Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 февраля 2020
От простой деревенской бабы – до императрицы

От простой деревенской бабы – до императрицы

К юбилею Народной артистки России Лидии Федосеевой-Шукшиной
Анна Петросова
25.09.2008
От простой деревенской бабы – до императрицы

Народная артистка РСФСР Лидия Федосеева-Шукшина категорически не дает интервью, не любит публичности и старается реже посещать светские рауты. Возможно, устала от чрезмерного внимания прессы в связи с ее замужеством с Бари Алибсовым. Несмотря на это народ любит актрису особенно трогательно. За уютность, обаяние и душевный свет. И за преданность памяти великого Шукшина. 34 года прошло, со дня смерти Василия Макаровича, а в его кабинете все осталось, как было при нем. К тому же Лидия Николаевна одной из главных своих забот считает налаживание работы фонда памяти Шукшина. Она и при жизни писателя была ему верной помощницей. Переписывала набело его прозу. Ходила по редакциям, когда он снимал сам или снимался. Читала верстки, корректуру.

Свою первую роль Лидия Федосеева сыграла в картине режиссера Граника «Максим Перепелица». Но ни зрители, ни критики почти не заметили молоденькую лаборантку в исполнении такой же юной актрисы. Впрочем, через четыре года ее роль - студентки Тани в фильме «Сверстницы» - принесла Федосеевой относительную популярность. Встреча с Шукшиным изменила творческую судьбу Федосеевой. Они вместе учились во ВГИКе, но судьбу решила их совместная поездка на съемки картины «Какое оно, море?». В поезде по дороге в Судак Лидия потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и Федосеева запела «Калину красную». И он подхватил...

Они поженились, и актриса вместе со своим мужем сыграла главные роли в кино-шедеврах Шукшина «Странные люди», «Печки-лавочки» и «Калина красная».

Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей яркого актера Шукшина.

Вместе они создали ту неповторимую, естественную атмосферу реальной жизни, которая и подкупала зрителей в этих фильмах.

Коренная ленинградка, Федосеева буквально растворилась в своих персонажах деревенских женщин. «Василию Макаровичу Шукшину я обязана всем», - утверждает актриса. Действительно, в его фильмах она проявила свою сильную творческую индивидуальность. Шукшин создал и отразил ее тип народной красоты, тип русской женственности: жертвенной и терпеливой...

Они вместе могли сделать еще много интересного, но произошла трагедия: в середине семидесятых на съемках фильма «Они сражались за Родину», где снималась и Федосеева в роли Грикерии, Шукшин скоропостижно скончался. В 36 лет Лидия Николаевна осталась одна с двумя девочками. Нередко ее посещали мысли уйти в монастырь, казалось, жизнь кончена. Однако надо было растить детей. После смерти мужа она взяла двойную фамилию, стала работать в Театре-студии киноактера в Москве и очень много снималась: фильмы с ее участием выходили практически ежегодно. В свое время режиссер Динара Асанова говорила: «Я стараюсь снять ее в каждом своем фильме. Пусть в эпизоде, но непременно. Это - актриса!». Лаконично. Лидия Николаевна это заслужила, режиссеры приглашали ее наперебой: только бы согласилась.

И она всякий раз подтверждала свой профессионализм: роли выпадали иной раз весьма далекие от привычного ей типа женщин. Одна мадам Грицацуева из «Двенадцать стульев» чего стоила! С заразительным юмором исполняла актриса свою роль в телеспектакле по гоголевской повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

Федосеева-тетушка ходила по сценической площадке с намалеванными усами, с короткой трубкой во рту и так хлопала племянника по плечу (Олега Табакова), что тот шатался.

Особенной популярностью пользовались картины «Ключ без права передачи», «Вам и не снилось», «Из жизни отдыхающих», «Жена ушла», «По главной улице с оркестром».

В 90-х годах Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина снималась в Польше, в восьмисерийном фильме «Баллада о Яношке». Играла больную, одинокую мать, которую предал сын. Зрители приняли телесериал сдержанно, поскольку по сюжету сыграла русская. Федосеева вернулась в Москву, где снялась в телесериале «Графиня Шереметева» в роли Екатерины Великой. Лидия Николаевна и не скрывает своей любви к костюмным картинам. В ее творческой жизни были «Юность Петра», «Демидовы», «Виват, гардемарины!». Она с удовольствием снималась в «Петербургских тайнах». Роль генеральши Амалии Потаповны фон Шпильце, интриганки, была центральной в сериале. По заказу французского телевидения на «Ленфильме» режиссер Муратов экранизировал 10 старых русских повестей. На французском языке Федосеева-Шукшина сыграла снова Екатерину II. А одна из последних работ Лидии Николаевны – в «Парке советского периода».

Редакция «Столетия» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес Лидии Николаевны с днем рождения и желает ей дальнейших творческих побед.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».