Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Летописец Возрождения

Летописец Возрождения

Италия отмечает 500 лет со дня рождения Джорджио Вазари
Ирина Баранчеева, Рим
25.10.2011
Летописец Возрождения

Джорджио Вазари вошел в историю мирового искусства не только как выдающийся архитектор и художник, но и благодаря своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», по которой во всех странах уже не одно столетие изучают историю эпохи Возрождения.

Вклад Вазари в культуру Италии трудно переоценить, и потому по случаю 500-летней годовщины со дня его рождения в Ареццо, его родном городе, и во Флоренции организованы выставки, которые раскрывают разные грани дарования этого самобытного таланта.

Художник, архитектор, сценограф, литератор и историк искусства, Джорджио Вазари родился в 1511 году в тосканском городе Ареццо. Совсем юным он начал посещать мастерскую французского художника Гульельма Марсилла, специализировавшегося в росписи витражей, но вскоре уехал во Флоренцию, где познакомился с Микеланждело и Андреа дель Сарто, которые оказали огромное влияние на становление молодого художника. Вазари считал Микеланждело «гением, способным во всех решительно искусствах и в любом мастерстве показать одним своим творчеством, каким совершенным может быть искусство рисунка». Впоследствии именно он сделал проект надгробия Микеланджело в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

1531 - 1536 годы Вазари проводит в Риме, где изучает античность и произведения Рафаэля и Микеланджело, которые очаровывают его. В последующие годы он путешествует в основном между Римом, Флоренцией и Венецией, выполняя различные заказы. В Венеции он выступает в роли сценографа и театрального архитектора, во Флоренции организует торжества в честь бракосочетания представителей правящего дома Медичи, которые в это время стараются породниться с членами австрийской королевской династии Габсбургов.

С 1540 года Вазари начинает собирать материал для «Жизнеописаний». Он работает над своим трудом десять лет – первое издание выходит в свет в 1550 году. Но Вазари не успокаивается на этом и в последующие годы много путешествует по Италии, чтобы дополнить документальные свидетельства для второй редакции книги, которая появляется в печати в 1568 году.

«Жизнеописания» Вазари необыкновенно интересны и ценны не только благодаря документальным источникам, но и объективности и честности оценок.

Через серию биографий, от Чимабуэ до Микеланджело, автор показывает, как тосканские художники способствовали возрождению классического искусства в Италии.

Недоброжелатели обвиняли Вазари в том, что он использовал расположение сильных мира сего для достижения собственных успехов. Действительно, у него было немало покровителей, хотя отношения с ними не всегда складывались просто. Большую роль в жизни художника сыграл великий герцог Козимо I де Медичи. В 1555 году он доверил Вазари работы по реконструкции и украшению палаццо Веккьо во Флоренции, который стал резиденцией герцога. Впоследствии Вазари будет поручено создать проект и руководить работами по строительству Уффици. Первоначально здание задумывалось как административное помещение, в котором должны были разместиться 13 министерств Великого герцогства Тосканского. Строительство было закончено уже после смерти Вазари, и только с конца XVIII века Уффици стали использовать как художественную галерею, ныне известную на весь мир.

Вазари принадлежит проект еще одного уникального строения во Флоренции – так называемого «коридора Вазари», прохода, который от Уффици ведет к палаццо Веккьо, а затем поверх моста Понте Веккьо, перекинутого через реку Арно, к дворцу Питти, где жила семья Медичи.

«Коридор Вазари» был построен для правителей Тосканы, которые хотели избежать проезда по шумным улицам городского центра, где их могли поджидать неприятные неожиданности.

А также, чтобы не пересекать Арно по старому мосту, на котором находились мясные лавки с неприятными для носа синьоров запахами.

В настоящее время «коридор Вазари» закрыт для публики в силу его узкого пространства. Счастливчики же, которым удается попасть туда, навсегда запоминают его тишину, открывающийся из окон великолепный вид на реку Арно и картины великих художников прошлого, от Рафаэля и Веласкеса до Рубенса, Рембранта, Тициана, входивших в коллекцию семьи Медичи, не говоря уже об автопортрете самого Джорджио Вазари.

Среди последних приобретений галереи Уффици, которая является владельцем «коридора» - автопортреты Марка Шагала и сицилийского художника Ренато Гуттузо. Сейчас активно обсуждается вопрос о том, как сделать «коридор Вазари» доступным для широкой публики, и по этому поводу уже подготовлен проект новой лоджии, которая будет служить выходом и рассредоточением туристических потоков.

Джорджио Вазари оставил после себя необыкновенно богатое художественное наследие. Его картины находятся в лучших музеях мира. Его фресками можно любоваться в Ватикане и в палаццо Веккьо во Флоренции. Ему же принадлежит внутренняя роспись купола знаменитого флорентийского собора. Вазари умер в Ареццо в 1574 году, оставив потомкам уникальный архив, где хранится его переписка с известными литераторами, а также с Медичи и Папами Римскими, на службе которых он состоял. Особый интерес представляют 17 неизданных писем Микеланжело.

Этот бесценный архив привлек к себе пристальное внимание общественности два года назад, когда в печати появилось сообщение о том, что нынешние владельцы братья Фестари собираются продать его «неизвестному русскому олигарху» за астрономическую цену - 150 миллионов евро.

Новость вызвала немалое изумление не только из-за суммы, но и самого факта, что архив Вазари попадет в руки иностранца. Это было тем более странно, что согласно декрету Министерства культуры Италии архив не может быть вывезен за пределы «Дома Вазари» в Ареццо. Тем не менее, несколько недель новость будоражила умы, и мэр Ареццо Джузеппе Фанфани даже обратился с письмом к Сильвио Берлускони, который в тот момент находился с официальным визитом в России, с просьбой повлиять на ситуацию и остановить продажу.

Римская прокуратура и полиция начали расследование по этому факту, опасаясь, что семья Фестари занимается махинациями, желая чрезмерно поднять цену на архив.

«Неизвестный русский олигарх», о котором итальянцы узнали только то, что «150 миллионов евро для него не деньги», бесследно испарился, а архив Вазари так и остался на своем месте. Недавно газеты сообщили, что Фестари, погрязшие в долгах, ведут-таки переговоры с богатыми покупателями, теперь уже в Америке. Хорошей новостью стало то, что сейчас архив сканируется и вскоре в компьютерной версии будет доступным для исследователей. Это еще одно благое дело в память о великом Джоджио Вазари, вписавшем свое имя золотыми буквами в историю мирового искусства.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.