Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Николай Хорунжий: «Синтез прекрасного»

Николай Хорунжий: «Синтез прекрасного»

В Москве открывается выставка известного советского фотографа
Василий Викторов
05.03.2010
Николай Хорунжий: «Синтез прекрасного»

«Синтез прекрасного» – так называлась в свое время статья о творчестве Николая Хорунжего. Он одним из первых сумел заложить основы научно-художественной фотографии, «Наука – это Хорунжий», - так отзывались о нем коллеги.

В детстве и отрочестве многие из нас видят себя во «взрослой жизни» кем угодно, но только не тем, кем становятся в действительности. Советский фотомастер Николай Константинович Хорунжий любил рисовать и в 12 лет принес свои рисунки известному художнику Аполлинарию Васнецову, брату знаменитого автора «Трех богатырей» Виктора Васнецова. А.М. Васнецов руководил детским кружком живописи. Он считал, что у мальчика талант и взялся учить его, Николай увлекся живописью и написал несколько больших полотен.

Вторым его увлечением стало кино: после школы Николай решил поступить на кинокурсы им. П.И. Чайковского. Большое влияние на него оказал руководитель операторского отделения, легендарный Анатолий Головня, снявший фильмы «Мать», «Суворов», «Минин и Пожарский», «Адмирал Нахимов». Его творчество близко к традициям русской реалистической живописи с учетом специфики кино. Впрочем, Н. Хорунжий учился сразу на двух отделениях кинокурсов - актерском и операторском.

Николай успел сняться в паре фильмов, где исполнил комедийные роли. Однако работы по профилю не нашел и устроился в Военный институт рационализации труда, где увлекся физкультурной работой и познакомился с будущей женой Ириной. К 1934-му, поняв, что на содержание семьи обычным способом не заработать, Ирина и Николай завербовались в «Дальстрой» и уехали на Колыму, где проработали три года. Н. Хорунжий занимал должность заместителя начальника «Дальстроя» Яна Берзина по спортивной работе. В 1937-м семья Хорунжих вернулась в Москву, Николай принялся работать фотокорреспондентом на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, теперь это ВВЦ. С началом войны он пошел служить в ПВО Москвы.

После войны Н. Хорунжий поступил на работу в Совинформбюро, а в 1954-м его пригласили в организуемый заново журнал «Советский Союз», основанный Горьким в 1934-м под названием «СССР на стройке». Журнал курировался ЦК КПСС, издавался на 18 языках и предназначался, в основном, для заграницы, хотя выходил и на русском. Главным в нем были фотографии – цветные и черно-белые. Журнал пропагандировал советский образ жизни, публиковал и материалы по науке, искусству, статьи о различных национальных республиках и регионах СССР. В редакции были собраны многие лучшие советские фотокорреспонденты.

Перед работой над большими фоторепортажами Хорунжий всегда заранее рисовал кадры, затем часто делал постановочную съемку. Ему была интересна тщательно продуманная и выстроенная композиция, а не умение уловить «решающее мгновение». Однако такой подход диктовался не политическими задачами «показухи», а пройденной им в юношеские годы школой художника Васнецова и оператора Головни.

Постепенно Н. Хорунжий вошел в число ведущих мастеров, его метод взяли на вооружение многие фотокорреспонденты. Поэтому в редакции «Советского Союза» ему поручались наиболее трудные в изобразительном плане темы. Затем последовало признание и на фотовыставках – дипломы, медали. На экспозиции «Семилетка в действии» внимание министра культуры Е. Фурцевой привлекла фотография «Новая квартира»: на ней изображена девушка под душем, целомудренно задернувшая полупрозрачную занавеску. Фурцева приказала «порнографию» снять. На следующий день в газете «Советская культура» появилась статья «С кочки зрения», в которой автор критиковал Хорунжего за «буржуазный» взгляд на женщину. Фотографию с выставки удалили, но в книге посетителей появилась масса возмущенных этой цензурой записей, многие хвалили автора фото за «целомудренный» подход к сюжету. В результате уже снятая фотография получила серебряную медаль выставки, а в том же году, на экспозиции в Белграде – золотую.

Так пришло признание и за рубежом. В Лондоне почетный диплом на выставке цветной фотографии получила работа «Аленушка», которую затем в Советском Союзе превратили в кич, распечатав на шоколадных обертках. Золотую медаль в Белграде получила фотография «Туманное утро» с обнаженной девушкой и «Новая квартира».

Выставка работ Николая Хорунжего открывается 9 марта, в Центральном доме художника на Крымском валу.

 

  

  

 


Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..