Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
"Ночные ведьмы"

"Ночные ведьмы"

Рецензия на книгу И.В. Дрягиной «Записки летчицы У-2. Женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны. 1942 – 1945»
Борис Рябухин
08.06.2007

Автор этой книги - летчица Ирина Дрягина. В 20 лет стала комиссаром эскадрильи в знаменитом 46-м гвардейском Таманском орденов Красного Знамени и Суворова бомбардировочном авиационном полку. Совершила 105 боевых вылетов на У-2, награждена орденом Красного Знамени. Затем служила в 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, которой командовал А.И. Покрышкин. Женщина-воин, да еще в небе, - явление редкое. Немецкие асы называли их "ночными ведьмами".

И вот сейчас, когда, по словам И. Дрягиной, "шквал ожесточенных нападок на все святое, что связано с войной, не прекращается", она решила "оставить свое свидетельство о времени и о себе".

Она родилась на Волге, в Саратове. Любила выхаживать растения и стала учиться в Саратовском сельхозинституте. Затем увлеклась аэроклубом, в котором, кстати, позднее начинал свой путь в небо Юрий Гагарин.

Когда в мае 1942 года после нескольких месяцев тренировочных полетов две эскадрильи У-2 отправились на фронт, рядом с самолетом легендарной Марины Расковой вела свою машину Ирина Дрягина.

#comm#"Я думала об организации только одного женского полка, - говорила Раскова, - а девчата так горячо отозвались на призыв, их приехало так много – на целых три полка". Все они были добровольцами.#/comm#

О первых шагах комиссара Дрягиной ее однополчанка Себрова говорила: "Ирина была тем комиссаром, который так и не научился приказывать. Но ее слово "пожалуйста" выполнялось всегда беспрекословно. Возможно, потому, что она была единственным в полку летающим комиссаром. Летать она любила. Заложена в ней была какая-то основательность, согласованность всех поступков с совестливостью".

И. Дрягина много пишет о свих боевых подругах. Об отважной летчице 46-го гвардейского полка Клаве Серебряковой. Сотни раз она бомбила гитлеровцев в Новороссийске, Севастополе, Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии. И вот весной 1945 года ее самолет попал под зенитный огонь и рухнул на землю. Четырнадцать часов, истекая кровью, пролежали она вместе с погибшим штурманом Тоней Павловой под обломками самолета. Чудом врачи ее спасли. А вернее, спасла ее несгибаемая воля и упорство.

И как можно забыть, например, военкома Любовь Ольховскую? Однажды ночью, когда наши части стояли в обороне на реке Миус, над линией фронта низко-низко пролетел самолет У-2.

#comm#Над самыми окопами самолет убрал газ, и оттуда послышался гневный женский голос: "Что вы сидите, черт вас возьми! Мы бомбы возим, бомбим фрицев, а вы не наступаете?"#/comm#

В ту же ночь подразделение пехоты перешло в атаку, было захвачено несколько блиндажей противника. Командующий наземными войсками приказал найти девушку, которая ругалась в ту ночь над линией фронта, и вынести ей благодарность.

Особую ценность представляют приведенные в книге письма фронтовиков. "Наутро на строевых собраниях эскадрилий мы услышали ужасную новость. Вышла Ракобольская и сказала: "Погибла Раскова". Вырвался вздох, все встали и молча обнажили головы. А в уме вертелось: "Опечатка, не может быть". Наш майор Раскова!.."

"Дина доложила о выполнении задания, а я даже подойти к ней не могла – полились слезы. У Дины рана в голени навылет... Динка просто герой – так хладнокровно посадила машину! Предварительно она сбила пламя, но мог загореться мотор..."

Интересны письма самой И.В. Дрягиной фронтовому корреспонденту "Комсомольской правды" Ю.А. Жукову. Еще тогда, на войне, начиналась эта книга. Эти письма – живые свидетели - помогли избежать "капризов" памяти. В этих письмах Дрягина рассказывала, конечно, о самых интересных боевых вылетах наших летчиков, о невероятных военных судьбах.

Долго порой находили награды героев. Но сами они не приходили. Для этого нужны добрые и активные заступники. О них и пишет Ирина Дрягина: "У нас действует Совет полка. Первым председателем была Е.Д. Бершанская, затем С.Т. Амосова, после нее А.Ф. Акимова, а в последние годы – Надежда Васильевна Попова". Да и сама И.В. Дрягина стала защитницей доброго имени многих героев.

Одой в книге звучит рассказ Ирины Дрягиной о знаменитом самолете У-2 (По-2) и его талантливом конструкторе Н.Н. Поликарпове. Сам конструктор не рассчитывал, что его учебный самолет "из фанеры и деревянных брусков" можно будет использовать для военных целей.

#comm#Но к нему в войну подвешивали до 400 килограммов бомб (такой вес предложила Е.Д. Бершанская) и, спускаясь на цель с приглушенным мотором, летчицы сбрасывали бомбы точно на вражеские цели. Летчики с любовью называли У-2 "Небесным тихоходом" (одноименный фильм вышел в 1945 году). #/comm#

"Лучшим своим боевым друзьям я посвятила сорта ирисов, - пишет доктор сельскохозяйственных наук И.В. Дрягина. – Так и лучшему другу – самолету По-2 также посвятила один из лучших сортов, устойчивый к корневой гнили, ветру и солнцу, с голубыми цветками – "Небесный тихоход".

Отдельная глава книги посвящена рассказу о жизни и боевых делах Виктора Дрягина. Он тоже увлекся авиацией. Сначала занимался в аэроклубе, потом учился летному делу в Энгельсской школе. В августе 1942 года направлен на фронт на штурмовике Ил-2, "летающем танке". Виктор участвовал в боях под Москвой, Смоленском, Ельней. Сделал 80 боевых вылетов. Был награжден орденом Красной Звезды. Родители получили извещение, что Виктор Дрягин погиб смертью храбрых под городом Ельней в августе 1943 года. Но он не погиб, а, обгоревший, попал в плен, был в лагере Дахау. Когда Дрягина с нашими войсками дошла до Германии, она смогла представить этот лагерный ужас: "Все увиденное в Майданеке вызвало у нас тяжелейшее чувство обиды за человечество, допустившее это". Переписывалась Дрягина и с бывшими узниками Дахау, но так и не могла выяснить, в каком из лагерей смерти погиб ее брат.

Тепло рассказывает Дрягина о работе комсоргов полков И. Кабанове, А. Игольникове, Е. Найговзине и других. Но особенно - о "рыцаре добра" Григории Дольникове. Этот летчик участвовал в 42 воздушных боях, совершил 160 боевых вылетов, подбил 15 вражеских самолетов. Но был подбит и попал в плен. Однако не сломался, а вместе с другими летчиками вырвался из него. Вернулся в полк и продолжал воевать. "Мне очень обидно за тех, кто побывал в фашистском плену и навлек на себя после освобождения массу подозрений и бед, - пишет Дрягина. – Так и Григорий Устинович – патриот своей Родины – после войны подвергался бесконечным проверкам в особых отделах полка, фронта и даже выше". Все же защитил свое доброе имя, стал генералом, командующим ВВС Закавказского военного округа в Тбилиси. В своем военном городке он создал Аллею Героев Великой Отечественной войны 9-й истребительной дивизии, где были установлены бюсты трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, дважды Героя Советского Союза Д.Б. Глинки, Героев Советского Союза Б.Б. Глинки, И.И. Бабака, Н.Е. Лавицкого, В.Д. Шаренко, П.И. Гучека, Героя России М.Г. Петрова и других.

И в мирной жизни бывшие фронтовики остались первыми борцами за справедливость. Ирина Дрягина закончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Поступила в аспирантуру МГУ,увлеклась любимой научной работой, также была заместителем секретаря партбюро своего биолого-почвенного факультета.

Конечно, Дрягина вступила в борьбу мичуринцев и генетиков, сторонников Лысенко и Тимофеева-Ресовского. И нажила себе врагов в МГУ. Хотя разобралась в научном вкладе каждого из этих ученых... Читала лекции по генетике. Защитила сначала кандидатскую, потом докторскую диссертации. Стала руководителем лаборатории во Всесоюзном научно-исследовательском институте селекции и семеноводства овощных культур.

Последний рассказ Ирины Дрягиной "Моя новая семья" - как материнский плач по преждевременно почившему ее сыну. И как хорошо, что она нашла поддержку добрых людей. Она заслужила это внимание и заботу. Диву даешься, какая же светлая душа у этой храброй женщины! Она выиграла и этот бой – со своей судьбой.

Имена героев войны – Вадима Фадеева, Михаила Девятаева, Евгении Рудневой, Марины Расковой и многих других – носят созданные И.В. Дрягиной сорта ирисов и гладиолусов: "Продолжай и дальше своими цветами рассказывать о героях, защищавших нашу Родину", - сказал когда-то А.И. Покрышкин, поздравляя ее с юбилеем. И действительно, - это память, запечатленная в цветах!

Сейчас Дрягина вместе с ветеранами войны и ребятами одной из подмосковных школ добивается, чтобы в центре Москвы был установлен памятник великому летчику А.И. Покрышкину.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.