Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Неповторимая Анна Маньяни

Неповторимая Анна Маньяни

60 лет назад умерла великая итальянская актриса
Ирина Баранчеева, Рим
22.09.2023
Неповторимая Анна Маньяни

В Италии долгое время верили, что Юрий Гагарин во время полета на борту космического корабля «Восток-1» послал привет «всему человечеству и лично Анне Маньяни». Эта «газетная утка», пущенная одним французским кинокритиком, при всей своей фантастичности, тем не менее, весьма ярко свидетельствует о том, какой безоговорочной любовью пользовалась актриса.


Анна Маньяни была больше, чем просто актриса театра и кино. Она стала одним из символов Италии, как Давид Микеланджело или Колизей. Не случайно, к этой юбилейной дате по всей стране организованы различные инициативы с целью почтить память актрисы. В Болонье и Венеции проходят посвященные ей выставки, многие кинофестивали включили в свою программу фильмы с ее участием. Наконец, ее образ станет в этом году эмблемой 18-го Праздника кино в Риме.

Анна Маньяни стала воплощением на экране типичной итальянской женщины своего времени, римлянки прежде всего, поскольку ее жизнь была связана именно с этим городом. Она родилась в итальянской столице 7 марта 1908 года. Ее мать была швеей, а отец, как утверждала актриса, юрист голубых кровей из Калабрии, который, однако, не был мужем матери и бросил ее, когда Анна должна была появиться на свет. Впрочем, вскоре и мама оставила ее, переехав в Египет с новым спутником жизни. Маленькая Анна росла с бабушкой, которая все делала, чтобы дать девочке хорошее образование. Однако она все равно остро чувствовала отсутствие родительской любви и впоследствии в шутку говорила, что решила стать актрисой еще в колыбели, когда плакала от недостатка материнской ласки.

Анна Маньяни обладала врожденным даром актрисы, искусство перевоплощения было у нее в крови. Когда она пришла поступать в Театральную школу им. Элеоноры Дузе, то известный театральный критик Сильвио Д’Амико, в тот момент ее возглавлявший, был буквально поражен талантом этой «девчонки».

«Она не декламирует, она проживает те роли, которые ей предлагают. Это готовая актриса...» – сказал он.

В начале 30-х годов Маньяни начинает свою артистическую карьеру: она дублирует в кино иностранных актеров и выступает на театральных подмостках в составе небольших трупп. В 1934 году дебютирует в кино, но поначалу ей доверяют только маленькие роли. В 1938-м она появляется на экране в роли горничной Мариэтты в фильме «Княжна Тараканова», рассказывающем о трагической судьбе женщины, которая выдавала себя за незаконную дочь императрицы Елизаветы Петровны.

Одним из режиссеров этого фильма (вместе с Марио Сольдати) был эмигрировавший из России Федор Оцеп, работавший прежде с Борисом Барнетом и Яковом Протазановым. Он угадал огромный потенциал молодой актрисы. Примечательно, что в этом же фильме в небольшой роли появляется другая будущая «звезда» итальянского кино – молодой Альберто Сорди.

Большой, настоящий успех пришел к Анне Маньяни после фильма «Рим - открытый город» Роберто Росселлини, который стал символом итальянского неореализма. Режиссер снимал его «по горячим следам» вскоре после того, как Рим был освобожден от нацистской оккупации.

На севере Италии еще шла война, киностудия Чинечиттà была занята беженцами, город носил на себе следы недавних бомбардировок… И все же Росселлини упрямо продвигал свой проект, снимая некоторые сцены на улицах Рима, по которым еще вчера маршировали нацисты.

Фильм посвящен героям римского сопротивления. Анна Маньяни играет Пину, простую женщину, муж которой участвует в подпольной борьбе против оккупационных войск. У ее героини был прототип: римлянка Тереза Гуллаче, которая была убита немецкими солдатами при попытке поговорить с арестованным мужем. В своем фильме Росселлини поднимает сцену убийства Пины до невероятной трагической высоты, и невозможно забыть Анну Маньяни, бегущую за грузовиком, в котором увозят ее арестованного мужа, а затем  сраженную автоматной очередью…

«Рим – открытый город» вышел на экраны в сентябре 1945 года и поначалу не имел широкого успеха. Те, кто симпатизировал фашизму, срывали со стен кинематографические плакаты. Фильм был запрещен к показу в Германии и Аргентине, а в США подвергся цензуре.

Однако постепенно он пробил себе дорогу к сердцам зрителей и был удостоен многих международных наград, в том числе Оскара и Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля, а Анна Маньяни получила приз «Серебряная лента» Итальянской национальной ассоциации киножурналистов и была признана лучшей исполнительницей женской роли.

Образом Пины она вписала свое имя золотыми буквами в историю мирового кино. Впоследствии актриса работала со многими выдающимися итальянскими и иностранными режиссерами, которые неизменно ценили ее талант, хотя не всегда были в восторге от ее непредсказуемого характера.

Американский драматург Теннесси Уильямс написал в расчете на нее некоторые сценарии.

Незабываема героиня Маньяни в фильме Лукино Висконти «Самая красивая» (1951), где она играет женщину, которая всеми силами старается сделать свою дочь кинозвездой, но вынуждена пережить крах своих иллюзий. Другим откровением с участием актрисы стал фильм Пьера Паоло Пазолини «Мама Рома» (1962), где она появляется в образе проститутки, которая пытается начать новую жизнь и одновременно устроить судьбу единственного сына. Однако и здесь мечтам ее героини не суждено сбыться: она должна вернуться к старой профессии, а ее сын умирает в тюрьме, привязанный к койке (именно этот эпизод газетной хроники натолкнул режиссера на идею сделать фильм).

В Маньяни на экране в любом жанре, трагедии или комедии, поражают прежде всего ее говорящие то горестные, то смеющиеся глаза и ее лицо, которое без слов выражает целый спектр эмоций.

Возможно потому, что актриса не играла, а жила жизнью своих героинь, в зрительском сознании она ассоциировалась с ними и казалась не далекой «звездой», а одной из тех римских женщин, которых легко было встретить на улице.

С годами она стала настоящим символом Рима, и не случайно, что Федерико Феллини захотел запечатлеть ее в своем монументальном кино-памятнике Вечному Городу – фильме «Рим» (1972), в котором актриса сыграла саму себя.

Она появляется на экране на считанные секунды, возвращаясь домой ночными улочками Рима, и закрывает дверь прямо перед носом Феллини, который просит ее об интервью. «Рим» стал ее последним фильмом, прощальным приветом зрителям. 26 сентября 1973 года Анна Маньяни умерла в возрасте 65-ти лет от тяжелой болезни, но ее присутствие в городе ощутимо до сих пор. «Муралес» с изображением актрисы красуется на одной из стен старинного римского квартала Трастевере, на киностудии Чинечиттà есть посвященная ей «звезда»… И хотя Юрий Гагарин не посылал ей привет из космоса, но ее имя преодолело земное притяжение и теперь на планете Венера существует кратер диаметром 26 км, который называется Анна Маньяни.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Николай Александров
12.11.2023 12:00
ВИА МАРГУТТА

«Пронто?..» – ночная мембрана мурлычет сонно
в доме, чьи окна глядят на виа Маргутта.
Дождь пробежал, шурша, по шерстке газона,
по виноградным листьям, ограду одевшим густо,
по тротуару в бликах немого неона.

Ночь безответна. Некому грусть поведать
в бледном мерцании бра неприбранной спальни.
В окнах колеблются тени тисовых веток.
«Пронто?..» – в мембране отзвук прибоя дальний
смешивается с гудком корабля напоследок.

Кто это, Анна, играет впотьмах с тобою?
Сетки морщинок у века в зеркале чётки
рядом с височной жилкою голубою.
Годы спешат, будто военные сводки,
подгоняемые атакующею трубою.

В Рим все дороги выстелены босыми камнями,
но даже в грядущих днях грозового фронта
можно расслышать озябший голос Маньяни
в шорохе капель по винограду: «Пронто?..»,
ожидающий отзыва в дальней мембране…
Александр из Од
29.09.2023 21:26
Красивая и сильная женщина.
О, а какой темперамент! Итальянский!
Виктор.
22.09.2023 21:51
Спасибо за прекрасный материал.
Константин Арест-Якубович
22.09.2023 14:22
Великая.

Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.