Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Одиночество и работа Риккардо Мути

Одиночество и работа Риккардо Мути

Размышления знаменитого итальянского музыканта о музыке и не только
Ирина Баранчеева, Рим
28.12.2010
Одиночество и работа Риккардо Мути
"Сначала музыка, затем слова" - так называется автобиографическая книга прославленного итальянского дирижера Риккардо Мути, которая вышла из печати в преддверии 70-летия маэстро.

Сам Мути признался журналистам, что не собирался «ударяться в воспоминания», но в конце концов уступил настояниям своих троих детей, которые просили его рассказать о том, «о чем не знали даже они».

На страницах своей автобиографии, написанной совместно с музыковедом Марко Грондона, музыкант, родившийся в Неаполе и проведший юношеские годы в Пулье, вспоминает первые уроки скрипки и фортепиано и учебу в консерваториях Бари и Неаполя, где к нему пришел первый успех. Благословение в искусстве Риккардо Мути получил от директора Неаполитанской консерватории Нино Рота, композитора, известного широкой публике как автора музыки к фильмам Федерико Феллини. Услышав игру Мути на одном из экзаменов, он сказал ему: «Мы тебе поставили высший балл не за то, как ты играл сейчас, а за то, как будешь играть в будущем».

Профессиональная карьера молодого дирижера началась во Флоренции, где он руководил постановками в Оперном театре и на знаменитом Майском фестивале. В 1968 году именно в этом городе Риккардо Мути познакомился со Святославом Рихтером, который стал для него не только большим другом, но и примером в искусстве и в жизни. Святослав Рихтер присутствовал на бракосочетании музыканта в качестве «свадебного фотографа», а в конце вечера, как вспоминает Мути, между ним и Нино Рота состоялась настоящая музыкальная дуэль. Оба музыканта исполняли наиболее редкие вещи из оперного репертуара, которые другой должен был угадать, и в связи с этим Рихтер «показал такую осведомленность, которую от него никто не ожидал». Его компетентность объяснялась тем фактом, что в молодости он работал аккомпаниатором в Оперном театре в Одессе.

Святославу Рихтеру Мути посвятил немало теплых слов, отметив его высочайшую общую культуру и столь же удивительную скромность. Он никогда не боялся признавать свои ошибки, и в архиве итальянского дирижера хранится партитура одного из концертов Равеля, где Рихтер оставил ему автограф именно в том месте, где ошибся во время исполнения.

Прослеживая жизнь Риккардо Мути, невольно напрашивается параллель с Рихтером и в понимании социального долга музыканта в обществе. В свое время Святослав Рихтер совершил уникальное турне по городам и весям Поволжья, Урала, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока, и итальянский музыкант также говорит о необходимости «нести музыку везде с максимальной отдачей, даже для пяти человек». Именно это заставило его много ездить по итальянской провинции и, по его словам, «вставать на подиум с тем же энтузиазмом, что и в оперном театре».

С сожалением отмечает музыкант то, что в современной Италии политика не только не способствует культурному развитию нации, а, напротив, душит его.

Среди политиков мало кто понимает решающее значение культуры, мало кто посещает концерты классической музыки. «В Италии культура перестала быть богатством, а стала заплатанным мешком на плечах», - с горечью говорит он.

В своей книге Риккардо Мути рассуждает и о том, что, по его мнению, политика часто мешает искусству, как это, например, произошло на одном его концерте с Ириной Архиповой, который едва не был сорван теми, кто добивался освобождения диссидента Анатолия Щаранского. Различные конфликты между представителями политических партий и профсоюзов, которые тем или иным образом влияли на атмосферу в оперных театрах и оркестрах, с которыми сотрудничал музыкант в самой Италии, не раз заставляли его покидать свой пост. Так случилось и со знаменитым миланским театром «Ла Скала», который Риккардо Мути оставил в 2005 году после того, как девятнадцать лет был его музыкальным руководителем.

Призыв музыканта к политикам вполне конкретен: надо не сокращать, а увеличивать ассигнования на культуру. «Нельзя требовать концентрации от музыкантов, которые не уверены в том, получат ли они зарплату в конце месяца и будет ли у них работа через год, - говорит он. – Это верно и для представителей других профессий, но если служащий еще может как-то выкрутиться, то артист должен отдавать всего себя, потому что его задача не брать, но обогащать других».

Сам Риккардо Мути никогда не забывал о своем долге не только музыканта, но и человека, не раз оказываясь по велению собственного сердца в «горячих точках планеты».

Он выступал с оркестром «Ла Скала» в Сараево вскоре после окончания разрушительных натовских бомбардировок. В июле 2001 года он давал концерты в Ереване и Стамбуле, прилетев в Турцию на армянском самолете, как бы «перекинув идеальный мостик между двумя странами, разделенными на протяжении десятилетий борьбой и ненавистью». А в сентябре 2002 года, в годовщину взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке, Риккардо Мути дал концерт в «Линкольн-центре», на котором присутствовали родственники жертв теракта, принесшие с собой фотографии погибших.

Еще одно необычное начинание музыканта – выступление в итальянских тюрьмах, которое он думает продолжить в Америке, где на сегодняшний день является главным дирижером Симфонического оркестра Чикаго. Мути уверен, что музыка может прийти к человеку на помощь в самые трагические и тяжелые моменты жизни, а также удержать молодежь от совершения многих ошибок. Именно поэтому он пригласил на возглавляемый им фестиваль в Равенне городской оркестр из городка Делиануова в Калабрии – региона, известного высоким уровнем преступности. «Необходимо поощрять инициативу восьмидесяти молодых людей, которые взяли в руки не ружья, а кларнеты», - считает он.

Желание помочь молодым музыкантам подтолкнуло маэстро и к созданию в 2004 году молодежного оркестра, получившего имя Луиджи Керубини.

Человек высочайшей общей и музыкальной культуры, прекрасно знающий литературу и цитирующий изречения античных философов, Риккардо Мути работал с самыми известными оперными театрами, оркестрами и музыкантами мира.

Помимо уже упоминавшегося Святослава Рихтера судьба подарила ему встречи с Гербертом фон Караяном, Карлосом Клайбером, Ренатой Тебальди, Лучано Паваротти и многими другими. Жизнь музыканта дает пример служения искусству, где главное место занимают постоянный труд и самосовершенствование. Сам маэстро выразил это скупыми словами: «Если карьера не удается, то впереди ждут одиночество и разочарование, а если удается, то одиночество и работа».

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.