Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
«Хочу умереть бедным человеком, передаю свою коллекцию России…»

«Хочу умереть бедным человеком, передаю свою коллекцию России…»

Беседа с князем Н.Д. Лобановым-Ростовским, известным коллекционером
28.04.2020
«Хочу умереть бедным человеком, передаю свою коллекцию России…»

Одним из событий IV МКФ «Семнадцать мгновений» им.Вячеслава Тихонова в Павловском Посаде было участие в нем известного коллекционера театральной живописи, сына русских эмигрантов, князя Никиты Лобанова-Ростовского, живущего в Лондоне. В фойе ДК «Павлово-Покровский» была развернута просветительская выставка из репродукций личной коллекции князя (Бенуа, Бакст, Малевич и др.) Никита Дмитриевич лично открыл выставку и активно пообщался с публикой, ответив на вопросы зрителей. Также в документальной программе «Историческое единство России» был показан фильм продюсера фестиваля Николая Вороновского «Князь Лобанов-Ростовский. Дорога домой».

Лобанов-Ростовский – гражданин США, геолог, банкир и выдающийся коллекционер, собиратель театрально-декорационного русского искусства первой трети XX века, в частности, эскизов к «Русским сезонам» Дягилева. Окончил Оксфорд, получил степень магистра – геологии в Колумбийском университете и банковского дела – в Нью-Йоркском. Занимался разведкой нефти в Патагонии, поисками ртути на Аляске, алмазными разработками в пустыне Калахари. Работал в «Кемикал Банк», был вице-президентом International Resources and Finance Bank, советником «Де Бирс».

В последние годы – активная фигура в русской диаспоре, сторонник объединения русских, проживающих вне России. Но самым торжественным днем для себя считает тот, когда в 1967 году музей Метрополитен в Нью-Йорке устроил выставку его коллекции русского искусства. Русский аристократ, вместе с первой женой Ниной, дочерью французского посланника в ООН, несколько десятков лет занимался собиранием коллекции, в составе которой насчитывается более тысячи работ почти двухсот художников. Достижения Никиты Лобанова-Ростовского в деле восстановления российского наследия неоценимы.

Князь проводил выставки в России, участвовал в создании Музея личных коллекций при ГМИИ им. А.С. Пушкина, начиная с 1970-х, когда стал бывать в стране по делам банков, подарил российским музеям десятки произведений искусства. Большую часть его коллекции – 900 картин, благодаря фонду «Константиновский», сегодня можно видеть в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. Значительные дары переданы Дому русского зарубежья. За особые заслуги перед Отечеством решением Президента в 2010 году князь был удостоен российского гражданства.

Н.Д. Лобанов-Ростовский ответил на вопросы «Столетия».

Никита Дмитриевич, ваша коллекция театральной живописи хранится в петербургском музее, почему выбрали этот город?

– Сегодня мало кто знает, что место возле Исаакиевского собора принадлежало старейшей княжеской династии Лобановых-Ростовских, моих предков. Большой дом со львами, который Александр Бенуа изобразил в иллюстрациях к пушкинскому «Медному всаднику», князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский заказал архитектору Монферрану, когда тот строил Исаакиевский собор. Познакомились они случайно, на улице, и обо всем договорились. Благодаря рисункам Бенуа дом стал очень известным, часть этих рисунков есть в моей коллекции, чем очень горжусь. Может, звучит предвзято, но в Петербурге чувствую себя дома.

Что вы могли бы сказать о своих предках?

– Лобановы-Ростовские принадлежат к Рюриковичам – династии, которая царила с XV века до смутных времен, то есть, до Романовых. Князьями они были по статусу, а не по заслугам, и этим русская аристократия отличается от западной. Известному деятелю Русского собрания, князю Алексею Николаевичу Лобанову-Ростовскому прихожусь внучатым племянником. Мой дед по материнской линии Вырубовых был товарищем министра у князя Львова в первом Временном правительстве, но продержались они недолго. Дед по отцу – князь Иван Николаевич с сыновьями нелегально выехал из Советской России в 1919-м. Семейство обосновалось в Болгарии, потому что там была монархия, и правил царь Борис. В соборе Александра Невского в Софии по воскресеньям пел оперный хор, а дед больше всего на свете любил музыку. Покидая Россию, он взял с собой только скрипку Страдивари.

Мои родители – Дмитрий Иванович и Ирина Васильевна, урожденная Вырубова, родился я 6 января 1935 года в Софии. В 1946 году, после ввода в Болгарию советских войск, наша семья при попытке пересечь греческую границу была арестована. Мне было одиннадцать лет, и сидел я отдельно от родителей. Из-за недоедания заболел, и меня перевели в тюрьму для уголовников, где кормили получше. Пока ждал перевода, зарабатывал на хлеб тем, что чистил сапоги «товарищам», собирал окурки, и табак из них продавал цыганам. Научился воровать, а одеждой мне служил мешок из-под лука, я прорезал в нем отверстия для рук и головы. Из заключения нас освободили через год, но отца тут же схватили болгарские органы госбезопасности и расстреляли в лагере смертников около Пазарджика, об этом я смог узнать только в 1992 году. На всю жизнь у меня сохранилась ненависть к тоталитарному режиму.

Моя мать умерла от рака, когда мне был 21 год. Мы тогда были уже в Париже, куда нам помог перебраться брат матери, бывший одним из приближенных генерала де Голля. Благодаря стипендии организации, поддерживающей беженцев, я поступил на геофак Оксфордского университета. Продолжил учебу в университетах США. Работал в банках Нью-Йорка, Сан-Франциско, Ближнего Востока, Африки, Лондона.

Как вы начали собирать коллекцию?

– Именно в Лондоне, когда поступил в Оксфорд, я попал на выставку дягилевских «Русских сезонов» и увидел живопись Бенуа, Бакста, Гончаровой, Ларионова, мне захотелось иметь такие картины у себя дома. Из историй известных коллекционеров я знал, что искусство следует искать там, где оно создавалось, и не иметь дел с посредниками. Бывая по делам банка во Франции, Испании, Греции, Италии, я встречался с потомками русских художников, которым нравилось мое желание пропагандировать русское искусство. Мы с женой побывали в семьях Бенуа, Добужинского, Ларионова, Гончаровой, Судейкина, Экстер, когда на Западе их никто не знал. Кое-что нам дарили, но, в основном, мы покупали работы за небольшие деньги. И выбор всегда был за нами. Вот почему специалисты по русскому искусству считают, что сегодня такую коллекцию не составишь, даже имея большие деньги. Один пример: когда в 1962 году мы хотели подарить несколько работ Александры Экстер филадельфийскому музею, нас поблагодарили и сказали, что такого художника не знают. Спустя 20 лет на аукционе Sotheby's картина Экстер была продана более чем за миллион долларов. 

Известно, что ваши деловые контакты с Советским Союзом начались в 70-х, а когда вас узнали как коллекционера?

– В 1984 году, когда отмечалось 50-летие дипломатических отношений между СССР и США, в «Огоньке» появилась первая статья о моей коллекции и была устроена выставка. Спустя десять лет Министерство культуры РФ намеревалось купить часть работ из нашего собрания для Музея личных коллекций, но не сложилось. Не согласились мы и на другие, более выгодные предложения, а все потому, что не просто копили картины, а стремились воссоздать историю развития русского театрального дизайна периода расцвета (1880 – 1930). Нельзя было разбазаривать то, что создавалось годами. 

На Западе ничего не знали об этих художниках, в СССР нельзя было писать о «мирискусниках». О Бенуа впервые написали в некрологе в 1960 году.
Благодаря нашим выставкам в музеях мира иностранцы открыли для себя русское искусство. Цены на него за все эти годы выросли в десятки раз, и, в основном, потому что оно попало в сферу интересов Sotheby's. 
А я никогда не был более счастлив, чем сейчас, потому что всю жизнь зарабатывал деньги, а сейчас у меня период общественной деятельности. Расстаюсь со своим состоянием, хочу умереть бедным человеком, передаю свою коллекцию российским музеям. Мое меценатство – это благодарность России за то, что она дала мне таких прославленных предков. В театральном музее в Петербурге под мои эскизы отдан целый этаж

Почему все-таки именно театральная живопись?

– Потому что в России, в отличие от других стран, она создавалась самыми знаменитыми живописцами. Когда Дягилев первый раз привез труппу на Запад, художники заметили у публики огромный интерес к театральной живописи, и все, начиная с Пикассо, начали работать на театр. Серебряный век объединил в себе замечательную русскую музыку, балет и уникальную театральную живопись, которая была ведущей в то время. Огромен ее вклад в мировую живопись, точнее сказать, это вклад России в мировую культуру начала XX века. По эскизам, которые можно увидеть на выставке, были восстановлены спектакли Дягилева «Шахерезада» и «Петрушка», я рад, что традиции русского театра продолжились. Авангардное искусство – моя страсть.

Какой экспонат вашей коллекции наиболее дорог вам?

– Эскиз Бакста к «Шахерезаде». Художник произвёл настоящую революцию в театральных декорациях и вошёл в историю как сценограф знаменитых дягилевских спектаклей – «Клеопатра» и «Жар-птица», «Нарцисс» и «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и «Дафнис и Хлоя». Бакст был чувствителен к женским образам, и изобразил Шахерезаду очень чувственной.

Что могли бы сказать о современном искусстве России о живописи, о музыке?

– Считаю, что оно занимает свое достойное место, но почти уверен, что не оставит серьезного следа в мировой культуре. Возьмем Сергея Рахманинова, он употреблял в своих композициях наибольшее сочетание нот, другого такого композитора в России пока не знаю. Сегодняшняя музыка демонстрирует нищету слов и нот, такая же нищета в живописи. Немухин, Оскар Рабин – они интересны, но вторичны, к слову сказать, Рабина я знал лично. С нынешней «культурной» ситуацией в России справиться невозможно. Вкус масс низок, высокое искусство не востребовано, телевидение ужасно.

Как вы считаете, остались ли аристократы в России, что вообще означает для вас это понятие?

– Огромную ответственность. Сейчас живу в Лондоне, но своей родиной считаю Россию, и мне хочется, чтобы жизнь здесь наконец нормализовалась. Я болею за Россию, как это ни странно звучит. Мои предки строили Российскую империю, и я чувствую перед ними ответственность за страну.

Как англичане относятся к русским, их так много уехало за рубеж?

– За последние 20 лет отношение сильно ухудшилось. Негатив возникает потому, что «новые русские» приехали с огромными крадеными состояниями и начали скупать центр Лондона, то есть, теснить местных богачей. И вместо того, чтобы беречь деньги, они их проматывают, устраивая разводы, привлекающие всеобщее внимание. Нет дня, чтобы в лондонских газетах нельзя было прочесть о громком разводе какого-нибудь олигарха. Их бывшие жены получают огромные суммы, например, один млрд сто тыс фунтов, и англичане тут же подсчитывают в уме, какое же количество денег нужно было украсть в России, чтобы приехать в Англию, скупить недвижимость и устроить скандальный развод с дележом имущества?! Вот это и порождает негативное отношение к русским. Назовите это завистью или недоброжелательством, но отношения это не улучшит. Насколько знаю, такова же ситуация и во Франции.

Как часто бываете в России?

– Раза четыре в год, и все мои поездки сопровождаются общественной деятельностью.

Какое место в вашей жизни занимает чувство юмора?

– Кардинальное. Если бы я не дружил с юмором, наверное, уже давно бы умер.

Если бы вас спросили: что ждет Россию во времена всеобщего кризиса?

– В ближайшее пять лет, точно, ничего хорошего – из-за санкций в Россию не хотят вкладывать, а своего капитала оказалось маловато. При этом Россия – самая богатая страна по ресурсам, а народ живет за чертой бедности. Но, по счастью, я совершенно точно знаю, что через 20 лет Россия будет единственной страной в мире, где белое православное население будет говорить на русском, а не арабском языке.

Не было желания вернуться в Россию навсегда?

– Никогда. Законодательная власть здесь не является для граждан щитом от правительства, а когда вы не защищены законом, это неудобно.

Также меня очень огорчает, что Россия сегодня не сплочена.

Расскажите о каком-нибудь ярком впечатлении, связанном с Россией.

– Мне довелось быть свидетелем того, как Президент России посетил кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем и возложил венки на могилы Ивана Бунина и Вики Оболенской, героини Сопротивления. Затем он остановился перед могилами тех, кого принято называть белогвардейцами, и произнес: «Мы – дети одной матери-России, и для нас настало время объединяться!..»


Беседу вела Нина Катаева

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.