Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 августа 2019
Мелодии любви

Мелодии любви

17 августа – 70 лет со дня рождения Муслима Магомаева
Михаил Захарчук
16.08.2012
Мелодии любви

С первого выступления о нём сразу и бурно заговорили не только специалисты - миллионы людей. Он тут же стал наипопулярнейшим певцом страны. Без его участия не обходился ни один заметный концерт. Пластинки с записями Магомаева раскупались мгновенно, билеты на его выступления доставались «с боем». Он затмил всех.

На сцене только что построенного Кремлевского Дворца съездов молодой, никому не известный Муслим Магомаев спел уже известную песню «Бухенвальдский набат»: «Люди мира, на минуту встаньте!» Но то было исполнение, от которого мурашки побежали по коже. Мощь в голосе - катарсисной красоты! Драматическая экспрессия пения росла, пульсируя, от фразы к фразе, звучала как реквием: «Берегите, берегите, берегите мир!» А для нас тогда это был главный жизненный императив. Безо всякой идеологии люди наши, в подавляющем большинстве своём ещё помнившие ужасы войны, всем существом своим откликались на «Набат» больше, чем на любое иное произведение. Все остальное на эстраде после этого уже выглядело не столь значительным. Именно исполнительское искусство Магомаева с его широчайшим диапазоном - от песенного набата до шлягерной «Королевы красоты» - лёгло на душу советскому народу.

…Щедрая жизнь подарила мне добрые, дружеские отношения с Муслимом Магомаевым и его супругой Тамарой Синявской. Начались они в период моей бакинской лейтенантской службы. Муслим Магомаев тогда пел в Азербайджанском театре оперы и балета имени М.Ф. Ахундова. Там я регулярно слушал его исполнение в операх «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Риголетто», «Севильский цирюльник», «Отелло», «Паяцы», «Фауст». В 1975 году певец стал художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра. Тогда же он выступил в Бакинском гарнизонном Доме офицеров с сольным шефским концертом, где мы и познакомились. Встреча была мимолетной, и наверняка забылась бы, если бы не особый случай, о котором я уже рассказывал в «Столетии». Будучи корреспондентом газеты «Красная звезда» мне довелось вести журналистское расследование, связанное с гибелью его отца Магомета Магомаева во время войны и захоронением в Польше, о чем долгое время никто не знал.

Муслим тогда очень высоко оценил наши усилия. В двух своих книгах «Любовь моя – мелодия» и «Живут во мне воспоминания» он обильно цитировал выдержки из моей повести, посвященные отцу. Так между нами завязались добрые, почти дружеские отношения, длившиеся до самой смерти певца.

Он был не только выдающимся оперным и эстрадным исполнителем, самым молодым за всю историю народным артистом СССР, но и прекрасным музыкантом-сочинителем.

Не многие, верно, знают, что Магомаев написал, к примеру, добрую, ироничную лезгинку (обычно это агрессивные мелодии) «В небе высоком скрыли тебя облака, чтоб не смотрела ты на меня свысока». А ещё - «Тревога рыбачки», «Далёкая-близкая». Его друг музыкант Анатолий Горохов вспоминает: «Муслим недооценён, как композитор. Однажды он записал мелодию. Слушаю: поразительной красоты вещь! Я всем композиторам потом приводил это сочинение Муслима, как пример композиторской техники».

Муслим обладал и немалыми литературными способностями. Упомянутые книги, плюс большая высокопрофессиональная работа о певце Марио Ланце, - тому достаточно красноречивое подтверждение. Для меня самое неожиданное в его мемуарах – благожелательность, которую не истребили ни вынужденная соревновательность в профессии, ни подлость и душность атмосферы, в которой порой куётся настоящий успех, ни даже врождённая колючесть собственного характера, о котором ещё любящая бабушка Байдигюль (весенний цветочек) говорила: «Ты - маленькая гадючка». Отца Муслим никогда не видел, мать же видел чрезвычайно редко - по существу она бросила сынишку в порыве собственных амбициозных театральных метаний. И вот вам его самая категорическая оценка экстравагантности материнских чувств: «Как человек неожиданный в своих поступках, она имела привычку сваливаться к нам как снег на голову: глубокая ночь, люди спят, и вдруг звонок в дверь – матушка на пороге с чемоданом… Погостит неделю и так же внезапно исчезнет». Всё. Более серьёзных осуждений матери в мемуарах не ищите. Их нет. И это притом, что даже мне известно, в основном из писем отца Муслима, что причиной их крупных расхождений являлось всё-таки непредсказуемое поведение Айшет Ахмедовны. И в том, что Муслим вырос без материнской ласки – её вина неоспорима.

Некая божественная освящённость таланта Магомаева проявлялась и в его художнических изысканиях. Наш общий с Муслимом друг Никас Сафронов как-то сказал мне, что художник в Магомаеве, может быть, помощнее будет, нежели певец. Всё дело только в том, что музыкой он занимался с раннего детства. Кисть же взял в руки лишь после того, как покинул сцену. «А художническая потенция в Муслиме чрезвычайно мощная. Даже мне впору ей позавидовать», - признавался Никас.

Немногим известно и то, что Магомаев был чуть ли не самым первым из крупных отечественных деятелей культуры, кто по достоинству оценил все положительные стороны Интернета.

Его сайт в этом смысле являлся образцом того, как можно поставить на службу интеллектуальному и гуманитарному образованию людей достижение прогресса. На сайте Магомаева давались старые его концерты «в глубинке», обнародовались давние, никому неизвестные записи. Оказалось, что звукорежиссёры той ещё, советской школы не стирали записей даже тогда, когда неудовлетворённый собой певец приказывал их уничтожить. Так сохранились спектакли с участием Муслима Магометовича «Севильский цирюльник» и «Тоска», которые сам Муслим полагал утраченными безвозвратно. Ему присылали такие спетые им песни, о которых он сам не помнил. Семерых своих «сайчат» Магомаев выделял особо, даже приглашал их к себе домой на улицу Станиславского. Между прочим, и поныне сайт Магомаева живёт и здравствует.

А ещё он был расчётливым профессионалом, по-восточному тонким дипломатом, безошибочно корректирующим собственную звёздную капризность мастерским владением политесом. Пример - всё с той же моей документальной повестью о его отце. Однажды, собрав всю отпущенную природой деликатность, я попросил Муслима обратиться к Гейдару Алиеву: пусть-де отдаст команду издать мой труд на русском и азербайджанском языках в одной книге. Затраты, дескать, мизерные, а последствия для укрепления азербайджано-российских отношений огромные. «Если бы твоя книга была о ком угодно другом, но не о моём отце, - сказал Муслим, - я бы тут же поспешествовал о ней перед Гейдар Алиевичем. И, уверяю тебя, он бы мне не отказал. Он бы и теперь не отказал. Но, понимаешь, о себе я никогда и ни о чём его не просил. И не попрошу. Всё, что он сделал для меня – исключительно его инициатива».

Другой пример относится уже к области большой политики. Накануне президентских выборов 1996 года к Магомаеву обратились за поддержкой активисты ельцинского штаба, но певец очень деликатно им отказал. Об этом мне стало известно от него самого. А потом хитрый ЕБН заключил альянс с генералом Лебедем, с которым я приятельствовал ещё с тех пор, как он командовал миротворцами в Молдавии. Александр Иванович, узнав о моих добрых отношениях с Магомаевым, попросил, чтобы я организовал ему «поддержку певца». Пришлось рассказать генералу об осечке штабистов Ельцина. «Это всё х… на постном масле, - отрубил с «люминевой» прямолинейностью Лебедь. - Уверяю тебя: Муслим мне не откажет!» И оказался прав. Другой вопрос, что спустя какое-то время мы оба разочаровались в «пернатом генерале», но тогда, в 1996 году Магомаев озаглавил своё выступление «Двумя руками «За»!» А из песни, как говорится, слов не выкинешь.

Очень много людей в нашей стране, включая и автора этих строк, искренне полагали, что Магомаев зря так рано ушёл со сцены. Однажды я озвучил певцу это наше, что называется, консолидированное мнение. И то, что услышал в ответ, пусть послужит в назидание всем тем, кто никак не может покинуть Олимп.

Муслим, и в этом смысле, оказался творцом мужественным и мудрым.

- Для меня сцена всегда была не просто деревянными подмостками, а одушевлённым организмом, который любит и вдохновляет таланты и терпеть не может бездарностей, людей случайных, которых рано или поздно с позором сталкивает со своих плеч-подмостков. Поэтому всякий уважающий себя артист должен уважать сцену и не пользоваться её терпением. В это кому-то трудно будет поверить, но очень давно, когда я только появился на эстраде и сразу стал известным, я заявил в одном из популярных тогда журнале «Кругозор», что каждый серьёзный певец должен знать свой срок. Что касается меня, то я уйду с первой «качкой» в голосе. Было мне тогда чуток за двадцать. Андрюша Дементьев ещё не написал этих потрясающе правдивых, но и жестоких строк: «Как важно вовремя уйти./ Уйти, пока ревут трибуны./ И уступить дорогу юным,/ Хотя полжизни впереди./ На это надо много сил —/ Уйти под грустный шёпот судей./ Уйти, покуда не осудят/ Те, кто вчера боготворил./ И лишь соперник твой поймёт,/ Сорвав удачливые кеды,/ Что был великою победой/ Тот неожиданный уход».

…Даже специалисты затруднялись квалифицировать голос Магомаева: то ли баритон со многими верхними нотами, то ли тенор со многими нижними, то ли наоборот – какая, в сущности, разница. Важно, что это был певец счастливого города, счастливой страны, восточный соловей нелёгкой, но тоже радостной и счастливой нашей советской судьбы, нашей социалистической жизни. И другую жизнь петь он не стал. Он гордо нёс людям свою неповторимую мелодию. И с нею ушёл в вечность, ничем не запятнав ни своей жизни, ни своей мелодии. Редкая и завидная судьба творца. 

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

варвара
24.08.2012 11:23
давайте поклонимся величайшей оперной певице тамаре синявской и попросим ее не забывать, что мы любим слушать в ее исполнении и арии, и романсы,а также о ее счастье быть рядом с муслимом магомаевым.
Stranger
18.08.2012 19:22
Муслим Магомаев дарил и продолжает дарить нам всем мелодии широчайшего музыкального диапазона, слушать его - огромное наслаждение. От "Королевы красоты" и "Мелодии" до "Весеннего края Азербайджан". Последняя песня, торжественная, величественная, и в то же время красивая, звучит как представление, как гимн своей любимой родной Страны Огней - Азербайджана.
Наталья
17.08.2012 22:32
Я - родилась и выросла в Баку. Муслим,дорогой,как поздно я узнала о Вашем сайте.Не могла набраться смелости написать Вам. К сожалению,опоздала. Мы обожаем Вас,продолжаем слушать. Вы один из любимых певцов моего сына,которому 23 года. Слушаю мои любимые в Вашем исполнении. Плачу.
Царствия Небесного,дорогой наш.
Светлая Память.
Николай
17.08.2012 19:04
     Про Магомаева можно сказать так: он рано ушел со сцены (хотя мог бы петь), он рано ушел из жизни (хотя мог бы жить). Зато продолжает быть эталоном певца-универсала высочайшей пробы, замыкая на себе все разговоры о вокальной культуре. Святослав Бэлза, его друг, уверен, что если к кому и применим эпитет «великий», так это к Магомаеву.Подробнее здесь:
http://www.proza.ru/2012/08/17/1031  

C Юбилеем, дорогой  Муслим!
ВЕРОНИКА КОРСАКОВА
17.08.2012 18:35
http://video.mail.ru/mail/vboyars1/_myvideo/247.html ЗДЕСЬ КОММЕНТАРИИ ИЗЛИШНИ...
Такен Молдакынов
17.08.2012 8:44
Великая Личность Великой Эпохи!Вся земля, ушедшей неизвестно куда огромной страны, еще не родила такого, как Муслима, красоту с пометкой "сделано в СССР". Он был - даром судьбы для многострадального,героического и, одновременно, по детский наивного советского народа, он был олицетверением какого-то загадочно - Божественного творения, которые существует только в легендах и мифах. Как доказать нынешним, что был Магомаев?!!! Вот в чем, наша трагедия!
rex
16.08.2012 19:24
чудесный певец, слушая которого, понимаешь что твоя страна была богата огромными талантами:))
это не "бешеные письки", это не шевчук и не уродпол маккарти, который заступился за б...
ирина
16.08.2012 18:33
люблю все песни в его исполнении, часто слушаю. и никогда не надоедают. То же в исполнении других уже гораздо бледнее. один Ноктюрн чего стоит! Вечная ему память.
ус
16.08.2012 16:58
Великий человек-Великой эпохи.Умён,красив,талантлив,добр,созидатель....А сейчас кумирчики молоди сатан-пуси-буси.Кульминация деградации,спонсируемая евр-комисариками и продвигаемая местные их соплеменниками фаш-альбуц-хадюшками.
Харьковчанин
16.08.2012 16:01
Много раз присутствовал на концертах Великого артиста, долгое время жил и работал в Баку.Он был прост в обращении с людьми. Отец моего друга, ныне покойный, рассказал о своей встречи с Муслимом Магомаевым. Из Харькова он поехал в Москву, остановился в гостинице, где остановился и Муслим. Ветеран ВОВ, простой рабочий, набрался смелости и постучал в двери Великого артиста. Муслим его принял радушно, проявил гостеприимство. Их беседа длилась около часа. Никаких телохранителей. Открытость, доступность, человечность - приносили Муслиму всесоюзную любовь. Он служил своему народу, Великой стране без лишних слов. Вот бы нынешним творческим работникам взять бы пример с великого человека.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».