Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2019
О либерализме «с российским лицом»

О либерализме «с российским лицом»

Издательство «РОССПЭН» выпустило в свет энциклопедию «Российский либерализм середины XVIII- начала XX века»
Сергей Котов, академик АПСН
18.10.2010
О либерализме «с российским лицом»

Огромное количество наших сограждан абсолютно не осведомлены о том, что либерализм как идеологическое направление общественной мысли появился в России задолго до того, как его лозунги назойливо заполнили отечественные СМИ в эпоху либералов ельцинской поры.

История либерализма в России имеет богатую многовековую традицию, но по вполне понятным причинам чуть ли не весь двадцатый век на эту тему историки писали мало, а если и обращались к ней, то их работы обретали неизбежный (в силу идеологической заданности) «скукоженный» вид. Оттого часто, особенно – для неспециалистов, оставались неясными как истинные размеры либерального движения в России, так и – сама природа этого явления.

Между тем, каждой эпохе российского либерализма были свойственны свои доктрины, свои идеологические и политические предпочтения, свои кумиры.

Научная ценность появившейся энциклопедии в том, что это первый такой комплексный фундаментальный труд. В нем нашли отражение все составляющие данного направления общественной мысли и общественного движения за почти полуторавековую вековую историю его существования в России.

Энциклопедия включает в себя большое количество понятийных статей. Это позволяет значительно расширить представления о процессе формирования либерального миропонимания, мировоззрения и мироощущения; проследить логику формирования и эволюции собственно российского либерализма, показать качественные приращения, произошедшие в нем со второй половины XVIII века по 30-е годы ХХ века.

В энциклопедии весьма полно представлено либеральное движение в России – партии, союзы и общества. Важно, что авторы впервые уделили серьезное внимание неформальным объединениям – различным легальным и нелегальным обществам, клубам: их роль в «либеральном просветительстве» российского общества была достаточно заметной.

Крайне интересны сюжеты, посвященные нелегальным объединениям либералов, – таким, как Национальный центр, Тактический центр и др. – действовавшим в период жесткой большевистской диктатуры после событий Октября 1917 года. Глубоко освещена в статьях энциклопедии политическая деятельность либералов, как в Государственной думе, так и в Государственном Совете. Много места уделено либеральной прессе, причем, не только ее главным органам, но и периферийным. Особенно интересны статьи об изданиях подобного рода в национальных окраинах страны, что позволяет увидеть масштабы распространения либеральных идей в России и почувствовать степень их влияния на российское общество.

Составители энциклопедии уделили много места практической деятельности российских либералов. Речь, прежде всего, идет о выборах в Государственную думу и Всероссийское Учредительное собрание, законотворческой деятельности либеральных фракций Думы и т.д.

Более половины статей в энциклопедии посвящено теоретикам, идеологам и политикам либерального лагеря, всех тех, кто способствовал внедрению либеральных идей в общественное сознание, споспешествовал укреплению либерального общественно-политического движения. Наряду с весьма известными именами здесь соседствуют и персоны, малоизвестные широкой общественности. Это «историческое воскрешение» многих деятелей либерального круга (прежде всего – из провинции) показывает, что среди приверженцев этих идей было немало философов, экономистов, социологов, «сеявших» семена либерализма в провинциальных университетах, во всяческих интеллигентских салонах и клубах губернских городов.

Отсюда становится понятным, почему в начале ХХ века такое широкое распространение получили либеральные идеи в российском обществе, вплоть до большевистского переворота в октябре 1917 года.

Вышедшая в свет энциклопедия (ответственный редактор – д.и.н., профессор, лауреат Государственной премии РФ В.В. Шелохаев) позволяет не только проследить историю либеральной мысли и либеральных движений прошлого, она помогает понять, почему в разных исторических условиях либерализм, видоизменяясь и приспосабливаясь к ним, остается влиятельной доктриной. А носители ее весьма часто оказываются во власти.

И хотя эпоха российского «либерализма» 90-х годов прошлого столетия остается хронологически за рамками периода, которому посвящен вышедший в свет труд, многие сюжеты нашей недавней истории становятся, после знакомства с энциклопедией, более понятны.

В том числе, становится понятным массовый «либеральный гипноз», которым было охвачено население страны на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Когда идеологические лозунги либералов обещали людям «гарантированный набор прав личности» - экономических, социальных, политических, религиозных и пр., и уверяли, что только под либеральными знаменами, говоря словами писателя А. Платонова, «наступит всеобщая и светлая радость».

Но она, всеобщая и светлая, не наступила. Это не первый случай, когда человечество так обманывалось. Случалось это потому, что знание прошлого – вещь не всеобщая. И даже интеллигенции, регулярно читающей книги, идеологическая зоркость, увы, часто отказывает.

Думается, внимательно прочитать вышедшее в свет издание есть резон всем: и поклонникам либерализма, и тем, кто относится к нему, мягко говоря, скептически, чтобы понимать сущность предмета, а также - либо своего восторга, либо стойкой не симпатии.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Орлов В.В.
20.03.2016 14:50
"нет ничего подлее либерала"- Прекрасно сказано! Не так ли? Кстати, кем?
Теймур
02.12.2010 21:11
Между Петром Струве и Гайдаром дистанция огромного размера. Тогдашние либералы были 1) государственниками ("Милюков Дарданельский") и 2) приверженцами свободы личности, то есть прежде всего политическими либералами и тем отличались от западноевропейских собратьев ставящих во главу угла принцип священности частной собственности.
Ирина
23.10.2010 12:34
Что касается отечественных либералов, то мне представляется, их главный и исходный интерес – занять лидирующие позиции во властно-политических структурах, не затрачивая больших усилий и используя, казалось бы, давно апробированные клише, которые способны привлечь влиятельные зарубежные и отечественные силы с их финансовой и общественной поддержкой. Короче, нынешний российский либерал хочет только свободы "рубить бабки". Другое его не волнует.
Юлиан Развернувшаяся в отечественных либеральных кругах дискуссия рассматривает конкретные ошибки российских либералов, принципиальную применимость либеральной идеологии в России. Однако, с моей точки зрения, эта дискуссия бесплодна, поскольку либерализ
23.10.2010 12:27
Иоаков
22.10.2010 9:04
Если принять версию, что праобразом социального устройства общества для князя Кропоткина послужил пример самоорганизации казачьих поселений в Сибири (уж больно похоже в трактовке князя на "гражданское общество" современных либералов), то Великий Анархист обязан быть на знамёнах всех либералов.
Адвокат
19.10.2010 11:45
Насчет современного радикального либерализма. Ельцинские либералы были просто обязаны запретить Достоевского: все они ВЕРХОВЕНСКИЕ!
Алевтина
19.10.2010 6:24
Вы серьезно считаете, что архилиберальная Февральсекая революция была бОльшим благом для России, чем "большевистский переворот"?
Дэн - Марии
18.10.2010 20:54

любая статья, посвященная кадетизму, линчевала кадетово обезьянничество по поводу британсикх либералов//

почитайте главного "давателя по зубам империализму" - проф. К.Б. Виноградова - там есть хоть слово правды о позиции русских либералов хотя бы по 1 вопросу?//

оттого и не поняли, почему сели жопой в октябрьскую революцию//

Бор - Марие
18.10.2010 20:11
Наивная Вы женщина! Да запрещали романы Достоевского до середины 50-х. И многое другое. Автор прав, советская интеллигенция оказалась беззащитной перед новой модификацией либерализма.
Мария
18.10.2010 17:32
Простите, что значит  "идеологическую заданность" и и "скукоженность" Это вы кому лапшу, простите, на уши вешаете?
А что в советское время кто-то запрещал издавать роман Тургенева "Рудин" или "Кто виноват" Герцена или романы Достоевского. Там о либерализме пруд-пруди. А разве в школьное советское время не было обязательной темы в 8-м классе по роману "Отцы и дети", которая называлась "спор между либаралами и демократами".
А разве мало цитировали Ленина, из тех его работ, где говорилось, что талантливый идеалист (либеральный, прежде всего) полезнее тупого материалиста, понимающего все буквально и топорно.  и т д.
О либерализме в России в советское время было вагон и маленькая тележка  литературы, просто пруд-пруди.
Просто сегодня кому-то очень захотелось доказать, что либерализм в России самая что ни на есть наироднейшая философия, в то время как Достоевский, например, доказывал в своих журналах, будучи редактором и владельцем оного, что либерализм - самое бесполезное и вредное для России явление. Как и Тургенев, кстати, только Тургенев не признавал журналистскую деятельность, он ее презирал, а предпочитал говорить устами своих героев в романах.
Что до  Чернышевского или Герцена, то  те высказывались еще откровенее, а уж о  Ленине и говорить не приходится. В его работе "Две иллюзии" либерализму дана очень верная оценка.
Кроме того, не надо путать либерализм с анархией. Либерализм как философское течение соответствовал своему названию только в противопоставлении к монархии. Когда же эта с позволения сказать "доктрина" или "учение" выродилось в конечном итоге в отрицателя государства и надобности государственности как таковой, оно стало самым банальным анархизмом, самым вульгарным и  флибустьерским. Но это уже, как говорится, совсем другая история, о которой надо писать отдельно и более обстоятельно, о том, как под соусом одного названия впихивают совершенно другое содержание.



Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».