Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 ноября 2019
Ликвидация Колчака и Штирлица

Ликвидация Колчака и Штирлица

Размышления после нашумевших телепремьер «Адмиралъ» и «Исаев»
Алексей Карташов
12.11.2009
Ликвидация Колчака и Штирлица

Всё познаётся в сравнении. В смертельной телесхватке адмирала Колчака с полковником Исаевым победил подполковник Гоцман.

«Ликвидация», повторно показанная «Россией», поставила временную точку в гражданской войне между главными телеканалами. Сногсшибательный русский интернационализм «Ликвидации» победил и белых и красных. И всё дело, полагаю, в литературной основе, то бишь в сценарии. «Ликвидация», написанная Алексеем Поярковым и воплощённая Сергеем Урсуляком, – динамичная, острая, сочная, с отлично закрученной интригой, с замечательными актёрами и смачным говором – заткнула за пояс и свеженаписанный сценарий «Адмирала», и написанные много лет назад книги Юлиана Семёнова о молодости Штирлица.

При изображении красивой жизни благородного сословия при явном уклоне в любовно-романтические коллизии мне не хватило главного – я не понял, почему этот блестящий талантливейший русский офицер проиграл политически?

И не понял, кому он проиграл? У тех дикарей, которыми изображены красные, были какие-то командиры? Из истории известно, что были и они-то почему-то победили замечательнейшего Александра Васильевича. Почему? Это исторически обусловленный проигрыш белой кости, или полководческая неумелость, или чрезмерная жестокость Верховного правителя России? В сериале ответов нет.
Что касается «Исаева», ошибка инициаторов сериала в выборе первоисточника. Книги Юлиана Семёнова уже во время написания были слабенькими, и их невозможно кардинально изменить даже хорошему сценаристу. Уж лучше бы талантливый Поярков написал свою оригинальную версию молодости Штирлица. Время советских агиток ушло, взгляд на исторические фигуры сериала тоже изменился в сторону объективности. О «комиссарах в пыльных шлемах» и о «корнетах Оболенских и поручиках Голицыных» теперь мы знаем гораздо больше. И когда нам показывают «хороших» Постышева и Блюхера, то я не могу не вспомнить о том, что они оба – не только жертвы репрессий, о чём в фильме говорится голосом замечательного Николая Губенко, но и оба были их энтузиастами. Жестокость Постышева в 1937 году удивляла даже Сталина, а Блюхер был в составе специального судебного присутствия, осудившего на смерть группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского». Кошмар братоубийственной гражданской войны, которая длится до сих пор, остался недоразгаданным и недовоплощённым.

Инициаторы сериала «Исаев» что-то перепутали. Советский народ любил не книги Юлиана Семёнова, а Татьяну Лиознову, Вячеслава Тихонова, Ефима Копеляна и других творцов Штирлица.

Расчёт на то, что раскраска «Семнадцати мгновений» паровозиком потащит интерес к чёрно-белой перелицовке старых приключений молодого Штирлица, не оправдался. Более того, чем дальше, тем с большей неуклонностью вставал вопрос: а как этот рефлексирующий красавец, интеллигент попал к красным? Таким прямая дорога на Дон, к Каледину. Это же не террорист-авантюрист Блюмкин, бывший, как говорят, одним из тайных прототипов семёновского Исаева.
А обыкновенный зритель простодушно желает правды, а не очередных киноразоблачений культа личности Ивана Грозного и реабилитации его противников, как в фильме под названием «Царь», в котором действие топчется на месте по одной причине – режиссёр изначально люто ненавидит русского царя. И потому роль 36-летнего Грозного поручает беззубому юродивому рокеру, и исход нравственного поединка с митрополитом Филиппом предопределён с первых кадров. Потому скучно – нет развития. И роль грозного царя в создании русского царства растоптана в убогих декорациях, ничуть не отражающих масштабов жизни и проблем нарождающегося великого государства.
И изначальная любовь к белым в сериале «Адмиралъ», и изначальная семёновская приязнь к красным в «Исаеве» лишают нас многоцветности правды. И в заключение вспомню гениального Шолохова, роман которого «Тихий Дон», экранизированный великим Герасимовым, и сейчас и тогда, в самое что ни на есть «тоталитарное время», был абсолютно убедительным, потому что талантлив, неподкупен, честен и многосложен.

По материалам «Литературной газеты»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Владимир
19.11.2009 13:41
Критик - это неудачный поэт.
наблюдатель
18.11.2009 15:51
Rem870:

Не знаю, на счет "Колчака" - не смотрел, а "Штирлица" и в 100-й раз хочется смотреть из-за хорошей игры актеров и режиссуры (несмотря на тех.накладки типа неубранной надписи "Тара: 50 тонн" на вагоне, в котором уехала Кэт, или проезжающего ЗИЛка за спиной у спящего в машине Штирлица). Это классика советского кино.
Rem870
15.11.2009 12:34
Колчак и Штирлиц действительно агитки, но Гоцман-то из этой же команды! Те же ляпы (Абвер в 46-ом), та же апологетика одной стороны (армейская контрразведка), да еще и притянутые за уши бандеровцы (ага, в Одессе).
Алексей
13.11.2009 10:24
Браво! Тезка. Надоели и тенденциозная серость и бизнес-сериалы.
Анатолий Семёнович
12.11.2009 21:33
Всё это показывает убогость несоветского кино.
Маша
12.11.2009 18:15
Полностью  разделяю точку зрения автора. Все правильно. Все осмыслено. Как надоели эти заказные лживые  полуфабрикаты с претензией на исторические жанры, которые просто обывательская пустышка, превращающая наших детей в дебилов. Но, к счастью, у детей есть не только телеящик.

Эксклюзив
21.11.2019
Сенсационный фильм «Цареубийство. Следствие длиною в век» покажет телеканал «Россия 1».
Фоторепортаж
20.11.2019
Подготовила Мария Максимова
Выставка в «Коломенском» рассказывает о том, как воспитывали и учили детей Николая II.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».