Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 января 2018
Николай Хорунжий: «Синтез прекрасного»

Николай Хорунжий: «Синтез прекрасного»

В Москве открывается выставка известного советского фотографа
Василий Викторов
05.03.2010
Николай Хорунжий: «Синтез прекрасного»

«Синтез прекрасного» – так называлась в свое время статья о творчестве Николая Хорунжего. Он одним из первых сумел заложить основы научно-художественной фотографии, «Наука – это Хорунжий», - так отзывались о нем коллеги.

В детстве и отрочестве многие из нас видят себя во «взрослой жизни» кем угодно, но только не тем, кем становятся в действительности. Советский фотомастер Николай Константинович Хорунжий любил рисовать и в 12 лет принес свои рисунки известному художнику Аполлинарию Васнецову, брату знаменитого автора «Трех богатырей» Виктора Васнецова. А.М. Васнецов руководил детским кружком живописи. Он считал, что у мальчика талант и взялся учить его, Николай увлекся живописью и написал несколько больших полотен.

Вторым его увлечением стало кино: после школы Николай решил поступить на кинокурсы им. П.И. Чайковского. Большое влияние на него оказал руководитель операторского отделения, легендарный Анатолий Головня, снявший фильмы «Мать», «Суворов», «Минин и Пожарский», «Адмирал Нахимов». Его творчество близко к традициям русской реалистической живописи с учетом специфики кино. Впрочем, Н. Хорунжий учился сразу на двух отделениях кинокурсов - актерском и операторском.

Николай успел сняться в паре фильмов, где исполнил комедийные роли. Однако работы по профилю не нашел и устроился в Военный институт рационализации труда, где увлекся физкультурной работой и познакомился с будущей женой Ириной. К 1934-му, поняв, что на содержание семьи обычным способом не заработать, Ирина и Николай завербовались в «Дальстрой» и уехали на Колыму, где проработали три года. Н. Хорунжий занимал должность заместителя начальника «Дальстроя» Яна Берзина по спортивной работе. В 1937-м семья Хорунжих вернулась в Москву, Николай принялся работать фотокорреспондентом на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, теперь это ВВЦ. С началом войны он пошел служить в ПВО Москвы.

После войны Н. Хорунжий поступил на работу в Совинформбюро, а в 1954-м его пригласили в организуемый заново журнал «Советский Союз», основанный Горьким в 1934-м под названием «СССР на стройке». Журнал курировался ЦК КПСС, издавался на 18 языках и предназначался, в основном, для заграницы, хотя выходил и на русском. Главным в нем были фотографии – цветные и черно-белые. Журнал пропагандировал советский образ жизни, публиковал и материалы по науке, искусству, статьи о различных национальных республиках и регионах СССР. В редакции были собраны многие лучшие советские фотокорреспонденты.

Перед работой над большими фоторепортажами Хорунжий всегда заранее рисовал кадры, затем часто делал постановочную съемку. Ему была интересна тщательно продуманная и выстроенная композиция, а не умение уловить «решающее мгновение». Однако такой подход диктовался не политическими задачами «показухи», а пройденной им в юношеские годы школой художника Васнецова и оператора Головни.

Постепенно Н. Хорунжий вошел в число ведущих мастеров, его метод взяли на вооружение многие фотокорреспонденты. Поэтому в редакции «Советского Союза» ему поручались наиболее трудные в изобразительном плане темы. Затем последовало признание и на фотовыставках – дипломы, медали. На экспозиции «Семилетка в действии» внимание министра культуры Е. Фурцевой привлекла фотография «Новая квартира»: на ней изображена девушка под душем, целомудренно задернувшая полупрозрачную занавеску. Фурцева приказала «порнографию» снять. На следующий день в газете «Советская культура» появилась статья «С кочки зрения», в которой автор критиковал Хорунжего за «буржуазный» взгляд на женщину. Фотографию с выставки удалили, но в книге посетителей появилась масса возмущенных этой цензурой записей, многие хвалили автора фото за «целомудренный» подход к сюжету. В результате уже снятая фотография получила серебряную медаль выставки, а в том же году, на экспозиции в Белграде – золотую.

Так пришло признание и за рубежом. В Лондоне почетный диплом на выставке цветной фотографии получила работа «Аленушка», которую затем в Советском Союзе превратили в кич, распечатав на шоколадных обертках. Золотую медаль в Белграде получила фотография «Туманное утро» с обнаженной девушкой и «Новая квартира».

Выставка работ Николая Хорунжего открывается 9 марта, в Центральном доме художника на Крымском валу.

 

  

  

 


Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
12.01.2018
Владимир Малышев
Похоже, скоро весь мир будет зависеть от природных ресурсов нашей страны
Фоторепортаж
18.01.2018
Подготовила Мария Максимова
В храме Христа Спасителя представлена экспозиция Рождественских вертепов.