Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2019
Мысль изреченная…

Мысль изреченная…

Размышления о фильме Карена Шахназарова «Палата №6»
Емельян Марков
05.02.2010
Мысль изреченная…

Литературоведение давно задается вопросом: а как Чехов относится к людям? Жалеет он их, обличает, ненавидит, или просто — не любит.

Дело в фильме Карена Шахназарова происходит в наши дни, в психиатрической лечебнице нынешнего провинциального городка, даже среди всамделешних больных, которые и высказываются от собственного лица, как могут и, конечно, убедительней, чем профессиональные актеры, наговаривающие чеховский текст. Ведь чеховским языком сегодня не изъясняются, а реалии современности естественней речь героев, тем более, не делают, даже наоборот. К тому же, зачастую они проговаривают текст от автора, только от первого лица. Но может быть режиссер и не стремится к естественности, наглядной правдоподобности? Может, ему нужен этот разительный диссонанс? Тогда для чего?

В фильме за чеховским текстом — молчание. И трагедия происходит именно в нем. Не случайно Шахназаров использует приемы немого кинематографа.

Трагедия уже современного человека: он говорит здесь чеховской прозой, потому что своего языка для выражения этой трагедии у него попросту нет.

Чеховский текст лишь иллюстрирует, через столетие пытается передать состояние современного человека, лишенного возможности выразить свою мысль. Обретает силу лишь мысль услышанная, хотя бы потенциально услышанная, а в заведомом одиночестве, во внутренней изоляции она постепенно превращается в безумие. Казалось бы, доктор Рагин (Ильин) нашел себе собеседника, Ивана Дмитриевича (Вертков), но «да и тот больной». Тот уже безумен, а главное несчастье безумного человека в том, что и он не может никому помочь, и ему помочь никто не может. «Замкнутый круг», — как говорит Рагин своему недалекому приятелю Михаилу Аверьянычу (Панкратов-Черный). И человеческий мир напоминает уже космос, где столкновение одиноких тел вызывает лишь катастрофу…

«Палата №6» не самое оптимистичное произведение Чехова, а, возможно, что и самое пессимистичное. Так чего же добился Шахназаров наложением Чехова на современность? Причем, почти формальным наложением? Показал всю безысходность нашего существования? Значит, это опять пресловутая чернуха? Или нет? Конец фильма можно назвать светлым. Онемевший от побоев и инсульта Рогов танцует на Новый год с другой больной, которая — копия монахини, основавшей в XVII веке тот монастырь, где и размещена теперь лечебница. Дети соседки Рогова с любовью вспоминают доброго доктора, и смеются, смеются... Настоящие, несыгранные дети, смеются от смущения, что их снимают.

Но смысл, оправдание фильма, думается, не в этом.

Смысл в том, что даже в немоте жива человеческая мысль, даже в безумии она жива.

Один опять же настоящий, несыгранный, больной говорит косноязычно, с ущербной улыбкой, что «добро всегда побеждает зло, да, я в это верю!».

Нет, Чехов не жалеет своих героев, он негодует и зло высмеивает их, прикладывает так, что впечатлительный читатель содрогается. Если же не высмеивает, то все равно нет от него людям пощады, даже самым несчастным и чистым. Почти каждый рассказ, каждая пьеса Чехова безысходна, эсхатологична, и смех его не жизнеутверждающий, а катастрофичный, кажется даже вялая, унылая катастрофа надвигается вместе с его смехом.

Хорошо, но откуда же столько красоты, откуда это благоухание? Дело, видимо, еще в том, что Чехов не прощает людей — потому что восторгается ими, потому что верит в них, поэтому и не дает им исхода, верит в то самое пресловутое яркое будущее человечества, в то время, когда «посмеются над нами», но уже светло посмеются и простят. Это будущее пронизывает своими таинственными лучами чеховскую прозу, отверзает ее читателю во всей ее духовной глубине. Вера в человека, вот что. Вера в каждого человека, и в «толстого», и в «тонкого», не идеализация, не оправдание его, а вера в него.

В дни празднования юбилея А.П. Чехова, наверное, стоит задуматься и об этом. А вдруг мы и есть те самые счастливые потомки, о которых так мечтал писатель?

В «Палате №6» по одноименному рассказу А.П. Чехова играют Владимир Ильин, Александр Панкратов-Черный, Евгений Стычкин, Алексей Жарков, Алексей Вертков.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Сеня
09.03.2011 19:03
Зарубежный кинематограф тошнит от нашего пиршества духа? А я-то думал, от чего его тошнит? Оказывается вот от чего. Но Россию тошнит совсем от другого пиршества: даже не бездуховности, а сытой одутловатости.А голое отрицание напоминает уже отрыжку. Марков, по-моему, не восхищается фильмом, его статья самоценна.
Владивосток - Паншеру
17.07.2010 0:17
Вы написали очень правильно, попали в точку. Более 5 минут этот фильм смотреть невозможно!
Паншер
16.05.2010 7:29
Пусть не обижаются мэтр и его аппологет, но этот фильм никто смотреть не будет. Чернуха - она чернуха и есть, даже по Чехову. Уже тошнит от этой черной немочи со всей ее "духовной глубиной". Давайте каждый год экранизировать андреевский "Рассказ о семи повешеных", там еще беспросветнее и не менее современно, если встать на точку зрения г-на Маркова. Ребята, от Вашего пиршества духа уже тошнит и Россию, и зарубежный кинематограф.
Людмила
07.02.2010 22:01
Творцы "нового мирового порядка" возводят всемирный концлагерь. Также с кинотеатром.
Геннадий
05.02.2010 20:37
Прошло сто лет, но ничего не изменилось!

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».