Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Лучезарные глаза

Лучезарные глаза

К юбилею знаменитой актрисы Веры Васильевой
Матвей Славко
01.10.2020
Лучезарные глаза

И в свои 95 (!) лет она обаятельна, светла, позитивна. Неизменно — лучезарный взгляд и очаровательные ямочки на щеках. Как и в её триумфальные 25. Народная артистка СССР (1986), лауреат двух Сталинских премий (1948, 1951), легенда московского Театра сатиры, любимица публики и символ вдохновения для молодых коллег Вера Васильева всегда «при полном параде», на каблуках и с неизменной улыбкой. Больше 70 лет верна она одному театру и занята в спектаклях ещё нескольких трупп.

В Театре сатиры В. Васильева сыграла более 60 ролей, а также исполнила главные роли в спектаклях «Дженни Герхард» Брянского драматического театра (1953), «Вишнёвый сад» Тверского драмтеатра (1984), «Без вины виноватые» Орловского драмтеатра (1990), «Ассамблея» (1996) и «Блажь» (1997) московского Нового драмтеатра и др.

Сегодня Васильеву можно увидеть в спектаклях «Роковое влечение» (с 2015 г.), «Таланты и поклонники» (с 2002-го) и «Орнифль» (с 2001-го). Актриса рассказывает: «К моему девяностолетию Ширвиндт сказал: “Верочка, есть пьеса, прочти. Принёс Житинкин “Роковое влечение”. Я прочла и ахнула! Пьеса сделана по сюжету знаменитого американского фильма “Бульвар Сансет”. Это рассказ о забытой всеми кинозвезде. В основе роли собраны все знания об актёрской профессии и нашей женской доле в этой профессии. Роль даёт возможность быть смешной, трогательной, наивной, взбалмошной и трагической. Всё, о чем я мечтала в молодости, сошлось в этом образе. Обычно старость соединяется с моментом грусти. Я же испытываю огромную благодарность к людям, с которыми меня свели жизнь и театр. А зрителям я всегда хочу сказать спасибо — они продлевают мне жизнь».

Также актриса с 2006 г. играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Театра кукол им. С. В. Образцова. С 2010 г. Васильева выступает на сцене столичных Театра «Модернъ», в спектакле «Однажды в Париже», и Малого театра — играет главную роль в постановке «Пиковая дама».

Актриса утверждает, что после спектаклей не устаёт, поскольку у неё «работает душа», а труд на сцене позволяет получить «чувства, которые живут», дают ощущение молодости.

Популярная в советские годы кинозвезда сегодня весьма избирательна и соглашается не на первую попавшуюся съёмку. «Я очень хорошо живу в своём театре. Я люблю всех людей, с которыми связана. И они ко мне относятся очень хорошо. Поэтому у меня есть место, где я счастлива. И я играю такие роли, о которых мечтала», — говорит актриса.

Фильмы 1940-1950-х годов были культовыми для поколения моих родителей. Я тоже эти киноленты смотрел, но наиболее сильное включение произошло с телевизионной премьерой комедии положений Бомарше «Женитьба Фигаро», где роль графини Розины, измученной неверностью мужа, графа Альмавивы (роль А. Ширвиндта), исполнила Вера Васильева. Пьеса, поставленная учеником Всеволода Мейерхольда Валентином Плучеком в 1969 г., стала едва ли не самым известным советским спектаклем своего времени. Через семь лет после театральной премьеры режиссёром Виктором Храмовым была сделана знаменитая телеверсия, с успехом показываемая и в наши дни.

Вере Кузьминичне 95 лет исполнилось 30 сентября. Родилась она в Москве, в районе Чистых прудов. В начале 1930-х, когда начался голод, семья Васильевых переехала на родину отца, в деревню Сухой Ручей Тверской (тогда Калининской) области. Через несколько лет родители вернулись в столицу, где устроились работать на завод.

В семье было ещё трое детей — брат Василий (на 13 лет младше Веры) и старшие сёстры Антонина и Валентина. Семья ютилась в одной комнате коммуналки в Гусятниковом переулке, в районе Мясницкой. Актриса рассказывала, что выходя из комнаты, всякий раз распугивала мышей.

Однажды соседка, мамина подруга, повела девочку в Большой театр на дневной спектакль оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». «И я, восьмилетняя девочка, увидела эту красоту — бархат, люстры, оркестр, всё сверкает, как в сказочном дворце, услышала божественную музыку… Тогда решила: или буду артисткой, или не буду жить. Пошла в Дом пионеров, в драмкружок, в хор, записалась в театральные библиотеки…».

Театр столь впечатлил, что Вера с подругой стали копить деньги, чтобы попасть хотя бы на галёрку, однажды даже продали свои учебники.

В годы Великой Отечественной войны Вера осталась в Москве с отцом — сёстры разъехались по командировкам, а мать с маленьким сыном эвакуировалась. Наравне со всеми Вера носила ящики с песком, чтобы гасить зажигательные бомбы, дежурила на крыше и всячески помогала отцу и военным.

В 1943 г. Вера окончила школу и подала документы в эстрадно-цирковое училище. Легко сдала экзамены по актерскому мастерству, но «срезалась» на физической подготовке. Отправилась в Московское городское театральное училище при Театре Революции, куда была сразу принята. В 1948 г. выпустилась на курсе В. Готовцева и была принята в труппу Театра сатиры.

Всенародную популярность артистке принёс кинематограф. Вера дебютировала ещё студенткой в небольшой роли в фильме К. Юдина «Близнецы» (1945), а следующая роль — Насти Гусенковой, в музыкальной комедии И. Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948), — сделала Васильеву всесоюзной знаменитостью.

«Триумф картины “Сказание о земле Сибирской” в 1948 году я восприняла как чудо из чудес и была в какой-то степени даже напугана, когда дали за неё Сталинскую премию.

Как мне потом рассказали, Иосиф Виссарионович, который всегда смотрел все картины, увидев меня на экране, спросил: “Где нашли вот эту прелесть?” Вождю ответили, что это всего лишь студентка третьего курса, поэтому к премии не представлена. Сталин коротко распорядился: “Она хорошо сыграла, надо ей премию дать”.

И меня мгновенно включили в списки», — вспоминала актриса.

Фильмография В. Васильевой насчитывает более 30 картин. Среди лент с её участием отмечают сверхпопулярную «Свадьбу с приданым» (1953), где партнёром актрисы был Владимир Ушаков, который впоследствии стал её мужем.

За эту роль Васильева получила свою вторую Сталинскую премию.

Памятна многим песня из этого фильма — «На крылечке твоём...», с музыкой Бориса Мокроусова и трогательными словами Алексея Фатьянова:

На крылечке твоём
Каждый вечер вдвоём
Мы подолгу стоим
И расстаться не можем на миг.
«До свиданья», — скажу,
Возвращусь и хожу,
До рассвета хожу
Мимо милых окошек твоих.

Я люблю тебя так,
Что не сможешь никак
Ты меня никогда,
Никогда, никогда разлюбить.

Замужем за заслуженным артистом РСФСР В. Ушаковым (1920-2011), который с 1952 г. служил в Театре сатиры, актриса была более полувека. «Все 54 года было абсолютно идеальное существование, — вспоминает она. — Мы ни разу серьёзно не поссорились. И не было ни единого случая, чтоб я глазами, мыслями, прикосновениями совершила что-то такое, за что может быть стыдно. Володя настолько влюблённо, благодарно и нежно относился ко мне, что у меня было ощущение сплошной влюблённости. Это очень важно для актрисы, да и вообще для любой женщины. И у меня за годы семейной жизни чувства к нему шли только по нарастающей. Бывало, отыграю спектакль, бегу как сумасшедшая домой. Я его особенно полюбила в последние годы, когда он болел. Три инфаркта, инсульт, слепота, ходить без помощи не мог. Но он так был благороден, никогда не ныл и не жаловался. Всегда искал повод посмеяться, порадоваться за меня. Я очень о нём тоскую!».

Васильева поработала и в отечественной анимации — своим воистину чарующим голосом озвучила мультфильмы «Первая скрипка» (1958), «Умка ищет друга» (1970), «Волшебник Изумрудного города» (1974), «Два клёна» (1977), «Приключения Васи Куролесова» (1981) и др.

А в 2015 г. состоялась премьера приключенческого анимационного фильма «Необыкновенное путешествие Серафимы», где актриса озвучила одного из персонажей.

Между прочим, волшебным голосом Веры Васильевой с экранов страны говорила французская актриса Жизель Паскаль в приключенческом фильме «Железная маска» (1962).

Запомнившимися работами Васильевой в 1960-х стали роли в трагикомедии «Похождения зубного врача» (с юными А. Мягковым, А. Фрейндлих и И. Квашой), а также в музыкальной комедии 1966 г. «Приезжайте на Байкал» В. Дормана.

В 1970-х у Васильевой было тоже несколько ярких и памятных ролей — в популярном детективном сериале «Следствие ведут знатоки», киноповести И. Фрэза «Это мы не проходили» о студентах педагогического вуза и в драме В. Рогового и Э. Тополя «Несовершеннолетние», которая стала лидером советского кинопроката 1977 г.

Одной из самых известных ролей В. Васильевой считают также роль матери студента Никиты (А. Абдулов), возлюбленного Нины (И. Муравьева), в комедийной мелодраме «Карнавал» Т. Лиозновой. Приязнь зрителей вызвала также работа Васильевой в музыкальной комедии В. Рогового «Женатый холостяк», в которой актриса сыграла мать главной героини Тамары (Л. Удовиченко).

Ещё одну «звёздную мать» Вера Кузьминична сыграла в 1985 г. в мелодраме «Выйти замуж за капитана» с В. Глаголевой и В. Проскуриным. В том же году актриса снялась в одном из немногочисленных советских фильмов в жанре комедийного фарса «Зловредное воскресенье», с такими звёздами отечественного кинематографа, как М. Пуговкин, В. Талызина, Б. Брондуков и М. Кокшенов.

В 1989 г. актриса выпустила книгу мемуаров «Продолжение души (монолог актрисы)». На воспоминаниях Васильевой в жанре эссе построен моноспектакль «Вера». Моменты биографии исполнительницы главной роли переплетаются в нём с историей театра.

Лейтмотив взят из книги актрисы «Золушка с Чистых прудов».

После распада СССР ролей в кино у Васильевой было меньше, но среди них есть и покорившие сердца зрителей разных возрастов. К ним относят роль в мини-сериале «Вино из одуванчиков» по роману Брэдбери, где её коллегами по съёмочной площадке стали актёры Зельдин, Ахеджакова, Супонев и Смоктуновский, скончавшийся до завершения работы над картиной (его роль потом озвучил актёр Безруков).

В начале 2000-х Васильева предстала в роли Маргариты Николаевны в фильмах «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя». Многим молодым зрителям Васильева запомнилась по фэнтези-сериалу «Пока цветёт папоротник», премьера которого состоялась осенью 2012 г. на телеканале СТС.

В 2014-2015 гг. Васильева исполнила яркую и запомнившуюся многим роль бабушки в минисериале «Деревенщина» на канале Россия 1, а также в детском фильме «Праздник непослушания».

В конце апреля 2018 г. Вера Кузьминична появилась на Первом канале в документальном фильме «Юрий Яковлев. Распустились тут без меня!», подготовленного к 90-летию со дня рождения популярного артиста.

Неувядающая В. Васильева утверждает, что после каждого спектакля, а это практически на ночь, любит побаловать себя чем-нибудь вкусненьким, но вес контролирует. Она не выходит на улицу, если не подкрасит глаза и губы, следит за осанкой и ничего не знает о лекарствах.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Олег
06.10.2020 11:18
Многая лета!
Виктор
05.10.2020 12:59
Долгие лета!
Анна
01.10.2020 20:18
Меня всегда поражает эта женщина! Неувядающая! И именно - лучезарная (не только глаза, но и улыбка)!
Марина_
01.10.2020 14:08
Главное - мудрая женщина. Запомнился её ответ на вопрос как её удается оставаться такой какая она есть - "Никогда не помнить о причиненных обидах, прощать обидчиков, не таить зла". Человек, хранящий мирное сердце, всегда цветёт, не взирая на трудности.
Ю.
01.10.2020 14:00
Благодарю, прочитал с удовольствием.
Юрий
01.10.2020 13:50
Великая актриса! Чарующий, волшебный талант!
С.М.
01.10.2020 12:24
Волшебная, чарующая! Воистину лучезарная!

Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».