Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 октября 2021
Огонь, мерцающий в сосуде

Огонь, мерцающий в сосуде

В гостях у брянского художника Александра Шадурина
Ольга Надпорожская
08.10.2021
 Огонь, мерцающий в сосуде

Давно заметила, что, путешествуя вместе с иеромонахом Романом и другими паломниками, обращаю внимание не на красоты природы и городов, а на лица людей, и на фотографиях тоже в основном остаются они.

В этот раз во время поездки на Брянщину вспомнились слова из стихотворения Николая Заболоцкого:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Огонь, мерцающий в сосуде — это то, что открывается мне в людях, когда с ними разговаривает отец Роман. Не знаю, в чём тут дело — то ли я смотрю на них его глазами, то ли в них действительно просыпается то, что обычно скрыто, погребено где-то на глубине.

Это похоже на то, как иногда по телевидению показывают богослужение и в камеру вдруг попадает чьё-то лицо — человек в лучшие минуты своей жизни, когда он, сам не ведая того, весь виден как на ладони.

Шадурин.jpgОтец Роман иногда говорит, что тому, кто ради Христа оставил свой дом, мать и отца, Бог даёт множество домов и родных людей. Одним из таких домов для отца Романа оказался дом Александра Васильевича Шадурина, художника из Трубчевска, где мы побывали недавно (на фото).

Дом художника стоит на берегу Десны — с одной стороны высокая круча, с другой стороны река. Я подивилась красоте этого места и огорчилась, когда хозяин сказал, что к реке он ходить не любит — «там всё загажено». Родом Александр Васильевич из деревни Прудки — она стояла неподалёку от родного села отца Романа, пустела, зарастала, потом сгорела — так что от неё осталось только кладбище. Воспоминания о ней и боль о русской деревне, не только родной, — одна из основных тем живописи Александра Шадурина. Некоторые из этих работ развешаны на стенах в его гостиной, но бо́льшая часть стоит на полу в соседней комнате, и художник выносит их нам по одной.

Александр Васильевич рассказывает, что после окончания художественного училища он долго не мог найти себе применения. Работал столяром, а по утрам выходил писать пейзажи. И вот однажды рано утром он писал поле с сухим одиноким деревом, чувствовал, что не получается, и впервые начал молиться. Вскоре в дом к нему пришёл священник и, взглянув на уже готовую работу, сказал, что в ней есть что-то особенное, — и приобрёл её. Ещё одним важным для внутренней жизни событием стала встреча с творчеством иеромонаха Романа — сначала с песнопениями, а потом со стихами из сборника, который попал к нему в руки в Храме.

Шесть лет тому назад, когда отец Роман приезжал в Трубчевск, Александр Васильевич приходил на встречу с ним в библиотеку и после этого написал два его портрета по фотографиям. Но пообщаться с ним лично довелось только сейчас.

— Вы пытаетесь сделать кистью то, что я пытаюсь сделать пером, — говорит отец Роман, глядя на работы Александра Васильевича.

Положа руку на сердце, скажу, что из работ Александра Шадурина мне больше всего понравились пейзажи, а картины с явным христианским сюжетом показались идущими скорее от ума.

Природа благовествует о Творце сама по себе, и тот, кто умеет подметить это и передать, ничего не добавив от себя, делает зрителя соучастником тайны и без слов рассказывает о самом главном.

Хороши, но печальны деревенские натюрморты художника — Александр Васильевич любит писать окна деревенских домов, похожие на угасающие глаза старого человека. На одной из картин изображён его дедушка, и они показались мне похожими не только внешне: роднит их какое-то горестное раздумье. Отец Роман на портретах Александра Шадурина выглядит слишком сильным физически, а вот картина «Иерей» получилась правдивой и выразительной — художнику удалось показать внутренние противоречия, «невидимую брань» незнакомого нам священнослужителя.

Глядя на картину «Хлебушек», обратила внимание на «фон» — белую узорчатую скатерть с тщательно выписанными деталями, и очень скоро увидела её же на кухне, на столе, за которым жена художника, Елена Викторовна, угощала нас картошкой и салатом из огурцов с помидорами — действительно, это второй хлеб для русского человека, особенно сельского, особенно в сентябре.

Видно было, что Александр Васильевич очень тронут приездом отца Романа, и всё же на душе у него печаль. Как и отец Роман, он болеет за гибнущую деревню, за потерянную русскую душу, и часто думает, что работы его никому не нужны — как и всё то, что на них изображено. Я так не думаю — мне никогда не поверить, что отец Роман пишет и говорит напрасно, и не забыть, кто самым первым заказал на сайте «Ветрово» книгу его стихов — читательница по фамилии Родина.

Шадурин1.jpgНапоследок мы всё-таки спускаемся к Десне, омываем лицо водой и видим на горе за поворотом белый Троицкий Храм. Вернувшись в скит, ещё раз пересматриваем картины Александра Шадурина (на фото) и говорим о том, что некоторые из них хорошо могли бы дополнить стихотворения отца Романа. Если благословит Господь, может быть, следующий календарь со стихами иеромонаха Романа будет оформлен его работами. А пока предлагаем вам познакомиться с ними на сайте «Ветрово».


С художником Александром Шадуриным можно связаться, отправив письмо на адрес редакции сайта «Ветрово»: editor@vetrovo.ru .




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
37873 † Александр
18.10.2021 22:58
Стихи о. Романа. Рассказы Валерия Лялина. Горница (Александр Раков) / Проза.ру
https://proza.ru/2008/03/14/563
ПОЭТ СЕРГЕЙ КАНЫГИН
17.10.2021 23:43
Прекрасные картины! Особенно мне нравится та, что с осенними деревьями.
37873 † Александр
17.10.2021 19:33
Однажды всем придётся выходить:
В земном краю не быть дороге вечной.
Всё меньше остановок впереди,
Всё ближе очертание конечной.
Когда сомкнутся двери за спиной,
Я обернусь, разлукою тревожим.
Благодарю — вы ехали со мной!
Простите, коль попутчик был негожим.
(иеромонах Роман Матюшин)
37873
13.10.2021 22:50
ОЛЬГА НАДПОРОЖСКАЯ. ИГРА В МОНАРХИЮ.
«Думаю, именно это и должно задавать тон тому, кто хотел бы вступить
на престол — жертвенность, полное забвение себя, несение Креста,
которое может завершиться только Голгофой. Чем-то эта «игра в монархию»
сродни «игре в Православие»: вместо Креста — только позы на камеру.»
http://vetrovo.ru/primechaniya/igra-v-monarhiyu/
-------------------------------------------------------------------------
Что касается Марии Владимировны, которая называет себя императрицей.
Она - Гогенцоллерн, сын у неё - принц прусский - Георгий Гогенцоллерн.
- - -
Для меня, Царский род Романовых, закончился мученическим подвигом
Царя Николая Александровича, Его семьи и Его близких.
Марина_
13.10.2021 13:11
37873 12.10.2021 21:05

Увидев бабочку на картине «Старая лампа» мне вспомнилось: после смерти моей тетушки (вторая мама) в моей квартире на стене стали появляться бабочки "павлиний глаз", причём только в моей комнате. Тетушка умерла в июле, а бабочки постоянно появлялись вплоть до заморозков. Раньше такого никогда не было. Почему- то увидев их, я вспоминала именно о ней. К слову сказать, я лично очень бабочек люблю (смешно мне было узнать, что и С. Мавроди их тоже любил). Что характерно, даже если присмотреться и к ночным «невзрачным» бабочкам, то они тоже по- своему хороши и не менее красивы, но «окраска ночи» как бы нивелирует их красоту. «Всякое дыхание да хвалит Господа».
37873
12.10.2021 21:05
Да Марина, так и есть, лучше и не скажешь.
- - -
Святая ночь! Блаженство и покой! Стою один под куполом бездонным.
И Млечный Путь надмiрною рекой, несет себя к туманам отдалённым.
Ни ветерка, ни звука, ни души. Снега, снега повсюду под луною.
Забытый скит. Свеча в окне дрожит. Следы зверей, ещё не зримых мною.
Величие мертво без тишины, она таит пути Богопознанья.
Созвездия застыли у сосны, снежинки озаряя ликованьем.
Из этих мест до вечности – рукой. Её дыханье за ближайшим стогом…
Святая ночь! Блаженство и покой. Стою один. И сердце знает Бога.
(иеромонах Роман Матюшин. скит Ветрово)
37873
12.10.2021 21:04
Ольга благодарю за слайд-фильм. Слава Богу за всё!
- - -
Когда прозреешь и поймёшь, что годы прожиты впустую.
Что созданное миром - ложь, тогда возлюбишь жизнь простую.
Всё человеческое - тлен. Забыв о том, что каждый болен.
Мы норовим в блестящий плен: Чины, дары - печать неволи.
А истина - не в суете, не в многословьи - мельтешеньи.
В зверье, растениях, воде - в том, что не носит искаженья.
Что не испачкала рука, что указует путь к иному...
Постой в тиши у родника - и прикоснешься к неземному.
Благослови полёт листа, свечение звезды дрожащей...
Вот жизнь, которая чиста, другой не знаю настоящей!
(иеромонах Роман Матюшин)
Марина_
12.10.2021 15:41
37873 11.10.2021 21:37

У художника не только зоркий глаз, но и зоркое сердце. Это и отражено в картинах, где нет мелочей, вернее - даже малейшее прописано сердцем. Заголовок статьи - "Огонь, мерцающий в сосуде" - в самую точку, раскрывает и мировоззрение творца, и его творчество - наше богатство.
Ольга Надпорожская
12.10.2021 0:17
Другие картины художника можно увидеть в этом слайд-фильме:
https://www.youtube.com/watch?v=rohNz1SzPZY
37873
11.10.2021 21:37
Марина и Ольга, обратите внимание какое уважительное
отношение к хлебушку. Лежит на столе, в корзинке, в салфетке.
А картина «Тепло уходит», так уловить настроение последних дней
поздней осени, может только талантливый художник.
† Александр
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
19.10.2021
Лариса Черкашина
К 210-летию дня пушкинского Лицея.
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.