Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 сентября 2020
Парижский Иван Калита

Парижский Иван Калита

Профессор из Франции – собиратель русских богатств на чужбине
Владимир Малышев
28.05.2013
Парижский Иван Калита

Подвиги совершают не только на войне. Иногда это делают тихо и незаметно, и даже вовсе не в окопах, а на фешенебельном Лазурном берегу и во вполне безопасном Париже. Как это сделал, например, французский писатель, литературовед и собиратель Рене Герра.

В его двух домах - в пригороде французской столицы Исси-ле-Мулино и в Ницце собрана уникальная, самая большая в мире коллекция книг, картин, рукописей, писем, журналов, газет, фотографий и других архивных материалов русской эмиграции – наследие выдающихся русских писателей и художников, покинувших Россию после октябрьского переворота и умерших за границей. Это - целый континент, Русская Атлантида зарубежья, которая бы так и исчезла почти без следа на пыльных чердаках и в подвалах, на мусорных свалках Европы, если бы не французский доктор филологических наук.

Встретившись в Санкт-Петербурге с Рене Герра, я не сразу поверил, что это и есть признанный мэтр славистики, маститый профессор филологии и знаменитый во всем мире коллекционер. Бородатый «а ля русский мужик», энергичный человек со всегда смеющимися глазами не только безупречно говорил по-русски, часто щеголяя жаргонными словечками, которые никак не ожидаешь услышать от чистокровного француза. Прогуливаясь вместе с ним по Петербургу, не я, а он, уроженец Ниццы, показывая на здания, и рассказывая о живших в них людях, был своего рода экскурсоводом. И не только показывал, оказывалось, что со многими знаменитостями, русскими писателями и поэтами он был лично знаком.

«Ирина Одоевцева? - спрашивал он. - Как же, как же, я встречался с ней в Париже! Нина Берберова? Я ее хорошо знал… Академик Лихачев? Я тоже с ним был хорошо знаком».

Знал он и Александра Солженицына, и Варлама Шаламова, и других классиков русской литературы, с которыми успел встретиться уже в СССР…

Знакомство с русским языком и культурой началось у Рене Герра еще в детстве, на Лазурном берегу. Однажды в его дом пришла бедно одетая дама, державшаяся с большим достоинством. Она попросила мать Рене, которая заведовала женскими курсами, давать уроки ее внучке, а взамен обещала научить русскому языку ее детей. «Зачем мне еще русский?», - подумал юный Рене, которому вполне хватало в гимназии латыни и немецкого. Однако решил попробовать.

«И тогда мне, - вспоминает он, - открылся неведомый, странный и таинственный мир. Старая Россия и эмиграция… Когда мне было двенадцать лет, я уже знал стихи Пушкина и Лермонтова».

Позднее Рене Герра познакомился со многими русскими писателями-эмигрантами, заинтересовался их судьбами, их творчеством. «Меня поражало, что они уехали, а продолжали писать, - вспоминает Герра. - Для кого? Всем казалось, что коммунизм в СССР будет вечно»,

Однако, когда он, окончив Сорбонну, выбрал в 1967 году темой своей магистерской диссертации творчество писателя-эмигранта Бориса Зайцева, то его все стали отговаривать, убеждая, что оказавшиеся в эмиграции русские писатели – это «никому не нужная литература». «Господин Герра, вы занимаетесь ерундой, литературой, которой нет!», - говорили ему.

Даже его научный руководитель, уважаемый славист, автор замечательной книги об Иване Тургеневе Анри Гранжар - Герра считался его любимым студентом - был категорически против. «Зайцев? – удивился он. – Зачем? Нашли, кого выбрать!»

В те времена не только во Франции, но и в Италии, и в других странах Западной Европы среди интеллигенции было много убежденных коммунистов. Они смотрели на СССР как на страну «светлого будущего», «рай для трудящихся», а потому отношение к «белоэмигрантам», как называли бежавших от большевистского террора выдающихся русских писателей и поэтов, было более чем прохладным.

Однако Рене Герра никого не слушал. Он был убежден, что рано или поздно запретные книги эмигрантов дойдут до читателей России, а их заслуги будут признаны. И выбор именно Бориса Зайцева был связан не только с восхищением перед его книгами, а еще и личным знакомством с писателем, которого он посетил в его парижской квартире и искренне полюбил.

«Меня, молодого француза, - вспоминает Рене Герра, - он поразил своим благородным обликом, аристократизмом, интеллигентностью, учтивостью, сердечным расположением, теплым общением. Профиль Данте… Он повел себя так, как будто мы уже давно знакомы. Это редкий дар. Несмотря на большую разницу в возрасте, 65 лет, живой, дружеский контакт установился сразу, и он не скрывал своей радости: впервые за сорок пять лет его жизни в изгнании молодой французский славист наконец-то решил написать о его творчестве. И мы выпили бутылку «Бордо», чтобы укрепить наш союз».

Сегодня это, конечно, покажется странным, но тогда знакомство с писателем-эмигрантом, да еще решение написать о нем диссертацию многим в демократической Франции показалось провокационным, даже безумным.

Ведь официальные французские слависты считали Бориса Зайцева каким-то второстепенным писателем, которого не печатали на родине и, казалось, навсегда вычеркнули из списка русской литературы.

«Я стал изгоем, - отмечает Рене Герра, - Я и не подозревал, сколь презрительно и брезгливо относятся французские слависты, почти сплошь коммунисты или левые «попутчики», к Белой эмиграции и к писателям-эмигрантам, сколь их ненавидят, сознательно или подсознательно считая их отщепенцами и предателями. Еще бы: ведь они не «поняли» и не приняли «Великую Октябрьскую»!

Особую опасность выбранной темы Рене Герра почувствовал, когда приехал в СССР и поступил аспирантом на филфак МГУ. Он встретился в Переделкино с Корнеем Чуковским, чтобы выслушать его рассказ о Борисе Зайцеве. Свою беседу Рене Герра записал на магнитофон, но кассеты потом были отобраны в аэропорту «Шереметьево» у его невесты, когда та пыталась вывезти их во Францию. После этого подозрительного француза взяли на заметку компетентные органы. А в феврале 1969 года МИД объявил французскому посольству, чтобы Рене Герра в течение двух суток «убрался из СССР». Обоснование было вполне в духе тех времен: «В связи с деятельностью, несовместимой ни с научной, ни с культурной работой». Позднее, когда открылись архивы, в его руки попала записка с грифом «Для сведения» об этом эпизоде, отправленная из КГБ в ЦК КПСС. Защитило ли его французское посольство? На это он сам с улыбкой отвечает: «На этот счет существует дивное русское выражение: «Держи карман шире!» Чего я мог ждать от посольства, если в должности атташе по культуре там пребывал в то время некий Жерар Абенсур, выпускник русского отделения Сорбонны, говоривший по-русски хуже неуспевающего студента-первокурсника? Зато он был членом Французской компартии».

После высылки Рене Герра получил «волчий билет» не только в Советском Союзе, куда его не пускали до 1982 года, приклеив ярлык «пособника белогвардейцев», но и во Франции. Его подвергли остракизму даже французские слависты, раболепствовавшие тогда, как он утверждает, перед Кремлем. Был даже пущен слух, будто настоящая фамилия Рене Герра – Роман Герасимов, и на самом деле он - незаконнорожденный сын русской графини из Ниццы!

Когда в 1972 году Борис Зайцев умер, и Рене Герра написал некролог, то ни одна французская газета не согласилась его напечатать.

«Для меня, - продолжал он рассказывать, - встреча с Зайцевым – великое счастье и большая удача, но одновременно это оказалось моей личной драмой, думаю, что в этом есть закономерность и знак судьбы. Я тридцать лет был на стороне побежденных, поэтому, когда Зайцев, как и Бунин, Мережковский, Гиппиус, Ремизов, Шмелев, Газданов, Г. Иванов, Одоевцева, Берберова, Ходасевич, Адамович триумфально вернулись в Россию, увы, посмертно, наконец, и я оказался на стороне победителей».

В двух домах Рене Герра – в Париже и Ницце - за 40 лет скопилась громадная, уникальная, единственная в мире коллекция искусства русских эмигрантов. Он занялся собирательством с 15 лет – начал со старых русских открыток, потом стал собирать книги, а когда перешел на преподавательскую работу и появились деньги, стал покупать картины русских художников. Сейчас в собрании энтузиаста около 40 тысяч книг, из них десять тысяч с автографами. Пять тысяч работ около ста русских художников, прежде всего представителей «Серебряного века», в том числе Юрия Анненкова, Сомова, Добужинского, Бакста, Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой, Ивана Билибина, Константина Коровина. Тысячи уникальных фотографий, часть архивов Бунина, Зайцева, Шмелева, автографы Пушкина, Державина, переписка Бальмонта, неопубликованные письма Толстого, Тургенева, Горького, сотни писем Цветаевой, Бунина, Набокова, Мережковского и многих других. Есть уникальнейшие вещи, например, единственный сохранившийся в мире экземпляр поэмы Блока «Двенадцать» с иллюстрациями, раскрашенными от руки Анненковым, или портрет Замятина кисти Кустодиева.

Кто-то в шутку назвал французского слависта «парижским Иваном Калитой» – собирателем русских богатств на чужбине. Француз, родившийся на безмятежном Лазурном берегу, он искренне и горячо полюбил Россию, русских писателей и художников и спас, сохранил для будущих поколений целый пласт русской культуры. Ведь многое из того, что он собирал, хотели выбросить на помойку или сжечь.

«Мое собрание – дело моей жизни, - говорит Рене Герра. - Я человек одержимый. У писателя Олеши есть книга «Ни дня без строчки». Мой девиз – ни дня без находки!»

Но Рене Герра – не только собиратель, он еще и неустанный пропагандист культуры, писателей, поэтов и художников русского зарубежья. Он написал о них множество книг, изданных на французском, и теперь уже переведенных и на русский язык. Он - автор огромного числа статей и монографий о русской литературе. Многое из того, что он собрал, не найти ни в Национальной библиотеке Франции, ни в крупнейших библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. В 1980 году Рене Герра основал в Париже издательство «Альбатрос», и сам начал печатать неизданные произведения русских писателей-эмигрантов, тех, кого он считает «солью земли», которую им пришлось покинуть.

Нужно отметить еще и ту неоценимую роль, которую французский энтузиаст сыграл для самих русских писателей за границей. Само его появление возле них, горячий интерес к их творчеству и неустанная пропаганда во Франции, в то время, когда ни в СССР, ни в Западной Европе они были не нужны, где их не только не ценили, но открыто игнорировали и преследовали, помогал изгоям, оказавшимся в унизительной нищете, выживать и продолжать творить, надеясь на будущее признание.

Признание, которое, наконец, пришло. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 32 найденных.
Петр Петрович - Еве
24.06.2013 21:40
\\\ И вообще это жалкая мысль: бытие определяет сознание. Скорее всего имеет непосредственное отношение к животным, но мы говорим о человеке. \\\

Для начала вспомним, как звучало определение Карла Маркса в оригинале, а не в вашей высокомерно-снисходительной интерпретации.
"«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». («К критике политической экономии» (1859)

Ключом является "общественное бытие", что означает, что ребенок всю жизнь находится под давлением влияния  общества и именно под этим давлением формируется и изменяется его сознание. Возьмите пример с Маугли. Человеческий детеныш, воспитываясь в среде зверей, может сформировать только звериное сознание и своей собственной волей преодолеть этот порог не в стоянии НИКОГДА. Применять к Маугли понятия душа, духовность, сознание настолько же нелепо, как применять их к дойной корове Буренке. Теперь вам понятно Марксово определение? Общественное бытие определяет сознание индивида.
Мы мягкий податливый материал, общество это матрица, намертво фиксирующая наше сознание сообразно своему текущему состоянию. Я, вы и прочие товарищи всего лишь продукт такой штамповки. В чем-то мы разные, но по многим характеристикам мы едины и являемся отражением эпохи и общественных отношений, в которых происходит наше с вами общественное бытие.
Так что, Ева, у меня с вами больше общего, чем вы себе представляете.

\\\ Петр Петрович кто то уже напоминал вам, что история Великой Руси началась не в Октябре 1917. Потому только русский народ и вынес налет саранчи в кожанках, построил великую державу...\\\

Вы правы, история Великой Руси началась не 100 лет назад и даже не 1000 лет назад. Не идеи коммунизма и не христианство явились родоначальником Руси. К тому же, оба учения пришли от, как вы выразились "саранчи в кожанках". Христианство не было сразу понято и воспринято человечеством, но по прошествии трех сотен лет было принято, как государственная религия и начало победное завоевание мира. Может и марксизм по прошествии некоторого времени будет понят и принят человечеством. Наши дети разберутся, что им будет потребно и не нам за них решать.

\\\... сохранились в нем еще идея соборности, способность к жертве (отдать жизнь за други своя), бесстрашие перед смертью (бессмертная душа не страшится смерти, а жаждет жизни вечной) Откуда эти качества? Владимир Ильич Ленин привил? \\\

То есть вы полагаете, что до христианства русские такими качествами не обладали? Вы точно в этом уверены?
Никаким народам в голову не придет говорить о себе, так как вы говорите о русских. Разве греки умаляют доблесть древних дохристианских греков и превозносят над ними доблесть греков христиан? Зачем вы умаляете замечательные качества наших языческих предков?
Насчет "жажды жизни вечной" и "вечной души" христиане не первопроходцы. Древние русичи имели понятие и о душе, и о рае, вот только понятие ада было привнесено христианством.
И за други своя наши языческие пращуры стояли будь здоров. Посмотрите на карту Европы, выделите славянские земли и задумайтесь над величием наших языческих предков и их деяний.


\\\Если бы русский человек не позволил взрывать Церкви, не принимал участия в преступлениях, то СМИ со своими бесовскими зомбированиями не несли бы столь разрушительный эффект, вызывали бы немедленное отторжение. \\\

Есть над чем задуматься. Как вы думаете, почему русский человек позволил взрывать Церкви? И не только позволил, но принял в этом живейшее участие? Не та же причина была виной тому, что тот же русский народ с радостью крушил свою страну РИ и затем СССР? Может и там, и там в основе лежит неверие и ощущение непричастности к проекту? Например, сейчас огромное число наших граждан чувствует непричастность и неверие в проекты власти. Понимаете, как это может отразиться в их поведении, если в обществе возникнут серьезные трения? Проведите аналогии и получите ответы на ваши вопросы.

\\\Пути видятся разными, но мы должны бы обьединяться на страницах этой газеты, а не сражаться до потери пульса. \\\

Кто и с кем тут сражается легко определить по тону высказываний и ярлыкам, навешиваемым оппонентам.
Вот вам образчик:
"Пётр Петрович, судя по тому, что Вы часто цитируете своего кровавого кумира, Вы не можете не знать того, что было, а значит Вы постоянно врёте."

или

"Когда Вы уже напьётесь русской кровушки?"

или

"Это от Вашей бредятины уже тошнит..."

Это только с одной этой страницы. Так кто тут воинственно настроен и не склонен к диалогу?


Москвичка.
20.06.2013 20:56
Ева! Совершенно согласна с вами.Как не заметить, что какую проблему ни возьми, решение ее в разных системах координат приводит к абсолютно противоположным выводам,особенно жаль,когда одни доказывают, что в огороде бузина, а другие, что в  Киеве дядька.Но мы с вами знаем, что Бог действует через людей,поэтому,если наши комментарии хоть у одного человека вызовут желание спокойно.без навешивания ярлыков проанализировать взгляды, противоречащие программе КПСС,уже хорошо.
Ева
20.06.2013 3:01
Игорь, Москвичка, Вера! Спасибо за ваши мысли и очень четкое их изложение :) Думаю, что беседа верующего человека с неверующим не получится; Достоевский еще писал, что когда речь заходит о Боге, атеисты все как-то не о том говорят...

Относительно моего выражения, что народ выстоял, невзирая на большевиков. Петр Петрович кто то уже напоминал вам, что история Великой Руси началась не в Октябре 1917. Потому только русский народ и вынес налет саранчи в кожанках, построил великую державу, что сохранились в нем еще идея соборности, способность к жертве (отдать жизнь за други своя), бесстрашие перед смертью (бессмертная душа не страшится смерти, а жаждет жизни вечной) Откуда эти качества? Владимир Ильич Ленин привил?

Нет, конечно. Народный характер складывался веками, и не по указу из Кремля, а в церкви, с Божественной литургией приходило человеку напоминание, что не обезьяна он, и не свинья. И вставал перед ним идеал того, к которому надо стремиться, не всем табуном, а индивидуально, по мере своего духовного роста. Вот и выходит, что вышеуказанные качества русского народа прививались в самую его душу столетиями, по причине его открытости прекрасному, влечению к красоте, которую видел он в Богочеловеке. Думаю, бы согласны, что менталитет нации невозможно отделить от системы ДУХОВНЫХ ценностей. Православие сформировало русский народ, лучшее в нем. Марксизм всего лишь одна из многочисленных теорий, плод рационального мышления, а не Божественного откровения. И вообще это жалкая мысль: бытие определяет сознание. Скорее всего имеет непосредственное отношение к животным, но мы говорим о человеке.

Так что причины нашего глубокого падения, Петр Петрович, мне видятся совершенно другими: не Сталина мы потеряли, а иммунитет на грех, на всякого рода мерзости, типа программ малахова и смакования убийств на главных каналах. Если бы русский человек не позволил взрывать Церкви, не принимал участия в преступлениях, то СМИ со своими бесовскими зомбированиями не несли бы столь разрушительный эффект, вызывали бы немедленное отторжение. Как вода с маслом не смешиваются, так и эта гадость бы к нам не пристала. А сейчас даже старушки матом ругаются.

Почему мы все таки общаемся, хотя так просто игнорировать оппонента? Потому что все мы любим, Россию и желаем ей скорейшего выздоровления. Пути видятся разными, но мы должны бы обьединяться на страницах этой газеты, а не сражаться до потери пульса.

Альфира
12.06.2013 9:34
Впоступательном развитии вакуума нет,так и в развитии русской литературы.В то время, когда в Советской России сжигались книги,как ненавистное "дворянское наследие"-процесс уничтожения памяти народа любой новой властью-и создавались шедевры соцреализма,российская литература прдолжала развиваться в Зарубежье.Писатели-изгнанники отдали свой талант вынужденно покинутой ими Родине.Их произведения написаны свободомыслящими людьми,мы знаем ,многие из них испытывали материальные трудности,но оставались всегда истинно русскими.Спасибо Рене Герра ,он сделал то,что должно было быть сделанным.Собрал и сохранил целый пласт художественной русской литературы для развития мировой культуры.Спасибо автору статьи.На мой взгляд,культура и наука несовместимы с политикой.Все комментирующие говорили здесь не о самой литературе русской,а об ее истории
Петр Петрович - Игорь_
07.06.2013 1:52
\\\ Некий Пётр Петрович, мне просто надоело с Вами беседовать. \\\

Представьте, мне тоже. Вы пытаетесь оппонировать мне на всех топиках, а когда у вас не хватает аргументов, скатываетесь на банальную грубость. Надоело вам, проходите мимо, ищите тех с кем вам интересно общаться. Да вот хоть бы и с Верой. Она у меня теперь в игноре, возьмите на себя труд,развлеките даму.
Да, вы теперь тоже в игноре. Прощайте.
Игорь_
06.06.2013 17:08
Пётр Петрович: "Хотелось от некого Игорь_я услышать... То-то он притих."

Некий Пётр Петрович, мне просто надоело с Вами беседовать. Вы, как детская игрушка ванька-встанька, поднимаете по кругу одни и те же вопросы из темы в тему. Будет от Вас что-нибудь новое - будет, возможно, и ответ.
И Москвичка права: Вас совершенно не интересует ответ на последний вопрос. Если бы этот вопрос Вас действительно интересовал, то Вы бы обратились не ко мне, а поискали бы информацию в "развитом интернете", где получили бы гораздо более объёмный и серьёзный ответ на ваш вопрос. Интернет - это не только "мусорная яма", но и глобальная справочно-информационная система. Учитесь самостоятельно работать с доступным материалом.
Вера Петру Петровичу
06.06.2013 16:19
\\ПП:Всем вменяемым людям ваша перестроечная бредятина с кровавым Лениным уже порядком надоела. Народ русский горазд клички давать, так вот кровавым называли последнего Романова, к Ленину никаких кликух не прилипло, //

Это от Вашей бредятины уже тошнит...
Да, симбиоз Бунда и большевиков называл незаслуженно Последнего Царя кровавым, но народ сразу понял, что собой представлял ,любимый вами Ленин, и сразу прозвал его АНТИХРИСТОМ.
Петр Петрович - Москвичка
06.06.2013 15:00
\\\Сомневаюсь, что вам искренне интересно узнать о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.\\\

Зря вы ерничаете, интерес мой не праздный. Хотелось от некого Игорь_я услышать о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, да вот вы опередили. Кажется, что он не совсем тот, за кого себя выдает, чувствуется в нем какое-то "исполнение служебного долга", что ли. То-то он притих.

Все равно, спасибо за справочку.
Москвичка.
05.06.2013 22:16
Петру Петровичу.Сомневаюсь, что вам искренне интересно узнать о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.Тем не менее вот несколько фактов.  Есть Японская православная церковь,созданная нашим миссионером святителем Николаем, на Аляске есть православные с русскими именами, есть Американская православная  Церковь, тысячи православных китайцев,воспитанных Русской духовной миссией в Пекине, были зверски убиты во время "боксерского " восстания в начале 20-го века.Русские миссионеры  внесли свой вклад в распространение  православия в Палестине: с середины 19 века  до революции утвердилось название Русская Палестина.Но основное внимание все-таки уделялось собственной огромной стране. Не было нужды ехать в Африку, когда в нашей стране было множество языческих народов. В результате деятельности  русских православных миссионеров в 18-19 веках православными стали мордва,большая часть чувашей, часть алтайцев, якутов, колмыков, марийцев, татар.В любой церковной лавке можно прочитать о великих русских миссионерах - раз вам всегда было любопытно  об этом узнать, сегодня это сделать несложно.
Петр Петрович - Игорь_
04.06.2013 19:17
Игорь_, да вы что, только вчера родились? Все вышеуказанные вами вопросы уже не единожды обсуждались на страницах Столетия. Всем вменяемым людям ваша перестроечная бредятина с кровавым Лениным уже порядком надоела. Народ русский горазд клички давать, так вот кровавым называли последнего Романова, к Ленину никаких кликух не прилипло, как ни старались антисоветчики. Так что делайте выводы, кто и кому был мил.

\\\ Пётр Петрович, я категорически против. Церковь не должна бороться за посещаемость, как на партсобрании. Если у Вас нет духовной потребности идти в Церковь, то Вам там делать нечего. \\\

Да вы, батенька, начетчик. Подозреваю, что люди именно вашего склада сделали из партсобрания "мероприятие", т.е. живое дело подменили формальными посиделками под коммунистическими иконами.
Церковь как раз и должна бороться за души людей, на то есть прямое и не двусмысленное указание Иисуса Христа. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Эх вы, защищаете и сами не знаете что.
Так вот, Игорь_, если попы не станут ловцами человеков, то по души человеков сих придут ловцы из иных конфессий или же представители тьмы - наркоторговцы, сутенеры, криминал, извращенцы всех мастей и прочая рогатая нечисть.
Святая обязанность церкви идти в народ и проповедовать слово божье ибо высшие силы доверили церкви человеков и души их. Понимаете? Доверили. Высокомерно сидеть и ждать, что в дверь постучит жаждущий спасти свою душу есть со стороны церкви величайший грех. На то и пастух, чтобы заботится о стаде, а стадо то весь народ.
Мне всегда было любопытно, почему западное христианство с таким упорством занималось миссионерством, лезло во все уголки земного шара, некоторых миссионеров даже скушали не вполне цивилизованные племена. А что восточные представители христианства, т.е. православия, где они совершили свои миссионерские подвиги? Если знаете о таковых, пожалуйста, поделитесь с нами.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 32 найденных.

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
15.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Российской Академии художеств проходит выставка живописца Григория Чайникова.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».