Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
"Ледокол" в воздухе

"Ледокол" в воздухе

Как Сталин перед войной отказался от ядерного оружия
Максим Кустов
28.07.2006

Поклонники версии о доверчивом Гитлере, якобы едва успевшем упредить коварное советское нападение, не подозревают о том, что в качестве одного из "доказательств" им предлагается некогда популярная теория итальянского генерала Дуэ о возможности выиграть войну силами стратегической авиации, опровергнутая самой боевой практикой еще шесть с лишним десятилетий назад…

Авианекдот

В потоке военно - исторической дезинформации, буквально обрушившегося на отечественного читателя в последние годы, особое место занимают творения Виктора Резуна (с поразительной душевной простотой избравшего псевдоним Суворов). Главное "открытие" Резуна буквально повторяет линию защиты германских подсудимых на Нюренбергском процессе – Гитлер 22 июня 1941 года лишь нанес превентивный удар, вовремя упредив наступление Красной Армии, которое якобы должно было начаться 6 июля 1941 года.

#comm#К сожалению, "открытие" это нашло своих сторонников и старательно тиражируется "резуноподражателями", не замечающих откровенной анекдотичности его "доказательств".#/comm#

Попробуем разобраться в приводимых творцом "ледокольной" версии аргументах. Поскольку приводит их авторов великое множество, рассматривать их следует последовательно.

Итак, одно из "доказательств" сформулировано во 2-й главе "Почему Сталин уничтожил свою стратегическую авиацию?" книги "День М: Когда началась Вторая мировая война?".

Само название главы буквально ошарашивает – оказывается, Сталин ее уничтожил?

А ведь, по Резуну "Сталин мог предотвратить войну. Одним росчерком пера". Вот, оказывается, как можно войну предотвратить.

Пять тысяч тонн на столицу агрессора

""При прочтении главы выясняется, что речь идет о тяжелом бомбардировщик ТБ-7 (на фото) (впоследствии был переименован в Пе-8). Резун приводит крайне лестные отзывы специалистов об этой и в самом деле замечательной машине, например, авиаконструктора В. Шаврова: "Выдающийся самолет. На ТБ-7 впервые, раньше, чем в США и Англии, были подняты пятитонные бомбы". (История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950. С. 162). И такие свидетельства Резун приводит во множестве. На этом основании делается потрясающий вывод:

"Имея тысячу неуязвимых ТБ-7, любое вторжение можно предотвратить. Для этого надо просто пригласить военные делегации определенных государств и в их присутствии где-то в заволжской степи высыпать со звенящих высот ПЯТЬ ТЫСЯЧ ТОНН БОМБ. И объяснить: к вам это отношения не имеет, это мы готовим сюрприз для столицы того государства, которое решится на нас напасть. Точность? Никакой точности. Откуда ей взяться? Высыпаем бомбы с головокружительных высот. Но отсутствие точности восполним повторными налетами. Каждый день по пять тысяч тонн на столицу агрессора, пока желаемого результата не достигнем, а потом и другим городам достанется. Пока противник до Москвы дойдет, знаете, что с его городами будет? В воздухе ТБ-7 почти неуязвимы, на земле противник их не достанет: наши базы далеко от границ и прикрыты, а стратегической авиации у наших вероятных противников нет... А теперь, господа, выпьем за вечный мир...

Так могли бы говорить сталинские дипломаты, если бы Советский Союз имел тысячу ТБ-7. Но Сталин от тысячи ТБ-7 отказался... Можно ли понять мотивы Сталина? Можно.

Если перевести тысячу ТБ-7 на язык шахмат, то это ситуация, когда можно объявить шах неприятельскому королю еще до начала игры, а если партнер решится начать игру, — ему можно объявить мат после первого хода.

Если пять тысяч тонн бомб, которые ТБ-7 могли доставить одним рейсом, перевести на язык современной стратегии, то это — ПЯТЬ КИЛОТОНН. Это уже терминология ядерного века. Если пяти килотонн недостаточно, то за два рейса можно доставить десять. А двадцать килотонн — это то, что без особой точности упало на Хиросиму.

Тысяча ТБ-7 — это как бы ядерная ракета, наведенная на столицу противника. Мощь такова, что для потенциального агрессора война теряет смысл.

Итак, одним росчерком сталинского пера под приказом о серийном выпуске ТБ-7 можно было предотвратить германское вторжение на советскую территорию".

Все очень просто, как апельсин. Построй СССР тысячу отличных дальних бомбардировщиков ТБ-7 – и он был бы неуязвим, германское вторжение было бы с гарантией предотвращено.

#comm#Один росчерк сталинского пера – и все, нет никакой немецкой угрозы.#/comm#

А он не построил, тиран противный, ограничившись выпуском нескольких десятков ТБ-7. (В СССР действительно предпочли основные усилия сосредоточить не на производстве дальних бомбардировщиков, а на изготовлении штурмовиков, истребителей, пикирующих бомбардировщиков – "авиации поля боя". Самый массовым советским самолётом времён Второй мировой войны стал штурмовик "Ил-2" - всего было изготовлено 36163 этих "летающих танков". Относительно скромные возможности советской АДД – авиации дальнего действия, также использовались прежде всего в интересах сухопутных войск. Время от времени АДД наносила удары по Берлину, Кенигсбергу, Данцину, Будапешту, Хельсинки, имевшие прежде все пропагандистское, морально-политическое значение).

Неуязвимых не бывает

""Проста логика двенадцатилетнего мальчика, не понимающего, почему нельзя построить самую большую в мире пушку и издалека перестрелять всех врагов, или спокойно разбомбить его с заоблачных, недоступных высот. Глупые же эти взрослые, до такой очевидной вещи не додумались.

Автор не допускает и мысли о том, что противник может не сидеть сложа руки, что он способен предпринять соответствующие меры противодействия, то есть начать создание высотного истребителя и мощных зенитных орудий, способных бороться с ТБ-7 на больших высотах.

Тезис о "неуязвимых" американских "невидимых" самолетах с успехом опровергли сербские зенитчики, о "неуязвимых" израильских танках "Меркава" - арабские террористы. Ну не бывает неуязвимой боевой техники на этом свете. Увы, эта аксиома относится и к нашей военной технике, к ТБ-7 в том числе.

Рассказывая о том, как успешно возили на ТБ-7 в Англию Молотова как о доказательстве "неуязвимости" самолета, Резун " забыл" рассказать, как во время войны гибли и от действий немцев, и в катастрофах экипажи этих и самом деле прекрасных машин.

Вот что сказано лишь об одном из налетов на Берлин (в ночь с 10 на 11 августа 1941 года) в мемуарах Главного маршала авиации А. Е. Голованова "Дальняя бомбардировочная...": "Девять ТБ-7 и девять ЕР-2 должны были нанести удар по Берлину, но по разным причинам до цели дошли только четыре ТБ-7 и три ЕР-2. На свой аэродром вернулся один самолет". Вот и вся "неуязвимость", которой на войне и быть не может. Как там у некремлевского мечтателя Резуна - "по пять тысяч тонн на столицу агрессора"?

#comm#А ежели агрессору это сильно не нравится и он стреляет? И лишь одна машина из восемнадцати возвращается на аэродром?#/comm#

Затем Резун, как бывший военный, должен бы понимать, что между понятиями "построить тысячу самолетов" и "послать тысячу самолетов одновременно в полет" существует огромная разница. Во-первых, в процессе освоения и эксплуатации летным составом новых машин какая-то часть из них неизбежно разобьется, придет в негодность. Во – вторых, определенный процент поступающих в ВВС самолетов придется выделить не для боевых, а исключительно для учебных целей. Без обеспечения летных училищ и запасных полков новой техникой обойтись в принципе невозможно, на чем же без этого летчики учиться будут? В- третьих, даже из находящихся в составе боевых летных полков машин определенная часть всегда по каким–то причинам находится в неисправном, "небоеготовом" состоянии. В- четвертых, самым анекдотичным из резуновских рассуждений является тезис о возможности заветную тысячу самолетов посылать на вражескую столицу каждый день.

Попробуйте представить себе экипаж, способный каждый день (на самом деле каждую ночь) летать с территории СССР на Берлин. Да ведь это люди, а не роботы железные. Да и у тех от такой невероятной нагрузки блоки бы расплавились.

В реальности 1941 года каждый такой полет был подвигом, за один такой вылет по приказу Сталина каждому члену экипажа две тысячи рублей выплачивали, за несколько звание Героя присваивали. Полетав по-резуновски – каждый день в течении трех месяцев, можно было бы Золотыми Звездами всю грудь заполнить.

Таким образом, для того, чтобы резуновская тысяча ТБ-7 одновременно поднялась в воздух и доставила к цели, в данном случае в Германию, пять килотонн, произвести надо было бы гораздо больше тысячи самолетов такого типа, подготовить несколько тысяч сменных экипажей.

Но, допустим, в СССР пошли на это. Разумеется, в ущерб выпуску других типов самолетов: штурмовиков, истребителей, пикирующих бомбардировщиков. Создав тысячи ТБ-7 ( чрезвычайно сложных в производстве) за счет не построенных самолетов других типов, например, штурмовиков Ил-2, способных оказать сиюминутную помощь наземным войскам, или истребителей Яковлева и Лавочкина. Ценой огромных затрат получили возможность доставить разом заветные 5 килотонн в Германию и сбросить их там.

И что в результате – германская промышленность развалится, вермахт без техники и боеприпасов останется, Гитлер резко возжаждет мира?

Да ничего подобного. Ведь англо-американцы и без нас несколько лет с нарастающей силой подвергали Германию таким сверхмассированным бомбардировкам, на фоне которых резуновские 5 килотонн легкими щелчками кажутся.

Овчинка выделки не стоила

"""В 1942 году главным новым событием стали рейды "1000 бомбардировщиков", которые получили широкое одобрение, …удалось … в ночь на 30 мая послать на Кельн 1046 бомбардировщиков. В результате этого налета было опустошено 600 акров площади города (гораздо больше, чем за 1346 вылетов против Кельна в предшествующие десять месяцев)…. 956 самолетов — были направлены на более трудный объект — Эссен… 26 июня 904 бомбардировщика, в том числе 102 из Берегового командования, атаковали крупный порт Бремен и авиационный завод фирмы "Фокке-Вульф" - писал английский историк Лиддел Гарт в своем фундаментальном исследовании. "Вторая мировая война".

И что же из всего этого получилось? Чего добились тысячи английских бомбардировщиков? А вот чего. "Однако при ретроспективном рассмотрении становится ясно, что результаты английских бомбардировок значительно преувеличивались. В действительности же ущерб, нанесенный германской промышленности, оказался ничтожным. В 1942 году производство вооружения в Германии увеличилось почти на 50%. Нефтеперерабатывающая промышленность, самое слабое звено Германии, почти не пострадала, а выпуск самолетов резко возрос" - констатировал британский историк. "Хотя мы постепенно и добились столь необходимой нам точности попадания в ночных условиях, военная промышленность Германии и моральная сила сопротивления ее гражданского населения бомбардировками 1942 года сломлены не были. Мы недооценили силу немецкого народа" - заявил по этому поводу Уинстон Черчилль. Как же так – бросают на один объект бомбы то 1046, то 956, то 904 стратегических бомбардировщика, а ущерб немецкой промышленности, уверенно наращивающей выпуск военной продукции, оказывается ничтожным?

Да ведь, согласно Резуну, эта самая тысяча дальних бомбардировщиков – панацея от всех бед, "пока противник до Москвы дойдет, что с его городами будет?". Известно что - германские города будут гореть и разрушаться, а выпуск продукции нарастать, вермахт будет воевать. Именно так обстояли дела во время второй мировой войны.

Бомбежки 1942 года – еще разминка по сравнению с тем воздушным Апокалипсисом, который англосаксы устраивали в Германии в 1943-1945 годах.

Вот как тот же Лиддел Гарт описывал так называемую "битву за Берлин": "Эта битва продолжалась с ноября 1943 года по март 1944 года. Ее поощрял Черчилль. На столицу Германии было совершено 16 крупных налетов, а также 12 налетов на другие важные [633] объекты, в том числе на Штутгарт, Франкфурт и Лейпциг. Всего было сделано более 20 тыс. самолето-вылетов… Ни Германия, ни Берлин не были поставлены на колени, а потери англичан настолько возросли, что пришлось прекратить налеты. Потери достигли 5,2%, а ущерб от бомбардировок не шел ни в какое сравнение с ущербом, причиненным Гамбургу или Эссену. Моральный дух летчиков бомбардировочной авиации резко упал, да и не удивительно, поскольку англичане потеряли 1047 бомбардировщиков, а 1682 самолета получили повреждения".

#comm#По Резуну, для ударов по Берлину и полной безопасности СССР было достаточно тысячи дальних бомбардировщиков. В реальности англичане только за несколько месяцев потеряли над столицей рейха 1047 машин (!), да еще 1682 году были повреждены, но "ни Германия, ни Берлин не были поставлены на колени".#/comm#

При этом авиация союзников ни в 1943 году, ни в какие-либо другие годы отнюдь не ограничивалась бомбардировками одного только Берлина. "Среди многочисленных налетов этого периода войны особенно выделяется массированный многодневный налет трех тысяч бомбардировщиков на Гамбург в конце июля — начале августа 1943 года. В течение 9 дней было совершено 4 ночных, 3 дневных и множество беспокоящих налетов. Было сброшено 9 тыс. различных бомб, главным образом легких зажигательных, и тяжелых воздушных мин, предназначенных для разрушения целых кварталов. Как и все налеты на города, это был открытый террористический налет, имевший целью произвести как можно больше разрушений в густо застроенных жилых районах. Этот "звездный налет" английских ВВС на миллионный город, стоивший ему 40 тыс. человеческих жизней и уничтоживший 4/5 всей жилой площади, означал как для наступающих, так и для обороняющихся, что в воздушной войне произошел значительный сдвиг" - вспоминал немецкий генерал-майор пожарной охраны Ганс Румпф. (Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых).

А как английский историк Фуллер описал совместные англо-американские бомбардировки Дрездена, начавшиеся 13 февраля 1945 года: "В первую ночь 800 английских бомбардировщиков сбросили 650 тыс. зажигательных бомб вперемежку с четырех- и двухтонными фугасными бомбами. На следующий день американцы предприняли налет на город армадой, насчитывавшей 1350 бомбардировщиков и 900 истребителей сопровождения, и повторили его еще раз 15 февраля 1100 бомбардировщиками. В это время город был наводнен тысячами беженцев, пытавшихся спастись от армий маршала Конева. Началась ужасная кровавая бойня: 25 тыс. человек было убито, 30 тыс. ранено, центральная часть города на площади 15 км. была совершенно разрушена, 27 тыс. жилых домов, 7 тыс. административных зданий превратились в развалины".

И это лишь эпизоды, пусть значительные, из гигантской воздушной войны, которую ВВС Великобритании и США вели против Германии. Как раз по Резуну и даже круче – не тысячами, а десятками тысяч дальних бомбардировщиков. А результативность ее - более чем спорная. И не то, что пяти, а десятитонные бомбы сбрасывали. И свой малоуязвимый самолет – бомбардировщик "Москито" - у англичан был, не говоря уже о знаменитых американских "летающих крепостях" Б-17 и многих хороших самолетах других типов.

Построй СССР вдобавок к американским и английским десяткам тысяч (одних "крепостей" американцы свыше 12 тысяч произвели) дальних бомбардировщиков свою тысячу ТБ-7, сбрось на Гамбург или Берлин свои тысячи тонн вдобавок – это лишь добавило бы развалин в этих и без того разрушенных городах. Разве что на несколько процентов увеличился бы малорезультативный бомбовый дождь, падающий на Германию. Ценой отсутствия над линией советско-германского фронта тысяч штурмовиков, истребителей и пикировщиков, создатели коих трудились бы над изготовлением тысячи ТБ-7.

Да ведь рисуя красочную картину воздушного сокрушения агрессора, Резун всего лишь популярную до начала второй мировой войны доктрину итальянского генерала Дуэ пересказывал. Очень убедительно она тогда воспринималась. Одна беда – вторая мировая война показала ее полную несостоятельность. Да и не только она. Сколько килотонн американцы, например, на Северный Вьетнам сбросили?

А результат все тот же, как и в Германии –города в развалинах, деревни сгорают дотла, но на юг год за годом по "тропе Хо Ши Мина" движется поток подкреплений, оружия и боеприпасов…

Можно лишь удивляться человеческой способности воспринимать самую завиральную теорию, лишь бы она сопровождалась эффектным оформлением.

Нет, наверное, в России интересующегося историей второй мировой войны человека, не знающего о том, как почти безрезультатно несколько лет утюжили германские города англо - американцы. Но кто-нибудь из таких людей обязательно "купится" на сказку о том, что можно было что-то принципиально изменить, самим пойдя по этому ничего не давшему пути. Хочется и взрослым верить в чудо-оружие, владея которым можно ничего не бояться, остается лишь предлагать потенциальному противнику - "выпьем за вечный мир".

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.