Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Парень из нашего города

Парень из нашего города

Для Виктора Павлова актерство было праздником. Для зрителей – откровением
Валерий Бурт
06.10.2020
Парень из нашего города

Любимые актеры становятся своими, близкими. Необязательно их знать лично, достаточно экранного знакомства. Зрители смотрят на них, запоминают, потом вспоминают и легче становится на душе. Отступают заботы, тревоги, уходит печаль. Таким «эликсиром» для миллионов людей был народный артист России Виктор Павлов. 5 октября ему исполнилось бы 80 лет.

Он заявил о себе не большой ролью, а эпизодической – в комедии Леонида Гайдая «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» Павлов сыграл студента Дуба, пытавшегося сдать экзамен с помощью хитроумного устройства, замаскированного под забинтованной щекой: он является на испытание одетым, словно на торжество – на шее бабочка, в нагрудном кармане – гвоздика. Преподаватель удивляется его облику, на что студент с чувством, почти со слезой, отвечает: «Экзамен для меня всегда праздник, профессор!»

Павлову было тогда немногим больше двадцати, он недавно окончил Щепкинское училище. На актера был не похож – на вид простой «парень из нашего города». Полноватое лицо, маленькие, сверкающие глазки, хитроватая улыбка.

Забавным штрихом к портрету было по-боевому оттопыренное ухо – след юношеского увлечения борьбой. В одном из поединков соперник буквально протащил его ухом по ковру…

Виктор родился в знаменитом роддоме имени Грауэрмана на Арбате, жил на Тишинке. Слыл резвым мальчишкой, даже хулиганистым, часто пускал в ход кулаки. Его даже из школы исключали. Потом Павлов в шутку называл себя «дитя асфальта». Про актерскую профессию сначала не думал, хотя в школьных спектаклях участвовал. Однажды сыграл роль негра и для этого лицо вымазал гуталином.

После 7-го класса Виктор пошел на завод учеником слесаря, работал радиомонтажником 2-го разряда и учился в школе рабочей молодежи. Занимался в драмкружке Дома учителя возле Белорусского вокзала.

Гонял голубей – в послевоенной Москве это увлечение было повальным. Между прочим, детское пристрастие Павлов хранил до седых волос. Голубятню ему разрешили устроить в самом центре Москвы, на крыше Малого театра, где он служил. Выходит, бывало, народный артист России на металлическую старинную крышу храма Мельпомены и самозабвенно машет палкой с тряпкой и свистит. Это было зрелище почище театрального!

«Мне кажется, что голуби – это души актеров, работавших в Малом, – говорил Павлов. – Вот эта гордая голубка – Гоголева, а этот любвеобильный – Царев. Самый веселый голубь – Ильинский…»

Заключительный эпизод фильма «Место встречи изменить нельзя» снимали недалеко от метро «Таганская». В ней Жеглов убивал Левченко, бывшего однополчанина Шарапова, прибившегося к банде Горбатого. Его играл Павлов. В тот день они с Высоцким приехали рано, на съемочной площадке еще никого не было. Высоцкий похвалился своим новым «мерседесом». Потом предложил: «Давай прокачу». Приехали на Птичий рынок, который располагался неподалеку, накупили голубей. Привезли птиц на съемочную площадку. «Наши там уже собрались, и мы стали у всех на глазах выпускать голубей, – рассказывал Павлов. – Все обалдели от такой прелести... Приступили к съемкам. Я бегу по снегу, Высоцкий в меня стреляет. Ба-бах... я падаю. Помню: Володя подбегает с бледным лицом, берет мою руку, целует: «Голубятник, вставай. Я тебя никогда не убью».

…Птичий рынок был любимым местом Павлова в Москве. Сюда он приезжал лет пятьдесят или больше. Когда актер появлялся на торжище, его окружали знакомые. Их были десятки, сотни – голубятники, торговцы рыбками, собаками, кошками, покупатели. Каждому он дарил улыбку, рукопожатие.

«Виктор Павлович, как жизнь? Что так долго вас не было?»

«Да в театре закрутился. А тут еще съемки навалились…»

Ему совали в руки голубей, щенков, котят, сыпали в ладони семечки. Предлагали чай, бутерброды, звали «ударить по пивку». Словом, все было как в песне: «Он вышел родом из народа, как говорится – парень свой!»

Впрочем, у известности была и оборотная сторона. После выхода сериала «Адъютант его превосходительства», где Павлов сыграл роль бандита Мирона Осадчего, актер стоял в очереди в магазине. Одной женщине не терпелось – она пыталась пролезть к прилавку со стороны. Павлов пытался ее культурно вразумить, но она дала ему неожиданный отпор: «Вы как в кино гад, так и в жизни…»

Между прочим, киношные начальники посчитали, что раз он негодяя сыграл, хотя и талантливо, награды не заслужил. Нескольких актеров удостоили Государственной премии, а Павлова обошли. Он уже нарядился, собирался ехать в Кремль за наградой и вдруг: «Режиссер Ташков всех поздравляет. А меня просит понять и не расстраиваться. Оказывается, в последний момент мне в премии отказали. На заключительном заседании, которое проходило поздно вечером, поднялся какой-то деятель и говорит: «Товарищи, давайте соблюдать равновесие. Из лагеря врага мы уже дали премию Стржельчику (он играл белогвардейского генерала Ковалевского – В.Б.). Если и Павлову дадим, это будет идеологический перебор...»

Конечно, он страшно обиделся. Но бог с ней, с премией! Зато Павлов сыграл выдающуюся роль! Да, Мирон бандит, да, негодяй. Но как же любит этот заблудший, растрепанный, с блуждающим взглядом человек, как переживает. Сколько нежности и страдания в его взгляде на женщину по имени Оксана, которую сыграла Людмила Чурсина...

После Щепкинского училища Павлов вместе Олегом Далем пошел в «Современник». Но чувствовал себя Виктор там неуютно, поскольку режиссер Олег Ефремов его не замечал. Как говорил Павлов, «в «Современнике» было «немного зла, холода и обмана».

Он ходил потерянный и отец, стойкий сибиряк, который в Гражданскую был кавалеристом, в Великую Отечественную – танкистом, а в мирное время строил трактора, сказал: «Значит так, Витя. Надо тебе прощаться с этим актерством. Поступай в Тимирязевскую академию, окончишь, будешь специалистом. А актер – разве это профессия?»

К счастью, Павлов своего умудренного опытом отца не послушал. Родители, они хоть и желают добра своим детям, порой ошибаются…

Он называл себя «артистом московских театров». После «Современника» служил в Театре имени Маяковского, Ермоловой, Малом. В последнем познакомился с будущей женой Татьяной Говоровой, тоже актрисой. Она ему говорила: «Не представляю свою жизнь без тебя. Наверное, погибла бы». А он ей в ответ: «Это я бы погиб без тебя. Заблудился бы, забарахтался бы, как сова днем».

В Малом театре Павлов проработал в общей сложности более четверти века. Играл в спектаклях «Горячее сердце», «Лес», «Горе от ума», «Ревизор», «Дикарка»…

К ролям готовился истово, рисовал будущий образ. Сидел перед зеркалом, пробовал жесты, повороты головы, наблюдал за движениями собственного лица. Кстати, Павлов и гримировался сам. Освоил эту премудрость замечательно.

Стремление к совершенству актер считал наивностью. Говорил, что надо просто играть, никому не подражая, верить в себя и открывать в себе новое. Он не терпел простоев, постоянно требовал ролей.

Всегда был готов к импровизации. Его девизом были слова Дон Кихота:

Мечтать, пусть обманет мечта!
Бороться, когда побежден!
Искать непосильной задачи
И жить до скончанья времен!

Любить, пусть обманет любовь!
Остаться неведомо где!
Когда опускаются руки,
Тянуться к далекой звезде!

Павлов считал себя в большей степени театральным актером. И действительно – его имя на афише было гарантией успеха спектакля. И все же прославил лицедея кинематограф.

Как же он был органичен, правдив, к примеру, в водителя-механика самоходки Гриши Щербака в фильме «На войне как на войне»! Как душевно пел: «И полетят тут телеграммы родных знакомых известить, что сын их больше не вернется и не приедет погостить…»

Было полное впечатление, что это не актер, а настоящий русский солдат. Простой парень, настоящий друг. И не делает он в кадре ничего особенного: улыбается, грустит, а бежит холодок по коже. Глаза прикованы к экрану, и слеза готова упасть. Сколько же таких, как Гриша Щербак, сражались и погибали в Великую Отечественную…

И в уже упомянутом фильме «Место встречи изменить нельзя» Павлов удивительно достоверен. Его герой Левченко храбро сражался, да случилась беда – он попал в штрафбат. Вину искупил, но подрался с сытым и наглым армейским начальником. И ему, бедолаге, впаяли новый срок. Левченко сбежал, попал к бандитам «Черной кошки»: «Вот с этими гнидами и кантуюсь…» – с горечью говорит он Шарапову.

На лице актера высвечена вся трагедия героя. Жизнь его, по сути, кончена, напрочь разбита. Идти с повинной – не пощадят, поставят к стенке. Ведь на нем уже чужая кровь, да и старых прегрешений хватало. Оставаться с бандитами, снова разбойничать – мерзко и противно. Да и недолго им осталось – вот-вот нарвутся на милицейскую засаду…

Но Левченко, истрепанный жизнью, ожесточившийся, не утратил понятия чести. Он по-прежнему, несмотря ни на что, верен фронтовой дружбе. «Я тебя не расколол, потому что нам с тобой под одной шинелькой спать доводилось, – с надрывом говорит он Шарапову. – И ты свой офицерский доппаек под койкой втихаря не жрал и за нашими спинами не прятался под пулями...»

Павлов, можно сказать спас картину. Владимир Конкин вздрызг разругался с другим Владимиром – Высоцким. И уже собрался покинуть группу. Но к Конкину пришел Павлов и снял напряжение. Нет, они обошлись без бутылки, а просто поговорили по душам. И – посмеялись. Конкин потом рассказывал, что никогда так не хохотал. На другой день Конкин и Высоцкий снова входили в кадр под стрекотание камеры…

И это при том, что у самого Павлова был вспыльчивый характер. Но эта ремарка – не порицание. У какого из больших творческих людей нрав был покладистый? Таких – единицы. Зато ропщущих, негодующих, страстно отстаивающих свое мнение, масса. Ведь творческая жизнь – это и борьба.

Павлов не терпел посягательств на свою индивидуальность, вторжения в свой внутренний мир. И тут же объявлял войну…

По Тверской улице, где жил Виктор Павлов, ходил троллейбус 12-го маршрута. На нем актер ездил в Малый театр. Многих водителей он знал, здоровался с ними, обменивался несколькими фразами. Да и пассажиры актера узнавали. После ухода лицедея, один из водителей, подъезжая к Пушкинской площади, объявлял: «На этой остановке входил Виктор Павлов…»

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Павлюк
12.10.2020 14:25
Точно! Я всегда думал, как актёр с такой банальной внешностью может быть столь велик?! УВЫ, но как сравню современных артистов с советскими - плакать хочется. P.S. Люблю его роль в "Здравствуй и прощай", а "На войне как на войне" шедевр на все времена. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.
Анатолий Поляков
12.10.2020 10:18
Потрафлю всем голубятникам : Павлов был из их компании , умудрился держать птичку на чердаке Малого...
Наталья
07.10.2020 18:55
Спасибо за приятную статью о любимом актёре.
Согласна с автором: Павлов был органичен в любой роли.
Играл очень естественно, казался не артистом, а хорошим знакомым.
Мог убедительно сыграть любую роль: и положительную, и отрицательную
Дмитрий Ушенин (Берлин)
07.10.2020 6:05
Cасибо!
Коба
06.10.2020 15:25
Виктор Павлов замечательный русский актер, внесший значительный вклад в развитие советского и российского театрального искусства и кино. Он сыграл роли в 171 кинофильме, в его работах всегда чувствовалась искренность, которая высоко оценивалась зрителями. Хотя он и был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, имел звание "Народный артист Российской Федерации" (29 декабря 1994 года), "Заслуженный артист РСФСР" (11 апреля 1985 года), все же, как я думаю, его вклад в развитие культуры был недооценен государством и властями. По крайней мере, я не припомню ни одной неудачно сыгранной им роли. Продолжаю с удовольствием смотреть фильмы с его участием.
Марина_
06.10.2020 14:23
Хороший актёр, приятно вспоминать. Спасибо.

Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».