Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2019
Ошибка Михаила Веллера

Ошибка Михаила Веллера

В конце войны Авиации дальнего действия не существовало
Максим Кустов
21.06.2007

Михаил Веллер по праву считается одним из наиболее дотошных к деталям современных писателей. И в известном своем произведении "Баллада о бомбере" автор продемонстрировал очень неплохое знание авиационной техники времен Великой Отечественной войны, реалий войны в воздухе. Но, увы, от ошибок никто не застрахован. Не обошлась и "Баллада" без серьезной накладки.

Автор в так называемые "застойные" времена знакомится с бывшим военным летчиком Иваном Григорьевичем Богдановым:

"Спрашиваю:

— Иван Григорьевич, когда лично вы начали войну? Когда состоялся ваш первый боевой вылет? Помните?

— А как же. Двадцать второго июня сорок первого года. В шестнадцать ноль-ноль мы поднялись…

— Вы в каком звании и должности войну начали?

— Лейтенант, командир экипажа дальнего бомбардировщика.

— А закончили?

— Майор, командир бомбардировочного полка Авиации Дальнего Действия".

С марта 1942 года Авиация дальнего действия (АДД ) не являлась частью ВВС РККА, а представляла собой отдельную структуру.

Дивизии, а затем и корпуса бомбардировщиков АДД — ударная сила Ставки Верховного Главнокомандования - применялись в интересах стратегически важных фронтов. Командующий АДД Александр Евгеньевич Голованов не являлся подчиненным командующего ВВС РККА (с апреля 1942 года) Александра Александровича Новикова. Непростые отношения сложились у двух крупнейших руководителей военной авиации во время Великой Отечественной…

#comm#Летчики АДД ревностно подчеркивали свое особое положение. #/comm#

Ветеран АДД генерал-лейтенант авиации Сергей Яковлевич Федоров так вспоминал об этом: "Мы были ударной силой и находились на особом положении... Но главное — когда мы садились на аэродромы фронтовой авиации, они видели, какая у нас спайка и дружба в экипажах, какой у нас коллектив... Мы — головановцы"! ( Подробнее см. "Столетие" "Его боялось люфтваффе").

Но мог ли веллеровский Иван Григорьевич в самом деле закончить войну (а последний боевой вылет у него происходит 30 апреля 1945 года) командиром бомбардировочного полка Авиации дальнего действия? Увы, никак не мог.

Автор не учел того, что в 1945 году такой структуры, как АДД, уже просто-напросто не существовало. С ее автономией от ВВС к тому времени было покончено.

Вот что по этому поводу сказано в воспоминаниях Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова "Дальняя бомбардировочная...": "Авиация дальнего действия была преобразована в 18-ю воздушную армию, и я стал ее командующим. Одно мне было непонятно, почему я стал одновременно членом Военного совета и заместителем главкома ВВС. Однако и это вскоре для меня прояснилось. Все эти события произошли в декабре 1944 года".

На всякий случай проверим по воспоминаниям Герой Советского Союза, генерал-полковника Василия Васильевича Решетникова.

Он пишет в своих мемуарах "Что было — то было": "В начале декабря 1944 года произошло, по первому ощущению, малозаметное, но странное событие, едва коснувшееся нас, полковых командиров (наше дело — воевать!), зато в масштабах Авиации дальнего действия более чем значительное: АДД была преобразована в 18-ю воздушную армию и подчинена командующему ВВС. Количество полков оставалось прежним, но сократилось число дивизий, вобравших в себя по три-четыре полка, вдвое меньше стало и корпусов. Хотя боевой состав в новой организационной структуре не претерпел существенных изменений, статус воздушной армии выглядел теперь заметно пониженным по сравнению с прежним положением АДД".

#comm#Существуют разные версии того, почему АДД превратили в 18-ю воздушную армию. #/comm#

Некоторые мемуаристы и историки считают, что все произошло после посещения Молотовым осенью 1944 года уже вышедшей из войны Финляндии. Он обратил внимание на небольшие разрушения в Хельсинки, бывшего с начала того года объектом массированных бомбардировок АДД и доложил об этом Сталину. Были сделаны выводы…

Есть версия о том, что с приближением линии фронта к Германии и уменьшением дальности полетов само наименование Авиация дальнего действия утратило смысл.

Сам Голованов утверждал, что это произошло из-за его болезни.

Так АДД стала просто воздушной армией.

Так что 30 апреля 1945 года в воздух поднимался уже не полк АДД, а полк 18-й воздушной армии ВВС РККА. Соответственно и Иван Григорьевич Богданов был командиром бомбардировочного полка 18-й воздушной армии…

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Владимир
31.12.2016 21:35
Для Юрия. За Ли-2 (Дуглас) и Ил-12 согласен, это разные машины. За светлую память - лучше ничего, чем плохо. Так получилось, что "Реквием каравану ..." я читал как раз в то время, когда поднимали "Эдинбург". Мне показалось странным, что в официальной прессе информация отличалась на порядок с информацией в повести (в 10 раз). Лет через десять мне попалась статья учёного историка, который привёл несколько фактов, где В.П. всё завышал в 10 раз.
Как это понимать?
Евгения Богданова
09.01.2016 1:12
Веллер аферист.Николай Григорьевич Богданов мой дедушка. И я давно уже поняла,что Веллер специально изменил его имя в своих интересах. Несправедливо. Хоть уже трудно что-то доказать,могу лишь привести на могилу деда и может тогда веллеру станет стыдно. Очень хочется связаться с Павлом,думаю это он приезжал к моему отцу насчет деда. Как с тобой связаться моя почта petr.ptn@yandex.ru
Павел
28.07.2015 17:36
И если уж на то пошло, то Веллер - сознательно или нет - перепутал имя ветерана, который автор книги "В небе - гвардейский гатчинский" как Николай Григорьевич Богданов. А у Веллера - почему-то Иван Григорьевич
Павел
28.07.2015 17:38
Все правильно расписано: наверняка ветеран имел ввиду это, но фактически Веллер написал другое. По сути-то верно, а по документам - конечно, нет. Что касается Ли-2 не являлся Ил-12 - думаю, здесь Веллер тоже немного утрировал: все-таки, согласитесь, Ил-12 был создан по аналогии с Ли-2
Юрий
20.09.2012 20:33
Ли-2 ни коим образом не являлся самолетом ИЛ-12.И даже не был его прототипом.Это две совершенно разных машины. Это первое. И второе - Ли-2 не переделывались под бомбардировщики так, как пишет автор-"...в фюзеляже прорезали бомболюк, делали стеллажи – для малокалиберных бомб...". На Ли-2 использовалось только внешняя подвеска авиабомб. Конечно советовать профессионалу последнее дело, но хотелось бы обратить внимание автора на, светлой памяти, В.Пикуля. Как он писал свои романы не допуская искажения исторических событий и фактов.
Altai
04.12.2009 6:41
респект

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».