Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 января 2020
Петр Ильич встречает гостей

Петр Ильич встречает гостей

О зимнем фестивале «Рождественские встречи у Чайковского» (Клин)
Нина Катаева
13.01.2020
Петр Ильич встречает гостей

Во времена Петра Ильича Чайковского в его доме в Клину главным зимним праздником было, конечно же, Рождество. Непреходящее ощущение волшебства этого невероятно красивого, торжества композитор передал в своем «Щелкунчике» – балет во всех странах мира стал символом праздника на все времена. В этой тональности организаторы и стараются выдерживать программы зимнего фестиваля. На сей раз «Рождественские встречи» открылись легендарной опереттой-балом с сюрпризами «Летучая мышь» «Геликон-оперы».

Спектаклю уже более двадцати лет, когда-то за дирижерским пультом стоял сам Мстислав Ростропович, музыкальный руководитель постановки. Ныне за пультом – Михаил Егиазарьян. Срежиссировал оперетту гендиректор и худрук «Геликона» Дмитрий Бертман, который совершенно по-новому подошел к прочтению шедевра Штрауса. Зрители обожают этот спектакль, среди них давно родилось поверье, что театральный календарный год надо начинать именно с «Летучей мыши» «Геликон-оперы». Ну где еще можно так феерично повеселиться, как не на бале-маскараде князя Орловского, где прозвучат пленительные вальсы, польки, чардаш и канкан, где под карнавальными масками скроются главные персонажи, и Айзенштайн (заслуженный артист России Вадим Заплечный) будет отчаянно флиртовать с собственной женой Розалиндой (Анна Пегова), а в тюрьму на неделю вместо него отправится старый друг Розалинды Альфред (Иван Волков). Где невозможно будет узнать переодетых горничную Адель (заслуженная артиска России Анна Гречишкина) и начальника тюрьмы Франка (Григорий Соловьев), а партию князя Орловского – одна из загадок геликоновской постановки – исполнит прекрасная меццо-сопрано Ирина Рейнард.

Шутки, розыгрыши, мнимые слезы и испуги – клубок интриг так чарующ, что зритель ощущает себя участником всех этих переодеваний и обманок, а уж сколько сюрпризов приготовил театр!.. Главное, выбирайте билеты на ближние к сцене ряды и на боковые места, тогда, точно, и шампанского отведаете, и водки с огурчиком, официанты будут – галантнее не найдешь.

– Мне, конечно, надо было надеть маску, у нас же бал-маскарад, – сказала, открывая фестиваль в музее Чайковского в Клину, советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева, – я рада, что зимняя версия «Рождественских встреч у Чайковского» начинается с переаншлага, что многие зрители приехали из Москвы, зная, как непросто попасть на спектакль в столице. Мы хотим, чтобы новогоднее настроение как можно дольше не покидало вас, несмотря на европейскую зиму, которую, наверное, срежиссировал нам наш дорогой друг и ангел-хранитель, постановщик спектакля Дмитрий Бертман, работающий в эти дни в Вене. Мы еще не раз встретимся на других спектаклях фестиваля, будьте активны в антрактах, удачи всем в викторинах, где можно выиграть билеты на другие спектакли «Геликон-оперы».

Дмитрий Бертман считает Клин уникальным местом на культурной карте России. «Неслучайно мы вновь и вновь возвращаемся сюда, – говорит он, – ведь это место овеяно духом Петра Ильича Чайковского.

Замечательно, что Музей-заповедник П.И. Чайковского собирает зрителей не только летом, когда все благоприятствует встречам с музыкой на открытом пространстве, но и в морозные декабрьские дни.

Клин становится подмосковной столицей искусства и центром притяжения поклонников творчества величайшего русского композитора независимо от времени года».

Сюрпризы перед началом спектакля и в антракте не заставили себя ждать: конкурсы, лотереи, а также специальные призы за лучший карнавальный костюм. Не скрою: участвуя в викторине, я выиграла билеты на «Прекрасную Елену» Оффенбаха.

Кто поспорит, что в Новый год самое время рассказывать детям про время. Детский спектакль «Часовщик» представили в жанре новогодней елки-мюзикла. Сочинил эту сказочную историю о том, как в новогоднюю ночь старому Часовщику и его другу, мальчику Максиму, настоящему рыцарю и герою, пришлось защищать Время, композитор и либреттист Игорь Зубков. Старый Год пытался остановить Время и навсегда остаться на троне, помогали ему снеговики, превратившиеся в Лень, Забывчивость и Ложь. Часовщику вместе с Максимом удалось отстоять Время, которое в эту волшебную ночь превратилось в прекрасную девочку Яну. Спектакль наполнен красивыми мелодиями и оригинальными танцами. Настоящий мюзикл, полный трюков, чудес и сюрпризов. Сыграли его – Владимир Шульга, Александр Сеппиус, Александр Овчинников, Джульетта Геринг, Ольга Гусилетова и другие артисты.

Завершился фестиваль мощным аккордом – литературно-музыкальным спектаклем Московского симфонического оркестра под руководством пианиста Ивана Рудина по мотивам «Мастера и Маргариты». Булгаковский роман множество раз был экранизирован и сценизирован, представляли его в разных жанрах, но энтузиасты снова и снова пробуют воссоздать «свои» образы, извлечь «свою» музыку из прозы писателя. И когда булгаковский текст, который читают артисты театра и кино Игорь Миркурбанов и Дарья Мороз, звучит под великую музыку Баха, Моцарта, Вагнера, Штрауса, Рахманинова, Шостаковича, Шнитке – возникает необычный эффект: музыка узнает литературу, и литература узнает музыку.

Булгаковская проза действительно начинает звучать, фантастические образы романа обретают особую глубину и объем. Игорь Миркурбанов отметил, что текст Булгакова «театрален по сути», в каждой строчке этого самого московского романа XX века «выразительность целого спектакля», поэтому лаконичная композиция получилась такой объемной.

А Иван Рудин, худрук симфонического оркестра, предсказал Фестивалю Чайковского в Клину яркую будущность. Он сказал, что благодаря Петру Ильичу и инициативе руководства Московской области Клин становится местом, которое «горит живым огнем творчества живущих сейчас людей».

И это правда: Клин для многих становится источником творчества.

Накануне фестиваля в музее Чайковского открыли виртуальный концертный зал с большим светодиодным экраном, новой акустической системой и микшерным пультом, звуковым процессором и усилителями. Эти технологические новшества позволят посетителям прямо из музея видеть и слышать выступления звезд мировой музыки. Журналистам был продемонстрирован «мультимедийный аттракцион» на новом объекте – любой желающий мог взять дирижерскую палочку и «продирижировать» оркестром «Геликон-оперы» на экране.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».