Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
«Хочу быть Бальтерманцем!»

«Хочу быть Бальтерманцем!»

К 100-летию известного советского фотохудожника
Валерий Бурт
14.05.2012
«Хочу быть Бальтерманцем!»

Он снимал простых и знаменитых людей. Делал портреты для выставок и создавал репортажи для газет и журналов. И совсем немного не дожил до крушения СССР, летопись которого создавал ровно полстолетия.

В официальной биографии Бальтерманца есть одна странность, вернее, недосказанность. В ней говорится, что его первый фоторепортаж был опубликован в «Известиях» летом 1940 года. Но обычно стажерам-журналистам дают несложные задачи, а тут все оказалось наоборот. Дмитрию сразу поручили запечатлеть… «освободительный поход» Красной армии в Западную Украину!

Фотографией Дмитрий увлекался с детства, однако прежде чем основательно заняться любимым делом, успел закончить механико-математический факультет МГУ и поработать преподавателем в военной академии.

Почему же так рисковала редакция, посылая на столь ответственную политическую съемку дебютанта? Неужели в «Известиях» были настолько уверены в его способностях?

Ответов на эти вопросы нет. Зато последующий ход событий подтвердил выбор известинцев – вскоре все в полной мере сумели оценить способности вчерашнего математика. В летописи Великой Отечественной - сотни снимков Бальтерманца. На них - солдаты и генералы, страдания людей, эпизоды боев. Многие так ярки и достоверны, поскольку добыты дорогой ценой - каждый кадр на войне мог стать последним.

А как не вспомнить трагический шедевр Дмитрия Николаевича - «Горе»! Поразительно, но фотографию, запечатлевшую потрясенных людей, разыскивающих своих родных среди лежащих на земле трупов, показали в Советском Союзе лишь в 1975 году - к 30-летию Победы. И то это произошло благодаря итальянскому коллеге Бальтерманца Кайо Гарруба. Он тщательно просмотрел архив Дмитрия Николаевича и извлек оттуда кадр, которому суждено было стать знаменитым на весь мир.

Может показаться удивительным, что фотохудожник не заметил собственного шедевра. Впрочем, если немного поразмыслить, этот факт не покажется таким уж странным. В архиве Бальтерманца хранилось несметное количество пленок, и досконально изучить все их он до конца дней своих так и не успел…

Во время войны он не только снимал, но и ходил в атаку с автоматом в руках, был ранен, лежал в госпитале. А однажды произошел случай, обернувшийся тяжкими последствиями. Причем угроза исходила вовсе не от вражеских мин и снарядов…

В апреле 1942-го Бальтерманц привез в редакцию «Известий» снимок искореженных в бою бронемашин. Снимок отретушировали, пририсовали густой дым и поставили в номер, снабдив лаконичной подписью: «Западный фронт. Бесславный конец фашистских танков, пытавшихся прорвать наш передний край на одном из участков фронта».

Этот, один из множества военных снимков спецкора «Известий», и оказался опасным для автора. Дело в том, что на снимке были не немецкие танки, а… наши, точнее, английские. «Матильды» - так они назывались – были присланы в СССР в рамках военной помощи союзников. К несчастью, об этой ошибке узнали на самом верху. Начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Георгий Александров написал докладную записку Секретарю ЦК партии Александру Щербакову, который и поручил провести расследование. Его результат оказалось жестким: фотокорреспондента из капитанов разжаловали в рядовые и отправили в штрафной батальон под шквал немецкого огня. Едва ли не в первом бою Бальтерманц получил тяжелое ранение, грозившее ампутацией ноги. Но – обошлось...

Обратно в «Известия» его не взяли. Но вряд ли когда фотокорреспондент жалел об этом.

…Полистайте подшивки «Огонька» сороковых-семидесятых годов. Со страниц журналов смотрят на читателей передовики труда, студенты, артисты, воины, матери, спортсмены. Какие удивительные, вдохновенные у них лица! Это ли не суть «той эпохи»? Символ сильной и заботливой Родины, где «за столом никто у нас не лишний»?

Бальтерманц – не фамилия, а символ профессии, как считают многие - оставил фотогалерею шести (!) генсеков – от Сталина до Горбачева.

Слава Богу, ни один из них не высказал недовольства собственным изображением, иначе не сносить бы автору головы. В связи с этим вспоминается случай иного рода, происшедший с коллегой Бальтерманца - фотокорреспондентом ТАСС Вадимом Ковригиным.

Снимок, венчавший обложку мартовского номера «Огонька» за 1950 год, запечатлел Сталина, пришедшего на избирательный участок. Только выглядел вождь непривычно крепким и моложавым, хотя в то время ему шел уже 71-й год.

Такие «чудеса» произошли с ликом вождя после специальной обработки. Ковригин сделал неудачный снимок: тень от фуражки закрыла лицо Сталина. Пришлось сделать фотомонтаж, использовав другое изображение, затем постарались ретушеры. Все, может, и обошлось бы, но об этих манипуляциях бдительные товарищи донесли «куда следует».

Ковригину предъявили стандартное обвинение во «вредительстве». Однако фотографу повезло – в комнате следователя висело изображение вождя, сделанное Ковригиным.

- Это мое фото! - воскликнул в отчаянии фотограф.

- Врешь! Жизнь свою спасаешь! – нахмурил брови чекист.

Но он оказался человеком добросовестным - проверил. Последовало подтверждение: автор фотографии, действительно, товарищ Ковригин.

Это и спасло его от тюрьмы. Вадим Владимирович отделался двухлетней ссылкой в Казахстан. Но уже никогда – до самой смерти в 1962 году – не приближался с фотоаппаратом к представителям власти…

Бальтерманц же не давал повода для упреков – советские вожди на его снимках получались вполне человечными и даже симпатичными. На фотографиях Дмитрия Николаевича застыли помпезный Буденный, зловещий Берия, самодовольный Хрущев, расплывшийся в улыбке Брежнев, немощный Черненко...

Достоинства Бальтерманца - моментальная реакция, умение виртуозно и точно– образование-то математическое! - остановить сверкнувшее мгновение. Наградой ему были не только многочисленные призы на престижных вернисажах, но и всенародное признание.

Фотографии Дмитрия Николаевича, вырезанные из журналов, становились украшением скромных жилищ советских тружеников.

В потертом кофре Бальтерманца «хранились» и интуиция, и чувство перспективы, и, разумеется, высочайшее мастерство. Эти достоинства проявлялись – символичный глагол для мастера фотографии - во всех сюжетах, которые он снимал: будь-то суровые воины или забавные малыши, суровая сибирская тайга или искрящийся речной поток…

Невольно напрашивается сравнение Бальтерманца с диктором Юрием Левитаном. Последний сообщал о великих военных и трудовых победах, а фотокорреспондент их тщательно фиксировал. Оба действовали вдохновенно и виртуозно.

Глядя на снимки Бальтерманца кажется, что он снимал свободно, словно не возвышались за его спиной бдительные цензоры и непреклонные редакторы. Впрочем, немалые заслуги и всесоюзная известность мэтра позволяли, вероятно, «раздвигать» горизонты сюжетов. Поговаривали даже о его особых отношениях с Кремлем.

Но это лишь слухи. Зато есть непререкаемые факты. Дмитрия Николаевича уважали и ценили классики зарубежной фотографии: Анри Картье-Брессон, Джозеф Куделка, Марк Рибу, Робер Дуано…

Он стал звездой и долго пребывал в сиянии славы. «Хочу работать в «Огоньке» и быть Бальтерманцем!» – эту мечту озвучил простой фотограф Орешников, персонаж Евгения Леонова в фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Наверное, о том же мечтали многие.

Бальтерманц привлекал не только творчеством, но и внешними данными. Седой, импозантный, с застывшей во взгляде легкой иронией, он даже в преклонные годы останавливал или, выражаясь профессиональным языком фотографа, запечатлевал внимание женщин.

Жаль, что Дмитрий Николаевич не оставил мемуары, ибо повидал он немало. Но зато оставил воспоминания иного рода – черно-белую и цветную летопись жизни. К тому же, фотофакты - куда достовернее слов…

Он ушел из жизни вовсе не глубоким стариком: 78 лет нынче - вполне «переживаемый» возраст - не ведая, что крушение Советского Союза, который он воспевал своим объективом целых полвека, уже не горами.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..