Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 января 2019
О весне крымской и войне донбасской…

О весне крымской и войне донбасской…

Современная поэзия представлена в книге «Я – израненная земля».
Матвей Славко
02.06.2017
О весне крымской и войне донбасской…

В Белгороде прошла первая в Российской Федерации презентация поэтического сборника «Я – израненная земля. Русская поэзия о весне крымской и войне донбасской» (Москва, 2017), вышедшего в свет в последние дни апреля.

Вечер состоялся в Большом зале студенческого дворца культуры Белгородского технологического университета им. Шухова, в рамках ежегодно проводимого этим учебным заведением межвузовского фестиваля «Русь заповедная».

В презентации приняли участие составитель книги – писатель, заместитель комбата спецназа армии Донецкой народной республики Захар Прилепин и авторы сборника, поэты – военкор «ТРК Петербург – Пятый канал» Анна Долгарева (СПб–Донецк), журналист Андрей Дмитриев (Харьков–Феодосия), ведущий вечера, один из авторов сборника Станислав Минаков (Белгород). Прозвучали также вошедшие в книгу стихи Игоря Грача (Нижний Новгород), Светланы Кековой (Саратов), Владимира Яковлева, Семена Пегова (Москва). Последний, будучи военкором канала «Лайф», не смог прибыть в Белгород, поскольку срочно отправился на Донбасс в связи с обострившейся там фронтовой обстановкой, и к собравшимся в зале обратился виртуально, прислав видеоролик, записанный утром того же дня в Донецке.

Белгородский «Технолог» славен своими творческими достижениями, а также патриотическим духом, руководимый ректором Сергеем Глаголевым и – на стратегическом направлении культурно-воспитательной и социальной работы – проректором Ириной Авиловой. Весьма закономерно Белгородский технологический университет 17 апреля с.г. стал единственным вузом Черноземья, отобранным Министерством образования в число 22-х опорных вузов Российской Федерации.

Студентам – участникам фестиваля «Русь Заповедная» из разных вузов и городов, а среди них немало ребят из донецких республик – от имени БГТУ на презентации издательской новинки было вручено 100 экземпляров книги с автографами литераторов – участников вечера.

И. Авилова кратко охарактеризовала атмосферу, сложившуюся в переполненном, на 1200 мест, зале во время творческой встречи с писателями: «По напряженной тишине можно было судить, что молодежь разделяет ту боль, которую испытывают авторы этого сборника».

В книгу «Я – израненная земля» вошли подборки стихотворений 16-ти поэтов. Кроме вышеназванных это Юрий Кублановский, Олеся Николаева, Игорь Караулов (Москва), Алексей Пурин (Санкт-Петербург), Герман Титов (Харьков–СПб), Ирина Евса (Харьков), Анна Ревякина и Владимир Скобцов (Донецк), Григорий Егоркин (Магнитогорск-Челябинск).

«Громкий голос поэтов, которые в силу особой хрупкости своих душ раньше всех увидели, где сегодня проходит линия фронта вековой борьбы русского народа за право жить – на своей земле и по своим законам», - говорит Прилепин о составленном им сборнике.

Через три дня после выхода книги, 1 мая с.г. от выстрела украинского снайпера погиб в ДНР автор сборника журналист и писатель, ополченец Игорь Грач (род. 1964), выпускник историко-филологического факультета ННГУ (ГГУ) им. Лобачевского. На своей странице соцсети «ВКонтакте» Ярослав Грач рассказал, что его отец отправился в Донбасс воевать за идеалы Русской весны: «Для меня его поступок был и остается героизмом и квинтэссенцией его характера, сильной воли и веры в то, что воевать за правду нужно до конца и любыми доступными средствами». По его словам, отец «сотни раз выходил на боевые задания, написал десятки стихов о войне, писал свои рассказы, книги там, на фронте, в окопе, в казарме».

В стихотворении «Харцызск. Между обстрелами» И. Грач дает такую картинку:

Над притихшей площадью базарною
сполох молчаливого заката.
Детский сад,
назначенный казармою,
лязгает затвором автомата.
Остов бывшей хаты у окраины
в степь глядит
спокойным мертвым взглядом,
притаилась средь полей потравленных
стая невзорвавшихся снарядов.

В другом сочинении – автор сокрушается, что ратное дело не доведено до конца:

Тумана предзимнего теплая вата.
Меж нами и городом
встала стена.
Война отступила...
...а мы виноваты,
что недалеко отступила война,
что хлеб дорожает,
что нужен порядок,
а мертвых детей из земли не поднять...
...За Нижнею Кринкой
ложатся снаряды,
и некогда нам ничего объяснять...

Составитель книги, прочитавший на белгородском вечере стихи своего однополчанина Грача, говорит о сборнике: «Получилось очень весомо и убедительно. Я сам не верил, что за три года создана мощнейшая крымско-донбасская тема в русской поэзии. Это сразу вывело ее в один ряд с поэзией Великой Отечественной и Гражданской войн. Русская поэзия вписала эти события в национальную культуру навеки». И еще:

«Стихи о Донбассе стали не только частью классической русской литературы, но и внесли эти события в контекст русской истории. Это пронзительное, сильное, душевное и трагическое соединение донбасских реалий и Русской весны. Стихи, собранные в книге, – это самые точные и верные слова, которые можно сказать о событиях в Донбассе».

Вспомнили на вечере и москвича Владимира Яковлева, из-за тяжелой болезни ушедшего из жизни в конце 2016 г. В. Яковлев – выходец из астраханских рыбаков, послуживший морпехом, мастер спорта по дзюдо, выпускник Кубанского аграрного университета и Литературного института. Ведущий вечера прочел публике стихи коллеги, написанные 22 августа 2014 г., в период самых ожесточенных боев в Донбассе.

Опять со станции Лихая
Уходит поезд на восток.
И ночь уходит, полыхая,
От Волгограда за Ростов.
Донская степь звенит на стыках
Пустых дорог и тишины.
И горько спят в вагонах тихих
Бегущие от той войны.
И лишь мальчишку из Луганска
Не успокоит проводник,
Когда опять свистит фугаска,
Убившая его родных.

* * *

За три страшных года войны уже выходили поэтические сборники антологического свойства на донбасскую тему. В год 70-летия Великой Победы три доброхота – С. Евсеев, В. Кирюшин, В. Попов (группа сайта «Земляки») – в московском издательстве «Вече» выпустили 196-страничный сборник стихов «Ожог» http://www.stoletie.ru/kultura/_semonovka_ozhog_zemli_doneckoj_320.htm, который при повторном издании (первая тысяча разлетелась сразу) вырос на семьдесят страниц. Книгу не продавали, а исключительно раздавали, что называется, «от сердца к сердцу».

В том же году Фонд «Русский мир» издал том «Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014–2015 годов»» (составители Н. Лясковская, В. Русанов, 112 страниц, тираж 2500). Тогда же вышла книга «Русская весна», составленная и напечатанная стараниями писателя и публициста А. Кочеткова (Москва), которая была посвящена памяти убитого украинскими неонацистами писателя О. Бузины.

Книга «Я – израненная земля» (288 стр., 1000 экз.) вышла на два года позже и позволила составителю посмотреть на созданный за три года поэтический массив и провести своеобразную критичную поверку.

По признанию З. Прилепина, он задумал собрать и систематизировать все, что было написано в стихах и спето в песнях о весне крымской и войне донбасской, – к третьей годовщине событий Русской весны. И практически одновременно с книгой он выпустил двойной диск из 38 песен разных авторов «Мы не оставим города свои».

Собиратель утверждает: «Скрывать не стану, поначалу я и сам начинал всем этим заниматься с опаской. Однако результат далеко превзошел мои собственные ожидания. … Боже мой, когда все это собрано под одной обложкой, и читается подряд… Вдруг стало пронзительно ясно: мы прожили пусть и жуткую, пусть и трудную, но – историю. Историю с прописной буквы. И смогли отыскать слова для того, чтоб доказать свою правду. Нам эти слова подарили и помогли расставить в правильном порядке. Отстояв Крым и Донбасс, мы смогли еще и на поле русской литературы доказать свою правоту».

Русский язык мстит отступникам, утверждает писатель.

В предисловии к сборнику он пишет: «Наблюдая за событиями Русской весны – сначала солнечными, волнующими, потом жуткими и мучительными, – некоторое время я размышлял на тему: как русское слово отзовется теперь на случившееся?

Нет, у меня не было никаких рефлексий на тему – правы ли мы или нет. За нашими плечами стоит русская литература: невозможно представить, что Державин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Есенин, Михаил Булгаков или Шолохов видели бы в происходящем что-то иное, чем увидели мы. В повести “Тарас Бульба” уже имеются все ответы на заданные нам сегодня вопросы.

Другие ответы – не предполагаются вообще.

Все любители порассуждать на тему “...с тех пор все изменилось”, пусть заменят в учебниках русскую классику на колонки своих прогрессивных глянцевых журналов, и оставят нас в покое».

Составитель внятно напоминает, что «поле Куликово, Полтава, Очаково, Измаил, Бородино, Севастопольская страда, красные конники, идущие на Приморье, белые, покидающие Крым, бой подо Ржевом, знамя над Берлином – все это факт не только истории, но и великой поэзии, растворившейся в нашем национальном сознании. Значит, там была правда».

И признается, что только собрав все лучшее из написанного о весне крымской, о войне донбасской под одною обложкой, был поражен – «насколько мощно и уже неотменяемо это звучит; насколько органично и веско случившаяся с нами беда, посредством русского слова, влилась в контекст мировой – поэтический, религиозный, мифологический, песенный».

* * *

Один из крупнейших мастеров С. Кекова была представлена на вечере в БГТУ песней на ее стихи, написанной коллегой по Саратовской консерватории, где преподает доктор русской филологии профессор Кекова, руководителем вокального ансамбля И. Егоровой. Из цикла, написанного поэтом в период Русской весны 2014 года, в коем современные события даны с библейской подсветкой:

Настиг нас, грешников, час такой,
такая пришла пора,
что горе, льющееся рекой,
блестит, как вода Днепра.

«Поднимайте знамена против стен Вавилона», – метафорически взывает Кекова, живущая на Волге, соединяя две русские духоносные артерии – Волгу и Днепр, на которых и между которыми создавалась в течение последнего тысячелетия Русская цивилизация.

Сразу скажем, что на следующий день на встрече авторов сборника «Я – израненная земля» с читателями Белгородской деловой библиотеки было прочитано стихотворение С. Кековой из этого сборника, с эпиграфом из Иоанна Богослова – «…Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе» (Откр 14,13):

В Киеве уже цветут каштаны,
с мостовой дождями смыло кровь.
– Ты мне, друг, для каждой новой раны
по свинцовой пуле приготовь.
Кажется, что смыты все улики,
в чистом небе носятся стрижи,
но слышны над Украиной крики:
«Москалей проклятых на ножи!»
Наточила лезвия осока,
и в лампадах кончился елей,
залита земля Юго-Востока
кровью этих самых москалей.
Сквозь вселенский ужас украинский
видно, как с ухмылкой воровской
медленно колдует пан Бжезинский
над великой шахматной доской.

Вспомнили и о том, что пан Збигнев в Харьковском университете в 2005 г. говорил: мы успокоимся, только когда танки НАТО будут стоять у границы Белгородской области. И атака на последний оплот антизла – Православие – ведется сегодня с новой силой, по заветам того же пана. Примечательно, что через полдня после прозвучавших в Деловой библиотеке строк пришло сообщение о смерти З. Бжезинского.

Уроженка Харькова и выпускница ХНУ им. Каразина Анна Долгарева (по образованию химик и политолог), молодой автор четырех поэтических сборников, последний из которых вышел в Луганске в минувшем году, с 2015 г. работает военным корреспондентом в Донецкой и Луганской народных республиках.

А. Долгарева, по слову составителя сборника, просто и болезненно сломила новейшую, ложно многозначительную снобистскую традицию цедить слова, ни за что не отвечая, – вдруг выяснилось, что женщина, девушка, девочка тащит на себе все то, что иные давно бросили, как ненужный скарб: Родину, войну, долг.

Предметность и точность детали у этого молодого поэта, в самом деле, не надуманны, а продиктованы, как сказал бы Достоевский, «реализмом действительной жизни»:

В гильзу от АГС помещается 20 грамм
в данном случае – виски. Мы пьем без звона,
ветер с востока хлопает дверью балкона.
Пьем за тех, кто более не придет к нам.

Сентябрь начался, с востока идет гроза,
молчат минометы, автоматы притихли даже.
Один комроты, смотря на меня, сказал,
что мечтает увидеть женщину не в камуфляже.
Здесь земля отверженных, нам уже от нее не деться,
ветер степной пахнет смертью, мятой и медом.
Мы пьем за любовь, за правду, за счастливое детство,
пьем, не чокаясь, из гильз от гранатомета.

У Анны свои счеты с нынешней войной, отнявшей любимого человека и несущей тысячи смертей. Война открывает шлюзы для страшной, непостижимой, но подлинной, высокой поэзии, в данном случае ассоциативно отсылающей нас к шедеврам Великой Отечественной.

Это ад воочию, поскольку на этой «странной» войне русским приходится убивать русских.

Прилепин прав и в своем наблюдении, что «изумляющая в формулировках и безупречная в исполнении поэзия Андрея Дмитриева – человека, чьи стихи, написанные задолго до начала войны, оказались до какой-то мучительной уже степени пророческими». Возможно, прав и другой известный литератор, к нашему удивлению, помрачившийся в оранжево-болотную сторону, Д. Быков, однажды сказавший, что от поэзии их поколения останутся только стихи Дмитриева.

Он пишет за полтора десятилетия до украинского ада:

В огороде пасутся дебилы,
дядьки в Киеве сходят с ума:
«Убирайся в свои Фермопилы!
Заскучала твоя Колыма…»
И грозят из динамика в спину,
что моей здесь не будет ноги.
Так и ждут, что копыта откину –
и припишут чужие долги.

….

К Фермопилам давай, к терриконам,
где копье до звезды достает,
где препятствовать волчьим законам
соберется не больше трех рот –
дармоедов встречать, мародеров
(для прикрытья – отечества дым),
где подпишутся триста шахтеров
за меня. А тогда – поглядим.

В 2014 г. шахтеры – «подписались», а с ними русская поэзия – и за русское слово, и за Донбасс, и за Новороссию, и за всю Россию. Надо ли объяснять, что если Донбасс не выстоит, то и вся Россия рухнет?

Но Донбасс – выстоит. Израненная земля еще процветет, даст новые, благодатные плоды – и на сельской ниве, и в строительстве, и в промышленности, и в русской словесности.

Р.S. 27 мая в Донецком государственном академическом музыкально-драматическом театре при аншлаге прошла премьера спектакля «Слезы молний» – по книге «Я – израненная земля». Постановщик – известный режиссер Эдуард Бояков (Москва). Составитель книги, сам вышедший на сцену в спектакле и как исполнитель, намерен скоро показать постановку в Российской Федерации.

Фото Ольги Севериной, Наталии Лапиной, Алексея Дворкина



Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.
Андрей Дементьев
08.06.2017 16:54
БГТРК Россия1:  https://www.youtube.com/watch?v=ajFHd4ewEF8
50 секунд о презентации в Белгороде книги "Я - израненная земля"
Дитя Арбата++
06.06.2017 0:38
//«Поднимайте знамена против стен Вавилона», - метафорически взывает Кекова..//
Метафорические призывы впечатляют, когда имеют под собой солидное основание, но не стоит необдуманно поднимать то, что трудно удержать. Ведь говоря о Вавилоне, мы касаемся нелёгкой истории племен, раньше говоривших на одном языке и живших на одной территории, части которой стали потом называться в разное время по-разному. История общества, охваченного стремлениями  "открыть", "ограничить доступ" и "приватизировать" земные богатства, раньше принадлежавшие всем, началась не вчера и не в 90-е. Она стара, поучительна и запутана, хотя до сих пор многим кажется достойной подражания и продолжения, в то время как в ней надо бы разобраться, чтобы облагородить стремления.
От правильного понимания прошлого зачастую зависит наше будущее. Предлагаю вниманию комментаторов отрывок на английском для перевода на разные языки:
"Perhaps you will ask how it happens that the Indians are now aliens and paupers in a land of which they were once the undisputed possessors? It is easy to see how it all came about, but it is a story by no means creditable to the white man. In the first place, the European sovereigns claimed their lands by right of discovery. Precisely as though you should claim another boy's sled because it was the first time you had seen it, and then should wrest it from him because you were the stronger. This is just what the white man did to the Indian: in plain language, robbed him." ["Indian History For Young Folks" by Francis S. Drake, NY,1885]
Несовершенный вариант по-русски приводится как "проба пера":
"Возможно, вы спросите, как случилось, что индейцы стали чужеземцами и бедняками на земле, где когда-то были бесспорными хозяевами? Легко представить себе это происшествие, не делающее чести бледнолицым. Прежде всего, европейские государи посчитали индейские земли своими по праву открытия. Точно так же вы считаете своими салазки другого малыша, когда, увидев впервые, отнимаете  их у него по праву сильного. Это именно то, что бледнолицые сделали с индейцами, попросту говоря, ограбив их." [Френсис Дрейк, "История Индии для молодёжи", Нью-Йорк, 1855]
Дмитрий Скворцов
04.06.2017 22:04
Вот что подумалось.
Мы здесь в/на так уже привыкли в телефонных разговорах и в личке шифроваться, что даже не верится, что сможем вернуться к нормальному общению, когда/если фашистов сбросят
Юрченко Юрий
04.06.2017 18:14
Сборник СП ЛНР "ВЫБОР ДОНБАССА" приносит открытие за открытием. То, что он собрал замечательных поэтов (Владу Абаимову, Юрия Беридзе, Анну Долгареву, Лену Заславскую, Аню Ревякину, "Бабку Лидку"/Лидию Купцову, Наташу Лясковскую, Юрия Макусинского и др.) это для меня не новость - я их знаю уже не первый год и горжусь дружбой с многими из них, но сборник открыл для меня таких прозаиков, как Иван Донецкий и Андрей Кокоулин, и на этом, надеюсь, подарки не закончились (времени нет, читаю сборник урывками и весь - еще не одолел)...
Елена Фёдорова
04.06.2017 16:45
У ВСУв районе Горловки стоит немецкая САУ PzH 2000.
Это одна из самых передовых разработок НАТО .
Образца 1998 года.
По сравнению с ней американская ,,палладин" М-109 просто игрушка.
Идёт обкатка натовского передового оружия в климатических условиях, приближенных к России.
Евгений Коломиец
04.06.2017 16:35
Пройдусь по Алоизыча,
сверну на Риббентроповский,
и на аллее Менгеле я постою в тени.
Бандеры и Шухевича,
Мазепы и Шептицкого
Как будто в Рейх валгаловский ведут меня они...
Владислав Грюнвальд
04.06.2017 13:01
Как думаете для чего ЕС нужна была ассоциация с Украиной даже путем поддержки государственного переворота и развала страны?
Что ценного в недогосударстве, превратившемся сейчас в горячую точку и головную боль для европейцев?
Не вижу ни одной экономически или политически оправданной причины.
Значит это нужно было не Европе, не так ли?
Котов
03.06.2017 17:55
Экс-лидер «Правого сектора», депутат Верховной рады Дмитрий Ярош заявил, что Украина готовит план «мгновенной военной операции» по захвату ДНР и ЛНР
Мирослава Александровна Бердник
03.06.2017 13:16
У меня в комментах на фб одна свидомитка, которая бросала ссылки на бред о том, что "Конгресс США оправдал ОУН-УПА" (!!!) в преступлениях, которые предъявлялись им на Нюрнбергском трибунале (!!!), высказалась: "вам правдой засмердело".
Вот у них действительно - та "правда", которая смердит
Владислав Грюнвальд
03.06.2017 11:36
Как бы я смотрел в глаза своих дедов, дошедших до Вены и Кенисберга, если бы в Донецке появились улицы имени никчемных мразей, прислужников немецкого нацизма?
Уму непостижимо, как всего за три года из Украины сделали бесправную колонию неоконов под руководством коллаборантов
Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.

Эксклюзив
10.01.2019
Николай Головкин
Памяти выдающегося историка Церкви, философа, поэта Николая Лисового.
Фоторепортаж
16.01.2019
Подготовила Мария Максимова
В Москве открылся музей-квартира писателя.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».