрий Бертман, худрук «Геликон-оперы», сравнивает Клин с Зальцбургом, родиной Моцарта, и утверждает, что у подмосковного городка, давшего миру Чайковского, не меньше шансов стать мировым центром культуры, потому что здесь сохранился дом Петра Ильича с его подлинными вещами и архивом уникальных рукописей.

«В нашу задачу входит, – сказал режиссер на пресс-конференции, – сделать так, чтобы в огромных концертных залах на родине Чайковского выступали бы крупнейшие музыканты, а номера в отелях города назывались бы, скажем, именами балетов композитора. Было бы здорово, если бы станция Клин стала международным вокзалом, а в дни фестивалей его участники общались бы в ночных ресторанчиках и кафе, как в настоящих клубах. Не говорю уж о том, что у японской диаспоры появилась бы возможность поселиться здесь, ни для кого не секрет, что японцы считают Чайковского своим национальным композитором».

Дмитрий Александрович, конечно, большой мечтатель, но не в меньшей степени и реалист, потому что именно он создал в 1990 году «Геликон-оперу» – театр, ставший одним из самых популярных в России. Вот и в Клину, несмотря на то что фестивальные традиции только складываются, уже очевидно, что это фестиваль больших премьер, эксклюзивных выступлений и большой исследовательской работы. В этом году Дмитрий Бертман привезет в Клин премьеру «Геликона» – оперу П.И. Чайковского «Мазепа», которую не часто встретишь в репертуаре театров. Поскольку фестиваль в Клину проходит на открытой площадке, декорации предстоит адаптировать к этой сцене. Коллеги Бертмана также представят в Клину новые программы – Денис Мацуев 7 июня выступит в гала-концерте, в бетховенской программе «Обнимитесь, миллионы!», участниками которой станут Чулпан Хаматова и известный австрийский актер Иоханнес Криш, а также Государственный симфонический оркестр республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Юрий Башмет представит премьеру музыкально-драматического спектакля «Страсти по Пиковой даме», с которым знакомы уже зрители Сочи и Ярославля.

Впервые примет участие в фестивале Московский театр им.М.Н. Ермоловой – Олег Меньшиков покажет спектакль «Чайковский», поставленный по письмам и дневникам композитора, в котором выступит в роли – От автора.

Дмитрий Бертман сообщил, что на многих архивных материалах, связанных с именем Чайковского, до сих пор стоит гриф «секретно», в частности, это касается архива его брата Модеста, известного драматурга и переводчика.

В архиве этом хранятся редкостные материалы братьев Рубинштейн, а также переписка Чайковского, которую сохранил для потомков его брат. «Модест Чайковский проделал грандиозную работу, – рассказал Бертман. – поскольку ксерокса не существовало, он вручную, через кальку, каллиграфически переписал письма Петра Ильича. Для этого он съездил ко всем тем людям, с которыми переписывался брат. А несколько лет назад на одном сайте обнаружилось несколько писем Чайковского к Направнику, известному композитору и дирижеру. Как было известно, хранились они у его дочери, которая погибла во время блокады Ленинграда. Письма Чайковского исчезли из ее квартиры. С помощью спонсоров, благодаря главе Клинского района, для музея были выкуплены два письма. До этого времени они существовали в коллекции лишь в копиях. Так что, думаю, нас ждут большие сенсации, что касается архивов Чайковского, особенно его музыки».

О том, что у фестиваля в Клину большие перспективы, говорит тот факт, что в этом году, по инициативе президентов России и Франции Владимира Путина и Эммануэля Макрона, он стал частью франко-российского форума «Трианонский диалог». Программа такого широкого взаимодействия запущена по линии гражданского общества. «Известно, что президенты встречались в Петербурге в рамках экономического форума, – рассказала советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева, – а наш фестиваль начнется двумя французскими днями. В Музее Чайковского откроем выставку к 200-летию великого французского хореографа Мариуса Петипа из собрания Большого театра и Бахрушинского музея. 5 июня состоится концерт, посвященный Франции – Государственный симфонический оркестр республики Татарстан под управлением Александра Сладковского сыграет Равеля, солистка Большого театра Анна Аглатова исполнит отрывки из французских опер, а известный французский пианист Франсуа Дюмон – виртуозный концерт Равеля для левой руки. Также проведем круглый стол «Россия-Франция – от Чайковского и Петипа до вызовов сегодняшнего дня». Вспомним наше прекрасное прошлое, и прежде всего, дягилевские «Русские сезоны», и подумаем о том, что можем сделать для развития наших культурных связей. 6 июня в исполнении солистов «Новой оперы» прозвучит опера Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила».

Детям тоже будет что посмотреть, в частности, спектакль Дмитрия Маликова «Перевернуть игру».

Программа разнообразна, но не секрет, что финальных «Страстей по Пиковой даме» зрители ждут особо.

В соавторстве с режиссерами драмы, Юрием Башметом поставлены уже пять музыкально-драматических спектаклей для фестивалей, среди них – «Евгений Онегин», «Кармен» и – премьерный «Страсти по Пиковой даме». Непременным условием этих постановок Башмет назвал участие актеров драмы и оперных певцов высочайшего уровня. «Это нужно для того, чтобы человек, который в первый раз пришел на оперу, не проскучал бы на представлении много часов, и этот его поход в театр не оказался последним, – сказал Юрий Башмет. – Мы стараемся по-другому рассказать известную всем историю, например, в нашей «Пиковой даме» оказывается, что дело вовсе даже не в картах, а в любви. В нашем спектакле появляется юная графиня, пережившая в Париже роман с Сен-Жерменом, авантюристом эпохи Просвещения, который и открыл ей тайну трех карт. У Пушкина сказано об этом вскользь. Считаю, что народная артистка России Ирина Богачева, играющая графиню, лучшая Пиковая дама нашего времени. И мне очень нравится, как графиню в юности играет Надя Михалкова.

А что касается фестиваля в Клину, воспринимаю его не иначе, как если бы мы пришли в гости к Моцарту в Зальцбурге или к Бетховену в Лейпциге, в дом, где он работал. Так и в Клин приезжаем к Петру Ильичу Чайковскому, и атмосфера этой встречи всякий раз неповторима.

Наш молодой фестиваль набирает мощь, он уже звучит и умеет разговаривать со зрителями».

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».