Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2019
Летописец Возрождения

Летописец Возрождения

Италия отмечает 500 лет со дня рождения Джорджио Вазари
Ирина Баранчеева, Рим
25.10.2011
Летописец Возрождения

Джорджио Вазари вошел в историю мирового искусства не только как выдающийся архитектор и художник, но и благодаря своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», по которой во всех странах уже не одно столетие изучают историю эпохи Возрождения.

Вклад Вазари в культуру Италии трудно переоценить, и потому по случаю 500-летней годовщины со дня его рождения в Ареццо, его родном городе, и во Флоренции организованы выставки, которые раскрывают разные грани дарования этого самобытного таланта.

Художник, архитектор, сценограф, литератор и историк искусства, Джорджио Вазари родился в 1511 году в тосканском городе Ареццо. Совсем юным он начал посещать мастерскую французского художника Гульельма Марсилла, специализировавшегося в росписи витражей, но вскоре уехал во Флоренцию, где познакомился с Микеланждело и Андреа дель Сарто, которые оказали огромное влияние на становление молодого художника. Вазари считал Микеланждело «гением, способным во всех решительно искусствах и в любом мастерстве показать одним своим творчеством, каким совершенным может быть искусство рисунка». Впоследствии именно он сделал проект надгробия Микеланджело в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

1531 - 1536 годы Вазари проводит в Риме, где изучает античность и произведения Рафаэля и Микеланджело, которые очаровывают его. В последующие годы он путешествует в основном между Римом, Флоренцией и Венецией, выполняя различные заказы. В Венеции он выступает в роли сценографа и театрального архитектора, во Флоренции организует торжества в честь бракосочетания представителей правящего дома Медичи, которые в это время стараются породниться с членами австрийской королевской династии Габсбургов.

С 1540 года Вазари начинает собирать материал для «Жизнеописаний». Он работает над своим трудом десять лет – первое издание выходит в свет в 1550 году. Но Вазари не успокаивается на этом и в последующие годы много путешествует по Италии, чтобы дополнить документальные свидетельства для второй редакции книги, которая появляется в печати в 1568 году.

«Жизнеописания» Вазари необыкновенно интересны и ценны не только благодаря документальным источникам, но и объективности и честности оценок.

Через серию биографий, от Чимабуэ до Микеланджело, автор показывает, как тосканские художники способствовали возрождению классического искусства в Италии.

Недоброжелатели обвиняли Вазари в том, что он использовал расположение сильных мира сего для достижения собственных успехов. Действительно, у него было немало покровителей, хотя отношения с ними не всегда складывались просто. Большую роль в жизни художника сыграл великий герцог Козимо I де Медичи. В 1555 году он доверил Вазари работы по реконструкции и украшению палаццо Веккьо во Флоренции, который стал резиденцией герцога. Впоследствии Вазари будет поручено создать проект и руководить работами по строительству Уффици. Первоначально здание задумывалось как административное помещение, в котором должны были разместиться 13 министерств Великого герцогства Тосканского. Строительство было закончено уже после смерти Вазари, и только с конца XVIII века Уффици стали использовать как художественную галерею, ныне известную на весь мир.

Вазари принадлежит проект еще одного уникального строения во Флоренции – так называемого «коридора Вазари», прохода, который от Уффици ведет к палаццо Веккьо, а затем поверх моста Понте Веккьо, перекинутого через реку Арно, к дворцу Питти, где жила семья Медичи.

«Коридор Вазари» был построен для правителей Тосканы, которые хотели избежать проезда по шумным улицам городского центра, где их могли поджидать неприятные неожиданности.

А также, чтобы не пересекать Арно по старому мосту, на котором находились мясные лавки с неприятными для носа синьоров запахами.

В настоящее время «коридор Вазари» закрыт для публики в силу его узкого пространства. Счастливчики же, которым удается попасть туда, навсегда запоминают его тишину, открывающийся из окон великолепный вид на реку Арно и картины великих художников прошлого, от Рафаэля и Веласкеса до Рубенса, Рембранта, Тициана, входивших в коллекцию семьи Медичи, не говоря уже об автопортрете самого Джорджио Вазари.

Среди последних приобретений галереи Уффици, которая является владельцем «коридора» - автопортреты Марка Шагала и сицилийского художника Ренато Гуттузо. Сейчас активно обсуждается вопрос о том, как сделать «коридор Вазари» доступным для широкой публики, и по этому поводу уже подготовлен проект новой лоджии, которая будет служить выходом и рассредоточением туристических потоков.

Джорджио Вазари оставил после себя необыкновенно богатое художественное наследие. Его картины находятся в лучших музеях мира. Его фресками можно любоваться в Ватикане и в палаццо Веккьо во Флоренции. Ему же принадлежит внутренняя роспись купола знаменитого флорентийского собора. Вазари умер в Ареццо в 1574 году, оставив потомкам уникальный архив, где хранится его переписка с известными литераторами, а также с Медичи и Папами Римскими, на службе которых он состоял. Особый интерес представляют 17 неизданных писем Микеланжело.

Этот бесценный архив привлек к себе пристальное внимание общественности два года назад, когда в печати появилось сообщение о том, что нынешние владельцы братья Фестари собираются продать его «неизвестному русскому олигарху» за астрономическую цену - 150 миллионов евро.

Новость вызвала немалое изумление не только из-за суммы, но и самого факта, что архив Вазари попадет в руки иностранца. Это было тем более странно, что согласно декрету Министерства культуры Италии архив не может быть вывезен за пределы «Дома Вазари» в Ареццо. Тем не менее, несколько недель новость будоражила умы, и мэр Ареццо Джузеппе Фанфани даже обратился с письмом к Сильвио Берлускони, который в тот момент находился с официальным визитом в России, с просьбой повлиять на ситуацию и остановить продажу.

Римская прокуратура и полиция начали расследование по этому факту, опасаясь, что семья Фестари занимается махинациями, желая чрезмерно поднять цену на архив.

«Неизвестный русский олигарх», о котором итальянцы узнали только то, что «150 миллионов евро для него не деньги», бесследно испарился, а архив Вазари так и остался на своем месте. Недавно газеты сообщили, что Фестари, погрязшие в долгах, ведут-таки переговоры с богатыми покупателями, теперь уже в Америке. Хорошей новостью стало то, что сейчас архив сканируется и вскоре в компьютерной версии будет доступным для исследователей. Это еще одно благое дело в память о великом Джоджио Вазари, вписавшем свое имя золотыми буквами в историю мирового искусства.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Панджшер
28.10.2011 18:32
  Великолепен образ Вазари в повести М. А. Алданова "Бельведерский торс". Кто заинтересуется - рекомендую.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».