Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2020
Наполеон и Боргезе

Наполеон и Боргезе

Как 200 лет назад шедевры знаменитой виллы пополнили коллекции Лувра
Ирина Баранчеева, Рим
22.12.2011
Наполеон и Боргезе

Торжества, посвященные 150-летию объединения Италии, заканчиваются грандиозной выставкой в залах известной римской Галереи Боргезе. После 200 лет на свое место вернулись 60 известных экспонатов, которые на сегодняшний день составляют ядро античной коллекции парижского Лувра.

Галерея Боргезе - крупнейшее собрание произведений древнего и ренессансного искусства. Она была создана в XVII веке усилиями кардинала Шипионе Боргезе, ценителя прекрасного и покровителя многих художников, в том числе Караваджо. Свою коллекцию античности кардинал собрал не в последнюю очередь благодаря помощи дяди, папы ПавлаV, беря иные шедевры прямо с раскопок, которые проводились на территории Ватикана.

Для своей огромной богатой коллекции Шипионе Боргезе выстроил виллу, располагавшуюся в то время за стенами города и окруженную роскошным парком, в тенистых уголках которого впоследствии П.И. Чайковский обдумывал страницы партитуры «Итальянского каприччио». На двух этажах виллы размещались бесценные античные статуи, бюсты и барельефы в окружении картин Рафаэля, Тициана, Корреджо, Караваджо.

К началу XIX века коллекция семьи Боргезе была широко известна в Европе, а сама вилла часто посещаема путешественниками. Именно на нее обратил свой взгляд всесильный и непобедимый Наполеон, который в то время начинает создавать миф своей империи, опираясь на примеры античности. Доминик Виван-Денон, директор Лувра, поддерживает его в этих намерениях и в письмах призывает поставить искусство на службу престижу империи. «Век Наполеона должен стать веком искусства, как и веком героев», - считал он.

Во время своих итальянских военных кампаний Наполеон, не стесняясь, вывозил во Францию шедевры искусства, призванные пополнить коллекцию Лувра, который с 1803 по 1815 годы носил его имя. В Риме им были значительно опустошены собрания Музеев Ватикана и Капитолийских музеев.

В 1807 году в поле зрения императора попадает роскошная античная коллекция виллы Боргезе, однако чтобы заполучить ее, ему приходится применить совершенно иную тактику. Дело в том, что хозяин виллы, князь Камилло Боргезе, сочувствовавший идеям Наполеона, приходился ему шурином. Он был женат на сестре правителя Франции Паолине, которая в тот момент являлась одной из самых блестящих светских дам Рима. Великолепное скульптурное изображение Паолины Бонапарт-Боргезе, принадлежащее великому Антонио Канове, по сей день украшает одну из зал виллы.

Посредником в переговорах о продаже коллекции выступил известный антиквар и знаток искусства Эннио Квирино Висконти, происходивший из старинной аристократической итальянской семьи, но преклонявшийся перед новаторскими идеями Наполеона. В свое время он лично, по просьбе Камилло Боргезе, составил инвентарный список скульптур, находившихся на вилле, и потому был прекрасно осведомлен как о ее содержимом, так и о ценности каждого предмета.

Несмотря на то, что Наполеон желал купить лишь самые ценные экземпляры из коллекции Боргезе, в конце концов, Висконти выбрал 695 статуй, ваз и барельефов с целью не только украсить залы Лувра, но и иметь материал для изучения античности и для реставрации шедевров прошлого. Он видел свою задачу в том, чтобы способствовать формированию современных художников через изучение произведений древности и воспитывать художественный вкус публики. Иными словами, он желал видеть граждан новой империи, которые чувствовали бы себя наследниками классической эпохи.

Начальная сумма, предложенная князю Боргезе за его коллекцию, вращалась около 6 миллионов франков, но затем была поднята до 13 миллионов, что составляло астрономическую по тем временам цифру.

Скрепя сердце, Камилло Боргезе был вынужден уступить настойчивым уговорам своего могущественного родственника и значительно опустошить виллу, сокровища которой на протяжении веков собирали его предки.

Это вызвало весьма бурную реакцию в Риме, а скульптор Антонио Канова, который впоследствии принял деятельное участие в работе по возвращению итальянских шедевров на родину, в глаза Наполеону, назвал эту продажу «несмываемым позором» для семьи, которая владела «самой красивой виллой в мире».

Добавим, что из обещанных 13 миллионов франков князь Боргезе получил только 8. После падения Наполеона оставшаяся сумма была ему возмещена лишь в самой малой степени, и поскольку его коллекция была продана, а не насильно вывезена французами, она так и осталась в Париже.

Долгое время в залах Лувра была выставлена лишь ее небольшая часть. Остальные экспонаты пылились в хранилище, а иные отправились украшать королевские дворцы в Версале, Компьене и Фонтенбло. Тем не менее на сегодняшний день собрание Боргезе составляет основу античной коллекции Лувра и, без сомнения, является ее главным украшением.

И вот сокровища Боргезе временно вернулись на свое прежнее место. Бесценные шедевры античного искусства не просто выставлены в галерее – они заняли именно те места, которые покинули в 1808-1811 годах. Таким образом, виллу Боргезе ненадолго вновь можно увидеть в ее былом великолепии.

Среди наиболее известных экспонатов - «Кентавр с Амуром» II века н.э., который в 1817 году был установлен на месте вернувшегося в Музеи Ватикана «Лаокоона», «Ваза Боргезе» I века до н.э., «Спящий Гермафродит» II века н.э., «Венера» 160 года. Знаменитый «Гладиатор» I века до н.э. вынужден был остаться в Лувре, поскольку он был поврежден еще во время перевозки из Рима в Париж и теперь не может совершать дальних путешествий. Зато среди мраморных римских патрициев, героев и императоров неожиданно выделялось скульптурное изображение царя Армении Тридата, бывшего первым христианским правителем, поскольку он принял крещение в 301-303 годах, то есть на десять лет раньше императора Константина.

Возвращением в Рим коллекции Боргезе перевернута еще одна непростая страница в отношениях Италии и Франции, которые, несмотря на географическую близость и общее историческое прошлое, не всегда умели сохранять друг к другу взаимное уважение.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Stranger
25.12.2011 7:10
Очень интересная статья. Было бы любопытно узнать, какая же закулисная работа была проведена, чтобы большая часть коллекции Боргезе вернулась на родину.
Наталья Богородская
23.12.2011 14:55
Великолепная статья! Большое спасибо, Ирина!

Эксклюзив
30.11.2020
Татьяна Ольхова
В год 75-летия Победы в Орле появились «коллекционные» марки с изображением… А. Гитлера.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».