Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Наталья Бондарчук: «Мой отец был титанической личностью…»

Наталья Бондарчук: «Мой отец был титанической личностью…»

Беседа с режиссером и актрисой, дочерью народного артиста СССР Сергея Бондарчука
25.09.2020
Наталья Бондарчук: «Мой отец был титанической личностью…»

«Без кино нет страны», – сказал как-то в своем выступлении один из руководителей кинематографа. И это правда, без таких фильмов, как «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука трудно представить нас сегодняшних, они цементируют нацию, объединяют людей. Творчество Сергея Бондарчука составляет целую эпоху в отечественном кинематографе. Блистательный актер, игравший солдат и царей, поэтов и атаманов, простых мужиков и академиков, так воплощавший любимых литературных героев, что зритель всегда принимал их как «своих»...

О своем великом отце «Столетию» рассказала актриса и режиссер, заслуженная артистка РСФСР Наталья Бондарчук. Среди ее фильмов-биографий «Одна любовь души моей», «Пушкин. Последняя дуэль», «Любовь и правда Фёдора Тютчева», «Гоголь. Ближайший», документальные картины «И вечностью наполнен миг», «Сергей Бондарчук. Послесловие». К 100-летию отца Наталья Сергеевна представила фильмы «Детство Сереги Бонди» и «Планета Бондарчук», а также книгу «Бондарчук. Лента жизни».

- Как отмечаете юбилей отца, Наталья Сергеевна?

– Месяц назад мы с мужем, актером театра и кино Игорем Днестрянским приняли участие в торжествах, посвященных 100-летию Сергея Федоровича Бондарчука, в мультимедийном парке «Россия – моя история» в Петербурге. Была открыта выставка«Судьба человека», сразу на нескольких экранах демонстрировались отрывки из фильмов отца. В программе петербуржцев был фильм, посвященный Бондарчуку, и замечательный концерт. Мыпоказалинаш 26-минутный фильм «Детство Сереги Бонди» –так в детстве звали моего отца. Также я подарила гендиректору Музейно-выставочного центра Олегу Черняге первый экземпляр книги «Сергей Бондарчук.Лента жизни». Следующей нашей остановкой стал фестиваль Дмитрия Харатьяна «Солнечный остров», который в пятый раз провели в Евпатории. Там на торжественном вечере, посвященном отцу, мы также показали«Детство Сереги Бонди»,аДенис Кучер, сыгравший моего 16-летнего отца, был награжден грамотой.

7 сентября мы были на кинофоруме «Золотой Витязь» в Севастополе, где встретились со своими друзьями. С большими приключениями на фестиваль «пробрался» из Беларуси Владимир Гостюхин, подтвердив своим появлением его международный статус. Состоялась премьера нашего второго фильма «Планета Бондарчук», который открывался «свежими» кадрами с торжества в Петербурге.

К сожалению, в финансировании документального фильма к юбилею Сергея Бондарчука Минкультом мне было отказано, причем после четырехмесячного молчания со дня подачи заявки, без какого-либо объяснения причин. Поэтому я решила смонтировать юбилейный фильм из своих прошлых записей, так родилась 52-минутная «Планета Бондарчук». На этом же вечере президент «Золотого Витязя» народный артист России Николай Бурляев вручил мне диплом и Золотую медаль имени С.Ф. Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф (этот год и у Натальи Бондарчук юбилейный, 10 мая она отметила 70-летие. – Н.К.). Очень почетная премия, которой награждали Эмира Кустурицу, Никиту Михалкова, Глеба Панфилова, Инну Чурикову. Теперь на все вечера, посвященные Сергею Федоровичу, надеваю эту медаль, которой очень горжусь.

10 сентября мы были в Хабаровске и участвовали в церемонии открытия Фестиваля кино и театра «Амурская осень» под председательством Сергея Новожилова. В первый вечер мне вручили главный приз фестиваля –Золотого журавля, эту награду также считаю папиной. Через день мы переехали в Благовещенск, где показали «Планету Бондарчук»и приняли участие в творческом вечере, который провел мой давний друг, автор послесловия к «Ленте жизни» Вячеслав Шмыров. После премьеры фильма поклонник творчества отца подарил мне маленький бюст Льва Толстого. На этом фестивале я много работала, так как была членом жюри конкурсных картин.

В каком городе отмечаете само 100-летие25 сентября?

– В Ейске, где прошла юность отца. В юбилейной программе, которая называется «Жизнь – это работа», запланирована книжная выставка, концерт, моя встреча со зрителями. День начнем с заупокойной литургии, потом возложим цветы к памятнику отца на площади. Обожаю этот монумент: через шинель и четки,которые он до конца жизни носил, и через коленки, отполированные желающими на них сфотографироваться, проступает облик молодого отца. А напротив– памятник Нонне Викторовне Мордюковой, с которой они родом с Украины, вместе учились у Сергея Герасимова, снимались в «Молодой гвардии». Два народных артиста СССР на одной площади – это знаменательно. Конечно, возлагаем цветы. Навещаем также могилы родителей отца – Федора Петровича и Татьяны Васильевны Бондарчуков. У меня в Ейске всего одна родственница–двоюродная сестра Татьяна Яровая, которая помогла мне в создании книги. Именно у нее были записаны даты многих событий и сами события.

Потом летим в Петербург, где проведем несколько презентаций книги «Бондарчук. Лента жизни», и покажем фильм «Планета Бондарчук». За рубежом наиболее широко отмечают юбилей отца в Японии и Китае. Отметят и в Доме Украины в Москве, а отметят ли в его родном селе Белозерке на Херсонщине, не знаю.

В чем же причина отказа Минкульта? В это трудно поверить…

– Никто этого не понимает, на кинофоруме в Севастополе были два члена Экспертного совета Министерства культуры, но и они не смогли ничего объяснить. Считаю это оскорблением памяти Сергея Бондарчука, причем, если бы мне позвонили и сказали, мол, у нас есть человек более достойный, и мы ему выделили средства,я бы поняла, но как можно было молчать четыре месяца после поступления моей заявки, не разумею. Считаю, то, что творится с нашим Минкультом, что прошлым, что нынешним, недостойно звания культуры. Намерена сделать депутатский запрос. Правда, у чиновников есть отговорка: я выплачиваю в Фонд кино долг за «Снежную королеву», но мне было обещано, что это никак не скажется на новых проектах. Да и средств на фильм-сказку, а разговор о детском кино – отдельная тема, было выделено смехотворно мало, конечно, их не хватило, и в этом тоже отражается отношение Минкульта и к художникам, и к зрителям–детям.

Но, благодаря этой подножке Минкульта, я собрала в кадре людей, которых уже нет. Вадим Юсов, оператор фильмов «Они сражались за Родину» и «Красные колокола», потрясающе говорит об отце. Олег Табаков, сыгравший Николая Ростова в «Войне и мире», с огромным юмором и теплом рассказывает о папе. В фильме появляется Богдан Ступка, сыгравший Керенского в «Красных колоколах», тоесть, наряду с живыми и действующими кинематографистами, которые помнят и любят отца, как Сергей Никоненко, Карен Шахназаров, Никита Михалков, в «Планете Бондарчук», можно сказать, зарегистрированы монологи об отце ушедших людей, что, может быть,даже более ценно, чем новые интервью.

Выпустив к юбилею документальные картины об отце, могли бы сказать, что в новом свете увидели его судьбу?

– В большей степени это случилось благодаря книге, материалы для которой я собирала всю жизнь. В ней вырисовывается абсолютно трагический образ Сергея Бондарчука: его восхождение как блестящего актера, о котором сам Чарли Чаплин после фильмов «Отелло» Сергея Юткевича и «Попрыгунья» Самсона Самсонова сказал,что его ждет огромное будущее. Отец стал самым молодым народным артистом СССР, минуя звание заслуженного, после картины Игоря Савченко «Тарас Шевченко». Снял потрясающие фильмы, не учась режиссуре во ВГИКе. Но он работал с великими мастерами Сергеем Герасимовым, Александром Довженко, Михаилом Роммом, Александром Столпером, Леонидом Траубергом и научился снимать сам. И все свои режиссерские качества проявил в дебютной картине «Судьба человека». А вторая – после дебюта (!)– была «Война и мир». Труд, о котором говорил Шолохов, что эти тома с пола-то трудно поднять… Он поднял, и прочел, как мне признался, все 90 томов Толстого, прежде чем приступить к работе. Прочел, подчеркнул то, что надо, и –вместе со сценаристом Василием Ивановичем Соловьевым они проделали грандиозную работу, сначала сделали бумажную «Войну и мир»,все разрисовали и – приступили к съемкам.

– Были ли вы на съемках «Войны и мира»?

– Нет, мне было 13 лет, но связь с фильмом была. Папа пришел однажды и сказал: «Возможно, ты будешь играть юную Наташу Ростову». Но я не играла, поскольку у Люси Савельевой были голубые глаза, компьютерной графики не было, и мои карие не пригодились. Но я была на съемочной площадке «Бориса Годунова», когда отца уже щипали со всех сторон.Также мы с Николаем Бурляевым, моим тогдашним мужем, и маленьким сыном Ваней были на съемках «Красных колоколов», когда было задействовано 10 тысяч человек. (В «Войне и мире» в массовке было в два раза больше, – Н. К.). И все это бежало, кричало, стреляло, вверху летали вертолеты, съемка велась с трех камер. Мы пробрались к папе,–запомнила, как развевались его седые волосы на ветру, –и я спросила: «Как ты этим управляешь?» Он ответил: «Никак, оно само». Пошутил, конечно, на самом деле, это был невероятный труд. Итогом всей работы Сергея Бондарчука, почему я вслед за Никитой Михалковым и назвала фильм о нем «Планета Бондарчук», стал фундаментальный обзор самых важных событий в нашей истории.

Выстроим их по хронологии. Сначала был Пушкин, «Борис Годунов». Речь о власти и предательстве, о взаимоотношениях народа с ней –все это нужно было осознать, и он сделал это в фильме «Борис Годунов». Но тогда, после V съезда СК, его уже так травили, что не давали ничего снимать. Алена Бондарчук мне рассказывала, что, когда на Каннском кинофестивале после показа этого фильма все встали и стали аплодировать, он подумал, что над ним издеваются, настолько был затравлен на родине. И в моем фильме он говорит: «Долгое время я был опальным актером и режиссером».

Вторым этапом осознания стал 1812 год: Бородинское сражение, «Война и мир», Лев Толстой.Эту махину он поднял со своим коллективом, испытав две клинические смерти.Он сделал такой фильм, который и сейчас, отреставрированную копию, показывают по всему миру – в Европе, Японии и Китае, в Америке. А чтобы осознать, что происходило с Россией во времена революции, он снял «Красные колокола». Надо видеть, какой там Ленин, у него впервые на экране появляются Троцкий и молодой Сталин… Неслучайно Вадим Юсов говорит в моем фильме: «Он приблизился к правильному пониманию революционных событий 1917 года».

Далее он приступает к колоссальному фильму «Они сражались за Родину» по незаконченному роману Шолохова. Общается с Шукшиным, знакомит его с автором «Тихого Дона». Шукшин был вдохновлен этим знакомством. В это время он готовился к съемкам своего фильм «Я пришел дать вам волю»: либо снимался, либо сидел на своем кораблике и писал. Он израсходовал весь энергетический запас своего организма, его гибель явилась страшным ударом для отца. Помню, когда я подошла к нему на «Мосфильме», рядом стоял Никита Михалков, обняла и сказала: «Папа, ты сделал великий фильм!», он ответил: «Лучше бы его не было». Я изумилась: «Как это?!» «Ва-ся!!» – почти выкрикнул отец. Он очень тяжело пережил уход Василия Макаровича, своего друга и единомышленника.

В конце жизни отец начал делать свой вариант «Тихого Дона», который мы до сих пор не знаем. Видели только осколки видеоматериалов, которые смонтировал мой брат Федор Бондарчук через 12 лет после ухода отца.Фильм показали по ТВ, но это не то, что сделал отец, его фильм остался в пленках в Италии, и вряд ли мы увидим его. Таков финал трагической судьбы мастера.

Когда Сергея Федоровича хоронили, вся площадь была запружена. Пришли и те, кто любил его всю жизнь, и те, которые предали. На отпевании были все. Фильмы отца, уверена, надолго, если не навсегда, останутся с нами. Память о нем живет в сердцах его детей, внуков и правнуков. К слову сказать, 8-летнего Серегу Бонди в нашем фильме сыграл правнук Сергея Федоровича Арсений Баграмов. Дело отца продолжается, мною создано 11 международных кинотеатральных школ имени С.Ф. Бондарчука, все они действуют под нашим с моей дочерью Марией Бурляевой руководством. Каждый вторник выходим с учениками на связь.

Какие принципы школы Сергея Бондарчука прививаете ученикам?

– У нас свободные отношения,для меня главное, чтобы они увидели такие фильмы, как «Сережа»,чтобы мы обсудили игру актеров, и прежде всего моего отца, чтобы интересовались историей, не тратили время зря, потому что Сергей Бондарчук был полностью предан кинематографу.

Чему самому главному научились у отца вы?

–Стойкости. Потому что нужно уметь противостоять тому, что творит околокиношная свора с художниками, имею ввиду и то, что творили с моим отцом, и с Николаем Бурляевым в связи с его фильмом «Лермонтов», и со мной, когда выпустила картину «Пушкин. Последняя дуэль». Нужно уметь противостоять разнузданной критике. Нужно уметь отстаивать свое мнение. Важное качество для любого режиссера.

Каким же в результате получился портрет Сергея Бондарчука в вашем фильме?

–Мой отец был титанической личностью, обладал магическим взглядом, необыкновенным голосом, некоторые люди его боялись, а другие, наоборот, стремились быть рядом. Мне нравится, как показывает его Никита Михалков – как он идет, прекрасно одетый, откинув голову, он был необычной личностью во всех смыслах. И, как ни странно, это был человек без кожи, трогательный, ранимый, его портрет в моем фильме получился именно таким.


Беседу вела Нина Катаева

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..