Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 февраля 2020

Ночь огня

Валенсия прощается с пороками
Анатолий Медведенко
21.03.2008
Ночь огня

В ночь с 19-го на 20-е марта вся Валенсия была объята пламенем огромных костров, в котором исчезали многометровые картонные, гипсовые и деревянные фигуры сказочных героев или персонажей из реальной жизни. Это необычное зрелище, совершаемое только в этом городе, называется «нит дель фок», или «ночь огня».

С 15 марта вся Валенсия с ее 800-тысячным населением в течение пяти дней напоминала огромную сцену, на которой действовали смешные куклы-шаржи - фальяс, давшие название празднику, главными героями которого они являются. В них легко угадываются персонажи «мыльных опер», заполонивших телеэкраны; видные политики, проштрафившиеся на ниве коррупции и казнокрадства; члены правительства, бросающие на ветер многочисленные обещания во время предвыборных кампаний. Изобретательно и хитроумно выполненные куклы-символы изобличают беды, мешающие людям жить: бедность, безработицу, терроризм и различные человеческие пороки. Лень, например, или скупость. Есть и другие композиции - они, как правило, красивы и поэтичны, потому что рассказывают о добром - любви, счастливом браке, рождении ребенка. А некоторые скульптуры посвящаются уважаемым личностям, жизнь и творчество которых тесно связаны с этим краем. Например, художнику Хусепе де Рибера или писателю Бласко Ибаньесу, автору таких известных у нас романов, как «Кровь и песок», «Обнаженная Маха». А рядом со «взрослыми» фальяс мельтешат детские. Они поменьше ростом, да и тематика у них другая - это герои сказок, диснеевских фильмов, любимых комиксов.  

Попав в Валенсию к началу фальяс, поражаешься, как резко меняет город свой привычный облик: почти 700 его улиц и площадей на глазах превращаются в сценические площадки!

 В центре их громоздится огромная кукла, а вокруг - пляшет, поет и улюлюкает толпа, готовая тут же живо откликнуться на любую шутку. Куклы-гиганты в сопровождении этой веселящейся массы двигается по городу, собирая тысячи зевак, которые еще не успели включиться в действо. Жители разных районов и улиц горячо спорят, отстаивая художественные достоинства «своего» детища и выносят строгие, но справедливые, на их взгляд, вердикты в отношении других. И так - пять дней подряд.  

О размахе праздника можно судить хотя бы по тому, что в нынешнем году, например, в городе было установлено 776 фальяс. На их производство мастера-умельцы в общей сложности истратили пятьсот тонн железной арматуры, две тысячи тонн гипса, восемьсот тонн картона, семьсот тонн дерева. Все это обошлось в девять миллионов евро. Добавим к этому около миллиона евро, которые пошли на приобретение цветов и полтора миллиона - на пиротехнику.  

Истоки фальяс уходят еще в XVI век, когда валенсийский цех столяров, готовясь к празднику Святого Хосе, своего покровителя - он и сейчас отмечается 19 марта - устраивали костры, в которых сжигали накопившиеся за зиму отходы, бракованные изделия из дерева, старую мебель и утварь. Вокруг костра пели, танцевали, в воздух бросали, как ракеты, горящие лучины. Веселый характер жителей южного города, их юмор, стремление к шутке и розыгрышу, свойственный им артистизм - этим они во многом напоминают неунывающих одесситов - превратили обычай в ставший традиционным веселый праздник весны.  

Правда, есть и другая версия, по которой фальяс появились значительно раньше, в языческие времена, когда на территории нынешней Валенсии существовал своего рода культ огня, а разведение костров символизировало приближение весны и возрождение жизни.  

Как бы то ни было, со временем огню стали предавать не просто ненужные поделки и деревянный хлам, а специально создаваемые для этого случая сатирические фигуры, придавая их облику узнаваемые черты особенно насоливших простым людям чиновников.

Смысл этого обряда, пусть и наивен, но весьма красноречив и поучителен. Он - в неистребимом и вечном желании людей любым способом избавиться от недостатков, мешающих нормальной жизни. Как заметил мой испанский коллега, с которым мы присутствовали на одном из таких фальяс, «пусть хотя бы огонь символически уничтожит то, чему народ выносит безапелляционный приговор». И хотя далеко не все фальяс высмеивают пороки и недостатки, в огонь все они летят без разбора. В этом случае предполагается, что, скажем, возносясь на небо, вместе с пламенем, положительные качества лишь множат свою силу, а такие чувства, как любовь, обретают вечность.  

Избежать участи быть сожженной удается лишь фигуре, которая признается самой лучшей и которой специальное жюри присуждает первую премию. Однажды такой чести была удостоена композиция, посвященная французскому ученому и исследователю океанских глубин Жаку Ив Кусто за «его благородство и подвижничество». В Валенсии есть даже музей сохраненных фальяс. В мире найдется немного экспозиций, так щедро пропитанных иронией и юмором. Рядом с сатирическими портретами известных людей - политиков, артистов, писателей, художников там разместились творения скульпторов-умельцев, смешно и убедительно развенчивающих едва ли не все пороки, свойственные роду человеческому. 

Как правило, к каждому «нит дель фок» город готовится почти год. Подготовка к нему начинается едва ли не с того момента, как была сожжена последняя скульптура. Чуть ли не на следующий день создают более трехсот специальных комиссий из авторитетных жителей, которые на время становятся фальерос или фальерас, ответственными за проведение праздника. Их можно отличить по своеобразной униформе - черная шелковая блуза и серый клетчатый платок, повязанный на шее. Именно они решают, на какую тему создавать фальяс в том или иной квартале, какой из пороков или политического деятеля на этот раз предстоит «обессмертить». Обычно выбирается главная тема года, которая волнует практически каждого испанца и привлекает внимание всей страны. Тема эта чаще всего связана либо с коррупцией - которая не обошла Испанию и в последние годы все больше и больше беспокоит ее жителей, либо с глупостью и самонадеянностью некоторых политиков - особенно в год проведения той или иной предвыборной кампании.  

В фальяс, как, впрочем, и в красочных дорогостоящих карнавалах и других традиционных праздниках, в полной мере проявляется главная черта испанца: бесшабашная щедрость, отсутствие у него скаредности и жадности.

В самом деле, не каждый народ решится на такой с житейской точки зрения подвиг: в течение года собирать деньги на гигантскую куклу ради того, чтобы несколько минут наблюдать, как она исчезает в огне.

Да еще по-детски радоваться этому.  

Потому что в огне «исчезают» жадность и амбициозность, глупость и цинизм, коварство и властолюбие, ханжество и пошлость. И возносятся к небу щедрость, любовь, верность и надежда. Город ликует. А на следующее утро валенсийцы просыпаются, если они вообще ложились спать в эту ночь, с мыслями о новой «нит дель фок».  

Мадрид-Валенсия-Москва  

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».