Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 декабря 2017
«Ни с кого в мире душа не требует так сурово…»

«Ни с кого в мире душа не требует так сурово…»

К 80-летию со дня рождения Валентина Распутина
Ольга Овчаренко
15.03.2017
«Ни с кого в мире душа не требует так сурово…»

Ему жал руку Леонид Леонов, видевший в нем главного продолжателя традиций классической русской литературы. А Леонову — Горький, Горькому — Чехов и Толстой, Толстому — Тургенев, и так вплоть до Пушкина.

Я всегда его ощущала как родного человека. Не только потому, что он дружил с моими родителями и благодарил меня за лекции о нем на «Народном радио», а главным образом потому, что он писал о самом сокровенном, что было в жизни русского человека — об угрозе нравственной деградации народа и превращения значительной массы населения в «архаровцев», от следовавшей отсюда угрозе самому существованию Отчизны, о посягательстве на ее природу, о героической попытке части народа сохранить нравственные устои своих отцов и дедов, о стремлении русских женщин отстоять свою честь и достоинство в условиях так называемой перестройки...

Главное в творчестве Распутина — чувство Родины. В очерке «Байкал, Байкал» он говорил: «Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей Родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав».

В очерке «Иркутск с нами» сказано: «И посещая чужие земли как бы ни восхищались мы их рукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине, все мы соизмеряем только с ней и примеряем только к ней, всему ведем свой отчет от нее. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего — вечного, значит, огромную тот потерял радость и муку, счастье и боль глубинного своего существования».

В статье «Мой манифест» Распутин утверждает: «Русский человек занят духом, то есть стал вместилищем духа... Ни с кого в мире, я думаю, душа не требует так сурово, как с русского человека».

В повести «Прощание с Матерой» писатель формулирует нравственное кредо русского человека: «Ты, Дарья, многого на себя не бери — замаешься, а возьми на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Но Дарья чувствует себя виноватой даже в том, что Матеру ждет затопление, и ей все время мерещится суд предков. Об ответственности перед предками, но с более оптимистичным началом, идет речь и в рассказе «В ту же землю», в котором Таня, приемная внучка «рыхлой мужиковатой» женщины Пашуты, вынужденной нелегально похоронить мать, ибо на официальные похороны у нее просто нет средств, говорит: «Ты думаешь, что я не родная, а я родная... хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!»

Распутин показал трагический процесс заселения русских земель «архаровцами» - «людьми легкими, не обзаводящимися ни хозяйством, ни даже огородишком, знающими одну дорогу — в магазин»...

И когда на складах начинается пожар, они спешат наполнить собственные карманы. И героиня повести Алена спрашивает мужа: «Что же это делается-то, Иван? Что делается? Все тащат... В голяшки нахлестывают, за пазуху».

Размышляя об идеале достатка, Иван Петрович говорит: «Достаток — да, без него человек начинает хлябить, как отошедшая от мяса кость... Но боров в теплом закуте не может не знать, что его откармливают на мясо».

Одним из первых в русской литературе Распутин создал образы русских людей времен перестройки и беспредела.

Это и платный оратор на свадьбах несчастный человек Алеша Коренев, и та же Пашута, и русская богатырша Тамара Ивановна из «Дочери Ивана, матери Ивана». Видя духовную несостоятельность окружающих ее мужчин и оказавшись в полном одиночестве перед нахлынувшим на нее горем, Тамара Ивановна застрелила изнасиловавшего ее дочь кавказца. В этом видится ей высшая справедливость, хотя самой дочери этого, вроде бы, и не нужно. Героиня говорит на суде: «Виновата — буду ответ держать. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанно... для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой». «Внутри характера»Тамары Ивановны, как говорит писатель, «находился кремень».

В моем любимом рассказе «В одном сибирском городе», где на локальном уровне показан штурм Дома власти, из микрофона раздается вопрос: «А что — есть русский и не ублюдок?»

И тогда русские люди — казак, пожилая женщина, взявшиеся за руки парень и девушка идут к этому дому, может быть, на расстрел. «И так легко стало: шли».

В рассказе «Не могу-у» показан, казалось бы, обычный пьяница-мужичок, едущий на поезде и все время повторяющий «Не могу». «А вспомнить — такие же мужички, прямые предки его, с такими же русыми волосами и незатейливыми светлыми лицами, какое чудесным и редким раденьем, показывая породу, досталось ему, - шли на поле Куликово, сбирались по кличу Минина и Пожарского у Нижнего Новгорода, сходились в ватагу Стеньки Разина, продирались с Ермаком за Урал, прибирая к хозяйству земли, на которых двум прежним Россиям было просторно, победили Гитлера... И вот теперь он». Но и этот мужичок не прост. Пока он только говорит: «Не могу», а в рассказе «Сеня едет» такой же мужичок продает едва ли не последнее имущество, чтобы поехать в Москву и наконец навести порядок на родной земле.

Распутин верил, что помимо России, лежащей на поверхности, есть и Россия сокровенная, оставшаяся в неприкосновенности и сохранившая прежние идеалы.

«Подняли из укрытия национальную Россию, ограбили и раздели ее донага — вот она - «русская красавица», - писал он в «Моем манифесте». - И невдомек им, лукавцам (а часто и нам невдомек), что это уже не так, что, не выдержав позора и бесчестья, снова ушла она в укрытие, где не достанут ее грязные руки. А та, что осталась, есть только похожесть; лукавцы и ловкачи вознамерились заменить настоящую Россию ряженой, вульгарной и бесстыдной — они ее и получили. Подлинная, хранящая себя, стыдливая, знающая себе цену, отступила, как партизаны в леса, в свое тысячелетие. Туда для чужаков бездорожье и заросли, какие были при Наполеоне и Гитлере, и Сусанины по-прежнему на пути, обратный же путь до возвращения наезжен».

Не менее трагично, чем пожар и разорение в России, воспринимал писатель и разделение славянского мира. В статье «Что дальше, братья-славяне?» он переживает неблагодарность части славянского племени в отношении России. «С кого взыскуете, братья, или как вас теперь назвать?» - горестно вопрошает писатель.- Разве не Россия (теперь надо вести речь о собственно России) изнывала вместе с вами под одной уздой и разве не она в первую очередь принимала на себя удары, потому что вы худо-бедно оставались под охраной национальной попоны, а с нее, считающейся коренником, сволокли всякую защиту?... Дойдем ли до конца теперь — как знать! Можем и дойти. Недалеко. Это будет зависеть от того, спасется ли Россия. Не устоит она — поминай, как звали славян всех вместе и каждого по отдельности».

«Но, - добавлял писатель в «Моем манифесте», — если бы даже случилось так, что Россия перестала быть Россией, литература и тогда еще десятки лет продолжала бы любить ее и славить древней незатухающей памятью».

Трагически сложилась судьба писателя Валентина Распутина на родной земле. Немало утрат пришлось ему испытать, и ушел он от нас преждевременно... Но ушел в качестве духовного руководителя нации, которого помнит и чтит все лучшее и достойное на Руси.


Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 17 найденных.
Юрий Д
18.03.2017 3:00
С уходом Валентина Григорьевича кончилась целая эпоха. Нет больше никого, кто напишет нам о деревне, о нравственности, о душе в самых чистых и искренних интонациях. Нет больше никого, кто объяснит, что же есть Родина, кто есть человек. Да и не нужно теперь уже. От чего горько.
София
18.03.2017 2:58
Очень люблю деревню в произведениях Распутина, поскольку сама оттуда и нередко скучаю по прошлому. Сейчас деревня умирает, а точнее сказать, ее убивают, и писатель очень точно это понимал. Там люди всегда заняты работой, им некогда следить за политическими страстями, от того и души там чище и наивнее, и любовь к Родине глубокая, и природа ощущается, как одно целое. Сложно с таким народом справится, добиться, чтобы он сторону твою принял, они слишком независимы, проще задушить, изжить. И Распутин понимал, один из немногих, кто не боялся говорить об этом, как в своих рассказах, так и в публикациях, за что достоин глубокого уважения и светлой памяти!
Алексей
18.03.2017 2:57
Я не имел в виду «щедрый», как вы это поняли, это совершенно не значит, что он должен был писать, как многие современники книгу за книгой ради банальной наживы. Щедрый в том, что он делился глубиной своей мысли, сокровенным, если хотите, своими болями и переживаниями, далеко не каждый способен на это. Так публично выложить свое интимное и дорогое, суметь тронуть пыльные струны человеческой души читателя. Щедро, не всегда значит много в количественном плане.
Инна
18.03.2017 2:56
По – моему, щедрым его достаточно сложно назвать, он мало давал интервью и не был слишком общителен, да и произведений у писателя не слишком много.
Алексей
18.03.2017 2:54
И я не считаю, что Распутин и политика как-то сильно далеко друг от друга. Он много анализировал, многое понимал и старался объяснить народу, до которого нет никому дела. Который после всех этих перестроек, надстроек, рынков перестал понимать, КТО ОН. Валентин Распутин – человек с огромным внутренним стержнем и невероятно щедрый на свои мысли и видение происходящего.
Антон К
18.03.2017 2:52
Ну почему же не о политике? Я, к примеру, заинтересовался В. Распутиным именно из этих соображений, когда он высказался по поводу празднования 65 годовщины Великой Победы в защиту Сталина и его памяти, указывая политиканам, что Сталин и Победа неразделимые части, что для многих его имя по – прежнему много значит, что он такая же часть русской души, несмотря на свою неоднозначность, много ли тогда нашлось смелых высказаться об этом публично?
Евгения
18.03.2017 2:50
Господа, вы увлеклись обсуждением политики и критикой современной молодежи, мы по другому поводу здесь собрались. Конечно, Валентин Распутин не делил никогда политику и страну, он всегда понимал и старался донести, что это одно целое и только в едином порыве государство и народ смогут добиться высоких результатов. Хочется мнений о произведениях, об их влиянии на ваше внутреннее, что для вас явилось самым ценным и дорогим? Здесь говорили о художественной части, для меня, к примеру, она играет огромную роль при прочтении его рассказов, не так много авторов даже среди известных классиков, кто эту сторону творения сделал интересной и незаурядной, я получаю огромное наслаждение и эстетическое удовольствие, читая о деревенской природе, прям воздух кругом становится чище, настолько образно он пишет
Oleg
18.03.2017 2:48
Вы правы, ценности меняются со скоростью света, не успеваешь проследить и проанализировать, как уже поздно и снова удивляешься. А я вот пару месяцев назад книгу в интернет – магазине заказывал, и случайно попалась страница с отзывами на произведения Распутина, стало интересно, что молодежь пишет о нем, да и пишет ли вообще. Все – таки восприятие сильно зависит от возраста, от душевной широты и воспитания. Всегда казалось, что писатель настолько простых и понятных каждому вещах пишет, что даже будь я иностранцем, плохо владеющим языком, то через слово понимая, легко уловил бы смысл. Но это наши дети и внуки, которые из всего, что пытался донести автор, вырвали только то финансовую сторону и где –то изредка проскакивала художественная часть, с описанием деревенской природы. Неужели это все, что сегодня могло задеть молодую невинную душу?
Игорь Д
18.03.2017 2:46
Телевизор практически не смотрю, но на днях невольно стал свидетелем одной из передач на центральном канале, где подверглось жесткой травли одно из немногих печатных изданий сегодня, которое хоть как – то пытается бороться с пропагандируемой подменой ценностей. Их разносили в пух и прах, откровенно поддерживая сегодняшнюю политику. Вспомнился Распутин и ведь действительно, некому за нас больше заступиться с его уходом. Те единицы, кто еще верит во что-то светлое и чистое, те, кто заботится еще о своей душе, кто пытается любыми путями объяснить существующему поколению, что выбранный сейчас путь неправильный, - динозавры современной эпохи. Стало страшно…
Ольга
18.03.2017 2:43
Наиболее любимое произведение В. Распутина «Последний срок». Здесь автор не обошел стороной вопросы нравственности и души, но рассмотрены они были через семью и взаимоотношения детей в ней. Очень понравилось, как тонко описана разность поколений и отсутствие у них точек соприкосновений, хотя, казалось бы, что между матерью и ее детьми исключено такое. В моменты чтения, невольно анализируешь свои отношения с родителями и приходишь к тому, что угол с возрастом сильно меняется, особенно, когда появляются свои дети. Действительно, начинаешь больше понимать переживания своей матери, ранее чуждые. Распутин не только талантливый писатель, знающий русскую душу, но и тонкий психолог, умеющий донести своему читателю важные вещи в простых словах.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 17 найденных.

Эксклюзив
13.12.2017
Валентин Катасонов
Полемические заметки известного экономиста о деятельности Центробанка.
Фоторепортаж
13.12.2017
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из самых ожидаемых выставочных проектов года.