Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 декабря 2019
От вымысла к домыслу

От вымысла к домыслу

Показанный Первым каналом сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела» оставил странное впечатление
Олег Пухнавцев
20.09.2012
От вымысла к домыслу

Старая советская традиция предварять киносеанс агитационным фильмом нашла своё неожиданное продолжение. Создатели сериала по-новому интерпретировали пропагандистский метод.

Первые три серии они посвятили идеологической работе с населением, которое собралось посмотреть кино о любимой певице, а вынуждено было три вечера кряду шуршать фантиками, ёрзать, шушукаться, пока его пичкали обязаловкой об ужасах тоталитаризма. Многие, притомившись, так и не досмотрели фильм до конца, а зря. Впереди было много всего любопытного и стоящего. Теперь, когда известен более чем внушительный рейтинг сериала, а эхом любви зазвучали многочисленные радиопрограммы, посвящённые Анне Герман, появились публикации в газетах и не утихают споры в Интернете, стоит порассуждать о феномене явления.
Странами-производителями фильма значатся: Россия, Украина, Польша, Хорватия. Последняя сыграла роль Италии, Россия делегировала артистов, а наибольший вклад, несомненно, внесён украинско-польской стороной (режиссёры, операторы, продюсеры). Отметим важного персонального соучастника проекта, сценаристку – Алину Семерякову, в резюме которой значатся и Херсонский лицей журналистики, и журфак Львовского университета, и повышение квалификации на Би-би-си, и курсы драматургии Александра Митты…

Когда речь идёт о домыслах с манипуляционными целями (которые пытаются преподнести как некий невинный художественный вымысел), возникает непреодолимое желание изучить творческую биографию автора.

С помощью анкетных данных, возможно, удастся объяснить: слезливую хуторянскую сентиментальность; толоконную прочность антисоветских взглядов; расчётливую легковесность исторических интерпретаций, назойливый схематизм сюжетных построений. Прочёл анкету – и сразу понятно, откуда ноги растут.
Сценаристке оказалось мало настоящей (сложной, трагической, яркой) судьбы Анны Герман. Правда, судя по всему, виделась Алине Семеряковой недостаточно кинематографичной, и её понесло.

Союз идеологической функции с профессиональным бессилием дал уродливый по меркам искусства драматургии плод – героя Марата Башарова, который всю жизнь преследует семью Анны. Актёр справился с задачей блестяще, сделал из офицера НКВД настоящего маньяка. Неожиданно появляясь в разнообразных чёрных воронках (от «Эмки» до «Чайки»), он каждый раз заставляет героев сериала картинно вздрагивать, а зрителя вспоминать о кровавой природе советской власти. Башаров-энкавэдэшник нелепо передвигается из серии в серию на сценарных ходулях, однако это не единственный цирковой номер, придуманный создателями фильма.
Вот как можно охарактеризовать сценарий, если говорить о нём на языке автора: усэ так, тильки трошэчки нэ так. Этих «трошэчки» множество. Главной героине, например, присвоены воспоминания, которых у неё не могло быть. Настоящей Анне Герман, когда в Ташкенте арестовали её отца, не было и двух лет. Киношной – лет шесть-семь.

Чего не придумаешь, чтобы сделать осознаннее антисоветские настроения, а заодно наполнить картину пошлым фрейдистским туманом.

Какие-то штампы заимствованы из западного кино, какие-то – местного происхождения, ошмётки подшивок, перестроечный информационный шум. Эпизод из узбекского прошлого семьи Герман, девочка Аня на всю жизнь должна запомнить слова родителей. Но главный адресат, конечно, зритель, именно на него работают актёры, спасибо, хотя бы не глядя в объектив камеры. Заметим, что по фильму на дворе 38-й год, мама Анны высказывается следующим образом, видимо, намекая на будущую депортацию немцев: «Куда смотрел Господь, когда всех русских немцев, всех до единого, загнали как скот и вывезли сюда?..» А вот и папа заглядывает в будущее, как будто цитирует прессу конца 80-х: «Советский Союз – это большая клетка…».
Чтобы как-то повысить статус произведения, сценаристка населяет его авторитетными личностями. Так, в одном из надуманных эпизодов мама главной героини встречается сразу с парой таких: Раневской и Ахматовой (поэтесса – в исполнении Юлии Рутберг). Этот символический жест, обращённый к московской интеллигенции, выглядит комично, зато способствует лояльности. Глядишь, и не заметят грамматические ошибки, исторические нестыковки, издевательства над здравым смыслом в деталях киноповествования…
Вот мама с бабушкой наблюдают, как маленькая Аня спит в обнимку с братом, больным скарлатиной, взрослые как будто не знают об инфекционной природе заболевания. Вот герой Башарова инструктирует секретных агентов скопом, построив их во дворе своего провинциального НКВД, называет их стукачами, чтоб зрителю сразу стало понятно, какая публика в кадре…

Список нелепостей можно продолжать бесконечно, однако кроме них фильм обладает и несомненными достоинствами. Настоящей кинематографической удачей стал выбор исполнительницы главной роли.

Польско-литовская актриса Йоанна Моро внешне на Анну Герман не похожа, однако этот факт никак не сказался на общем впечатлении от её работы. Актрисой изначально взят какой-то верный тон, найдена манера, которая точно согласуется с образом Анны Герман, сложившимися представлениями советских зрителей об этой выдающейся певице. Артистке и режиссёрам удалось сделать органичными даже самые опасные сцены – исполнение песен. А это была сложная задача – не оказаться в условности «Кабачка 13 стульев». Создатели фильма даже смогли решить проблему голоса в эпизодах с репетициями, где не могла спасти фонограмма, требовалось исполнение а капелла. Голос Анны Герман прекрасно сымитировала одесситка Владислава Вдовиченко.
Вообще, окажись режиссёры достовернее в деталях (ретро­эс­тетика требует от создателей кино перфекционизма и связанного с ним внушительного бюджета), будь у режиссёров в руках нормальный сценарий (написанный изобретательным профессионалом для удовольствия, а не для политики) – и этот сериал вошёл бы в историю, его бы повторяли, крутили по всем каналам по поводу и без.
Ведь у фильма об Анне Герман есть самое главное – благодарная аудитория, уставшая от современного телевидения, и в частности его музыкальных форматов. Не стоит утверждать, что эта публика была поголовно увлечена творчеством Анны Герман, когда её слава гремела в СССР. Многим по молодости она казалась архаичной скромницей, излишне скованной в движениях, певицей для пенсионеров, лысеющих дядечек, полнеющих тётенек с вышедшими из моды начёсами, солдат Великой Отечественной, их жён – тружениц тыла. Тех, кто отправлял на радио письма с просьбой поздравить сослуживца или однополчанина песней любимой певицы.

Нынешний интерес к творчеству Анны Герман связан ещё и с тем, что, вспоминая старые песни, ты разбираешься в собственных предпочтениях, понимаешь, как менялись вкусы и твои, и поколения.

Сегодня манера Анны Герман держаться на сцене уже воспринимается как проявление чувства собственного достоинства, не имеющая ничего общего с высокомерием. Её голос кажется экзотически благозвучным, с песнями Герман становится понятнее и масштаб эпохи, и повседневная жизнь народа, слушающего «Танцующих Эвридик» или «Надежду».
Но в этом и главная опасность её творчества для современных интерпретаторов советского прошлого. Не покажется ли «большая клетка» слишком комфортной и уютной под аккомпанемент её песен?




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Карли Блу
14.04.2013 23:58
Те кто не досмотрели, бросили фильм НЕ ЗРЯ.
Олег
24.09.2012 3:36
Удивляться современному российскому кино, пожалуй, нечего. Кино полностью во власти либералов от искусства и разного рода дельцов. Но не пора ли перевести кино на госзаказ?
Валера
23.09.2012 13:53
Сколько ещё будут паразитировать на великом и светлом?
В настоящее время сам измазанный и ничего из себя не представляешь, так давай и других замажем и, чтоб меня запомнили.
Первый канал практически не смотрю на НТВ только «квартирный вопрос» и «дачный ответ».
Да ещё кто-то говорит про патриотизм. Или патриотизм это ложь и извращения. А. Правда, ещё есть мнение, что художнику разрешается вымысел, только тогда зачем брать настоящих героев. Наверное «художники» точно понимают, что без Личностей в своих «творениях» они никто.
Татьяна
22.09.2012 20:25
Фраза из этой статьи:
"Вот мама с бабушкой наблюдают, как маленькая Аня спит в обнимку с братом, больным скарлатиной, взрослые как будто не знают об инфекционной природе заболевания."
Между прочим, пословам мамы Анны Герман - Ирмы, Аня и её братик болели скарлатиной одновременно. Только Аня выжила, а братик нет.
лесник
21.09.2012 21:49
   Да в фильме много антисоветской дури, но сценаристка не учла одного важнейшего обстоятельства, что творчество, вся жизнь Анны была направлена на собирание людей в любви и сохраняла и сохраняет, распавшееся политически, культурное пространство Союза.
   Так что госпожа Семерякова цели не достигла. Любовь оказалась мудрее дьявольских происков.
Владукас
21.09.2012 18:57
Просто никчемный фильм, не навеевший никаких размышлений. Смотрел одним глазом в угоду жене, которая была поклонницей таланта Анны, только и ждала, когда зазвучит очередная песня из её репертура, столь любимого в бывшем СССр. А линия репрессий и прочая соответствующая тому времени история просто не воспринимается.....Прав автор статьи--издержек слишком много и они бросаются в глаза, может современный зритель и воспринял это всерьёз, но нас на мякине не проведёшь--мы-то историю знали другую.В том числе и историю её жизни и любви к СССР.
Marat Kosygin
21.09.2012 13:15
Понятное дело: репрессии были в сталинские времена (сам внук репрессированного партийца), однако герой моего тезки Башарова представляется чересчур кровожаден (хотя я не обеляю эти органы, их суть изменилась ненамного). Однако, главное - то, что Анна Герман несла нашему многонациональному народу тепло своей души. Она не была злопамятна настолько, как многие поляки по отношению к нашему постсоветскому пространству, распавшемуся политически, но культурно единому.
soloha
20.09.2012 23:41
Посмотрела несколько кадров и выключила телевизор.Почему-то актеры играющие,знаменитых людей на порядок ниже по харизме.Так было с Жуковым,так получилось и с Анной Герман...Об антисоветизме: может педалировать это не надо было,но объективно-Родина обошлась с ее семьей сурово.Но Анна- в душе русский человек,простила ее и пронесла любовь к России через всю жизнь.Пишут ,что поляки ревновали ее к России и недолюбливали.Жизнь ее была непростой,полной испытаний,но талант и упорство подарили ее признание и любовь страны,которую не по своей воле пришлось покинуть
Рудольф
20.09.2012 18:09
Откровенный антисоветизм, использованный как бы в качестве фона, а по существу самостоятельная сюжетная линия опорочивантя СССР-России, ничего не добавил фильму, но способствовал его игнорированию. Это очередной ответ либероидной тусовке. Приходится только сожалеть, что для очередной чернухи о советском периоде нашей страны использовали историю певицы, которую действительно любили в СССР  и через биографию которой в СССР и плюнули.
student
20.09.2012 14:56
Итак. С одной строны "тоталитарое государство" финансирует мощную систему подготовки работников искусства, киностудии, театры, эстраду, А ДРУГОЙ РУКОЙ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ- подсылает маньяков НКВДшников......
и не даёт работать ни В.Высоцкому ни Анне Герман ни вообще никому из мастеров высокого уровня.
Но тогда откуда же они берутся ?
И почему этих мастеров так много ?
И когда НКВДшники успевают ещё и ловить шпионов ?  КРУТО, НО НЕПОНЯТНО.

Толи дело щас. В свободном мире. Просто "вынос мозгов" ! Лихо и эффективно....А главное- думать не надо.


Эксклюзив
06.12.2019
Валерий Мацевич
Будут ли страны Прибалтики проситься обратно в российскую «оккупацию»?
Фоторепортаж
28.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная графу А.А. Аракчееву.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».