Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

22 августа 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Имя писателя Ильи Сургучева до сих пор остается мало кому известным.
18.08

90 лет назад родился классик русской прозы Юрий Казаков.
08.08

7 августа София Ротару отмечает свой юбилей.
07.08

В кинотеатрах России идет широко разрекламированный фильм «Дюнкерк».
02.08

Народная артистка СССР Эдита Пьеха отмечает сегодня юбилей.
31.07

Как поэт Велимир Хлебников революцию 1917-го предсказал.
27.07

В Ярославле прошел XII Международный кинофестиваль семейного и детского кино.
25.07

К 30-летию кончины соавтора знаменитой книги «Республики Шкид».
07.07

Послесловие к выставке, посвященной великому русскому художнику Борису Французову.
06.07

Читая дневники великого Георгия Свиридова.
21.06

К 110-летию со дня рождения автора «Колымских рассказов».
16.06

К 150-летию со дня рождения поэта Константина Бальмонта.
15.06

Кто у нас получает национальные литературные премии.
06.06

Современная поэзия представлена в книге «Я – израненная земля».
02.06

Как на Первом канале перелицевали биографию выдающегося русского певца.
31.05


Культура

«Ни с кого в мире душа не требует так сурово…»

К 80-летию со дня рождения Валентина Распутина
Ольга Овчаренко
15.03.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
«Ни с кого в мире душа не требует так сурово…»

Ему жал руку Леонид Леонов, видевший в нем главного продолжателя традиций классической русской литературы. А Леонову — Горький, Горькому — Чехов и Толстой, Толстому — Тургенев, и так вплоть до Пушкина.

Я всегда его ощущала как родного человека. Не только потому, что он дружил с моими родителями и благодарил меня за лекции о нем на «Народном радио», а главным образом потому, что он писал о самом сокровенном, что было в жизни русского человека — об угрозе нравственной деградации народа и превращения значительной массы населения в «архаровцев», от следовавшей отсюда угрозе самому существованию Отчизны, о посягательстве на ее природу, о героической попытке части народа сохранить нравственные устои своих отцов и дедов, о стремлении русских женщин отстоять свою честь и достоинство в условиях так называемой перестройки...

Главное в творчестве Распутина — чувство Родины. В очерке «Байкал, Байкал» он говорил: «Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей Родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав».

В очерке «Иркутск с нами» сказано: «И посещая чужие земли как бы ни восхищались мы их рукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине, все мы соизмеряем только с ней и примеряем только к ней, всему ведем свой отчет от нее. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего — вечного, значит, огромную тот потерял радость и муку, счастье и боль глубинного своего существования».

В статье «Мой манифест» Распутин утверждает: «Русский человек занят духом, то есть стал вместилищем духа... Ни с кого в мире, я думаю, душа не требует так сурово, как с русского человека».

В повести «Прощание с Матерой» писатель формулирует нравственное кредо русского человека: «Ты, Дарья, многого на себя не бери — замаешься, а возьми на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Но Дарья чувствует себя виноватой даже в том, что Матеру ждет затопление, и ей все время мерещится суд предков. Об ответственности перед предками, но с более оптимистичным началом, идет речь и в рассказе «В ту же землю», в котором Таня, приемная внучка «рыхлой мужиковатой» женщины Пашуты, вынужденной нелегально похоронить мать, ибо на официальные похороны у нее просто нет средств, говорит: «Ты думаешь, что я не родная, а я родная... хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!»

Распутин показал трагический процесс заселения русских земель «архаровцами» - «людьми легкими, не обзаводящимися ни хозяйством, ни даже огородишком, знающими одну дорогу — в магазин»...

И когда на складах начинается пожар, они спешат наполнить собственные карманы. И героиня повести Алена спрашивает мужа: «Что же это делается-то, Иван? Что делается? Все тащат... В голяшки нахлестывают, за пазуху».

Размышляя об идеале достатка, Иван Петрович говорит: «Достаток — да, без него человек начинает хлябить, как отошедшая от мяса кость... Но боров в теплом закуте не может не знать, что его откармливают на мясо».

Одним из первых в русской литературе Распутин создал образы русских людей времен перестройки и беспредела.

Это и платный оратор на свадьбах несчастный человек Алеша Коренев, и та же Пашута, и русская богатырша Тамара Ивановна из «Дочери Ивана, матери Ивана». Видя духовную несостоятельность окружающих ее мужчин и оказавшись в полном одиночестве перед нахлынувшим на нее горем, Тамара Ивановна застрелила изнасиловавшего ее дочь кавказца. В этом видится ей высшая справедливость, хотя самой дочери этого, вроде бы, и не нужно. Героиня говорит на суде: «Виновата — буду ответ держать. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанно... для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой». «Внутри характера»Тамары Ивановны, как говорит писатель, «находился кремень».

В моем любимом рассказе «В одном сибирском городе», где на локальном уровне показан штурм Дома власти, из микрофона раздается вопрос: «А что — есть русский и не ублюдок?»

И тогда русские люди — казак, пожилая женщина, взявшиеся за руки парень и девушка идут к этому дому, может быть, на расстрел. «И так легко стало: шли».

В рассказе «Не могу-у» показан, казалось бы, обычный пьяница-мужичок, едущий на поезде и все время повторяющий «Не могу». «А вспомнить — такие же мужички, прямые предки его, с такими же русыми волосами и незатейливыми светлыми лицами, какое чудесным и редким раденьем, показывая породу, досталось ему, - шли на поле Куликово, сбирались по кличу Минина и Пожарского у Нижнего Новгорода, сходились в ватагу Стеньки Разина, продирались с Ермаком за Урал, прибирая к хозяйству земли, на которых двум прежним Россиям было просторно, победили Гитлера... И вот теперь он». Но и этот мужичок не прост. Пока он только говорит: «Не могу», а в рассказе «Сеня едет» такой же мужичок продает едва ли не последнее имущество, чтобы поехать в Москву и наконец навести порядок на родной земле.

Распутин верил, что помимо России, лежащей на поверхности, есть и Россия сокровенная, оставшаяся в неприкосновенности и сохранившая прежние идеалы.

«Подняли из укрытия национальную Россию, ограбили и раздели ее донага — вот она - «русская красавица», - писал он в «Моем манифесте». - И невдомек им, лукавцам (а часто и нам невдомек), что это уже не так, что, не выдержав позора и бесчестья, снова ушла она в укрытие, где не достанут ее грязные руки. А та, что осталась, есть только похожесть; лукавцы и ловкачи вознамерились заменить настоящую Россию ряженой, вульгарной и бесстыдной — они ее и получили. Подлинная, хранящая себя, стыдливая, знающая себе цену, отступила, как партизаны в леса, в свое тысячелетие. Туда для чужаков бездорожье и заросли, какие были при Наполеоне и Гитлере, и Сусанины по-прежнему на пути, обратный же путь до возвращения наезжен».

Не менее трагично, чем пожар и разорение в России, воспринимал писатель и разделение славянского мира. В статье «Что дальше, братья-славяне?» он переживает неблагодарность части славянского племени в отношении России. «С кого взыскуете, братья, или как вас теперь назвать?» - горестно вопрошает писатель.- Разве не Россия (теперь надо вести речь о собственно России) изнывала вместе с вами под одной уздой и разве не она в первую очередь принимала на себя удары, потому что вы худо-бедно оставались под охраной национальной попоны, а с нее, считающейся коренником, сволокли всякую защиту?... Дойдем ли до конца теперь — как знать! Можем и дойти. Недалеко. Это будет зависеть от того, спасется ли Россия. Не устоит она — поминай, как звали славян всех вместе и каждого по отдельности».

«Но, - добавлял писатель в «Моем манифесте», — если бы даже случилось так, что Россия перестала быть Россией, литература и тогда еще десятки лет продолжала бы любить ее и славить древней незатухающей памятью».

Трагически сложилась судьба писателя Валентина Распутина на родной земле. Немало утрат пришлось ему испытать, и ушел он от нас преждевременно... Но ушел в качестве духовного руководителя нации, которого помнит и чтит все лучшее и достойное на Руси.


Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».




Комментарии


Юрий Д
18.03.2017 3:00

С уходом Валентина Григорьевича кончилась целая эпоха. Нет больше никого, кто напишет нам о деревне, о нравственности, о душе в самых чистых и искренних интонациях. Нет больше никого, кто объяснит, что же есть Родина, кто есть человек. Да и не нужно теперь уже. От чего горько.

София
18.03.2017 2:58

Очень люблю деревню в произведениях Распутина, поскольку сама оттуда и нередко скучаю по прошлому. Сейчас деревня умирает, а точнее сказать, ее убивают, и писатель очень точно это понимал. Там люди всегда заняты работой, им некогда следить за политическими страстями, от того и души там чище и наивнее, и любовь к Родине глубокая, и природа ощущается, как одно целое. Сложно с таким народом справится, добиться, чтобы он сторону твою принял, они слишком независимы, проще задушить, изжить. И Распутин понимал, один из немногих, кто не боялся говорить об этом, как в своих рассказах, так и в публикациях, за что достоин глубокого уважения и светлой памяти!

Алексей
18.03.2017 2:57

Я не имел в виду «щедрый», как вы это поняли, это совершенно не значит, что он должен был писать, как многие современники книгу за книгой ради банальной наживы. Щедрый в том, что он делился глубиной своей мысли, сокровенным, если хотите, своими болями и переживаниями, далеко не каждый способен на это. Так публично выложить свое интимное и дорогое, суметь тронуть пыльные струны человеческой души читателя. Щедро, не всегда значит много в количественном плане.

Инна
18.03.2017 2:56

По – моему, щедрым его достаточно сложно назвать, он мало давал интервью и не был слишком общителен, да и произведений у писателя не слишком много.

Алексей
18.03.2017 2:54

И я не считаю, что Распутин и политика как-то сильно далеко друг от друга. Он много анализировал, многое понимал и старался объяснить народу, до которого нет никому дела. Который после всех этих перестроек, надстроек, рынков перестал понимать, КТО ОН. Валентин Распутин – человек с огромным внутренним стержнем и невероятно щедрый на свои мысли и видение происходящего.

Антон К
18.03.2017 2:52

Ну почему же не о политике? Я, к примеру, заинтересовался В. Распутиным именно из этих соображений, когда он высказался по поводу празднования 65 годовщины Великой Победы в защиту Сталина и его памяти, указывая политиканам, что Сталин и Победа неразделимые части, что для многих его имя по – прежнему много значит, что он такая же часть русской души, несмотря на свою неоднозначность, много ли тогда нашлось смелых высказаться об этом публично?

Евгения
18.03.2017 2:50

Господа, вы увлеклись обсуждением политики и критикой современной молодежи, мы по другому поводу здесь собрались. Конечно, Валентин Распутин не делил никогда политику и страну, он всегда понимал и старался донести, что это одно целое и только в едином порыве государство и народ смогут добиться высоких результатов. Хочется мнений о произведениях, об их влиянии на ваше внутреннее, что для вас явилось самым ценным и дорогим? Здесь говорили о художественной части, для меня, к примеру, она играет огромную роль при прочтении его рассказов, не так много авторов даже среди известных классиков, кто эту сторону творения сделал интересной и незаурядной, я получаю огромное наслаждение и эстетическое удовольствие, читая о деревенской природе, прям воздух кругом становится чище, настолько образно он пишет

Oleg
18.03.2017 2:48

Вы правы, ценности меняются со скоростью света, не успеваешь проследить и проанализировать, как уже поздно и снова удивляешься. А я вот пару месяцев назад книгу в интернет – магазине заказывал, и случайно попалась страница с отзывами на произведения Распутина, стало интересно, что молодежь пишет о нем, да и пишет ли вообще. Все – таки восприятие сильно зависит от возраста, от душевной широты и воспитания. Всегда казалось, что писатель настолько простых и понятных каждому вещах пишет, что даже будь я иностранцем, плохо владеющим языком, то через слово понимая, легко уловил бы смысл. Но это наши дети и внуки, которые из всего, что пытался донести автор, вырвали только то финансовую сторону и где –то изредка проскакивала художественная часть, с описанием деревенской природы. Неужели это все, что сегодня могло задеть молодую невинную душу?

Игорь Д
18.03.2017 2:46

Телевизор практически не смотрю, но на днях невольно стал свидетелем одной из передач на центральном канале, где подверглось жесткой травли одно из немногих печатных изданий сегодня, которое хоть как – то пытается бороться с пропагандируемой подменой ценностей. Их разносили в пух и прах, откровенно поддерживая сегодняшнюю политику. Вспомнился Распутин и ведь действительно, некому за нас больше заступиться с его уходом. Те единицы, кто еще верит во что-то светлое и чистое, те, кто заботится еще о своей душе, кто пытается любыми путями объяснить существующему поколению, что выбранный сейчас путь неправильный, - динозавры современной эпохи. Стало страшно…

Ольга
18.03.2017 2:43

Наиболее любимое произведение В. Распутина «Последний срок». Здесь автор не обошел стороной вопросы нравственности и души, но рассмотрены они были через семью и взаимоотношения детей в ней. Очень понравилось, как тонко описана разность поколений и отсутствие у них точек соприкосновений, хотя, казалось бы, что между матерью и ее детьми исключено такое. В моменты чтения, невольно анализируешь свои отношения с родителями и приходишь к тому, что угол с возрастом сильно меняется, особенно, когда появляются свои дети. Действительно, начинаешь больше понимать переживания своей матери, ранее чуждые. Распутин не только талантливый писатель, знающий русскую душу, но и тонкий психолог, умеющий донести своему читателю важные вещи в простых словах.

Татьяна Пороскова
17.03.2017 19:22

Из глухой вологодской деревушки.

Я сегодня прощаюсь с Матёрой.
А душа улетает туда,
где бродил по земле он истёртой.
Но не ходят туда поезда…

А летят лишь весенние птицы.
Караваны плывут облаков.
Мать- сырая земля, дай напиться  
от священных твоих родников.  

Понесёт Ангара свои воды.
Зашумит верховая вода.  
Будут плыть, как всегда, пароходы.  
Но скатилась печалью звезда.  

Не шумите, весенние ветры,
И затихни на миг, Ангара,..  
Будут плакать простые деревни.  
Будут искры лететь от костра.  

Мы, узнавшие боль на рассвете,  
из далёких, глухих деревень  
будем плакать, как малые дети,  
в этот скорбью наполненный день…



Юлия
17.03.2017 2:12

К сожалению сейчас редко задумываешься о  Родине, стране, любви к ним, вопросы нравственности и морали ушли уже даже не на второй план. И с уходом таких писателей, как В. Распутин, понимаешь, что мы последнее поколение, кого это беспокоит. Что наших детей уже никто не одернет за плечо с тем, чтобы они подумали о духовной стороне, да и понятие "духовность" скорее всего исчезнет, что печально.

Наташа
16.03.2017 19:07

Очень люблю книги Валентина Григорьевича  Распутина. Они глубоко проникают в душу и остаются там навсегда.

Читатель
16.03.2017 17:00

Вот ушел Распутин и литература осиротела. Нет ни таких  совестливых писателей, честно могущих сказать власть имущим о бедах народа. с кем мы остались? Как жить? Где литература? неужели вся в прошлом...

ГОРБ
16.03.2017 15:09

ВИДИМО НЕ ЧИТАЛИ. Иначе не погнались-бы мы за призраком материального колбасного рая в ущерб собственной душе.

Виктор
15.03.2017 22:23

Сколько же в СССР выросло талантов из народа! И один из из них-Валентин Григорьевич,классик русской литературы. Вырастают ли в современных русских деревнях Распутины ,Беловы,Абрамовы?

ort
15.03.2017 13:19

Не слышно ни колокольного звона ни воспоминаний с телеэкрана. Как будто не было ни В.Распутина, ни С.Есенина, ни иных русских талантов.

В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачёве. Комментируя этот эпизод жизни, В. Распутин заметил:
«Моё хождение во власть ничем не кончилось. ...Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошёл. Моё предчувствие меня обмануло. .... Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали»."

Да-с...  Не то было в предшествующий исторический период, когда печатали огромными тиражами, давали награды и главное- читали !

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Читайте Тютчева, господа!

Как более 150 лет назад русский поэт и дипломат разоблачал клевету и наветы Запада.

С Афона – в Болгарию

В болгарских храмах поклонились мощам святого великомученика Пантелеимона.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Научное Общество Кавказоведов Аналитический портал о Балтийском регионе
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта