Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Караваджо: гений-злодей

Караваджо: гений-злодей

Италия широко отмечает 400-летие со дня смерти своего великого соотечественника
Ирина Баранчеева, Рим
19.08.2010
Караваджо: гений-злодей

Микеланджело Меризи вошел в историю искусства по имени его родного городка – Караваджо. В крупнейших музеях страны проходят ретроспективные выставки работ художника, а также документальных материалов, рассказывающих о его яркой, полной приключений жизни.

В тосканском городке Порто Эрколе, где скончался Караваджо, можно увидеть даже стеклянную урну с прахом художника. Кости были взяты с местного кладбища и подвергнуты тщательному анализу. Сравнив их генетический код с тем, который был получен у некоторых мужчин из городка Караваджо, носящих фамилию Меризи и обнаружив в них высокое содержание свинца и ртути, которые в XVII веке в изобилии использовали художники для приготовления красок, ученые пришли к заключению, что это, судя по всему, бренные останки мастера, судьба которого и четыре столетия спустя после смерти не перестает бередить воображение его биографов.

Как ни к кому другому в истории мирового искусства, пожалуй, применима к нему пушкинская дилемма: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Или… все-таки совместные?

Судьба Караваджо, оказавшего сильное влияние на художников последующих эпох, кажется, могла бы свидетельствовать о последнем…

Микеланджело Меризи родился в 1571 году предположительно в Милане, где его отец, каменщик Фермо Меризи состоял на службе у герцога Франческо Сфорца. Но в 1576 году во время эпидемии чумы семья вернулась в свой родной городок Караваджо, находящийся в пятидесяти километрах от Милана, и детские и отроческие годы будущего «проклятого гения» прошли именно там.

В Милан тринадцатилетний Микеланджело Меризи вернулся в 1584 году, чтобы стать учеником маэстро Симоне Петерцано, который посвятил его в тайны искусства. Один из первых биографов Караваджо Джулио Манчини замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава». В 1588 году он покидает Милан и направляется в Венецию, и за этим поспешным отъездом иные биографы угадывают драматические факты: предположительно Караваджо ранил или убил кого-то на дуэли и больше не мог оставаться в городе.

Самый плодотворный период творчества художника, без сомнения, связан с Римом, где он появляется в 1592 году. Вначале Караваджо работает для некоторых известных художников, рисуя натюрморты или заканчивая декоративные детали на больших картинах, однако вскоре благодаря своей исключительной одаренности он обращает на себя внимание богатых и высокопоставленных заказчиков, добивается известности и успеха. Его покровителем становится кардинал Франческо Мария Дель Монте, интеллектуал, не чуждый, несмотря на духовный сан, светским интересам. Благодаря ему Караваджо выполняет свой первый большой заказ – серию картин из жизни апостола Матфея для церкви Сан-Луиджи дей Франчези. За ним следуют два шедевра мастера – «Распятие св. Петра» и «Обращение Савла», предназначенные для церкви Санта-Мария дель Пополо.

В историю искусства Караваджо вошел как революционер света и пространства, организовавший их на своих полотнах совершенно особенным образом. Доминирующий черный фон его работ с ярко освещенными, как будто выступающими на поверхность фигурами позволил некоторым историкам искусства выдвинуть довольно смелую версию о том, что художник использовал для создания своих картин технику фотографии, еще не изобретенной, но уже предсказанной Леонардо да Винчи. Артист превратил свою мастерскую в огромную «камеру обскура». Его модели освещались светом, струившимся из отверстия на потолке, и образы проецировались на полотно с помощью увеличительного стекла и зеркала. Холсты Караваджо содержат соли ртути, таким образом, его картины в некотором смысле напоминают примитивные фотопленки. Эту версию мог бы подтвердить и тот факт, что маэстро не оставил подготовительных эскизов к большим картинам, без которых не мог обойтись в то время ни один художник.

Неужели гениальный Караваджо был первым в мире фотографом? Это еще один ребус, который он оставил нам разгадать.

Несмотря на множество заказов, успехи и славу, Караваджо, как любому выдающемуся художнику, опередившему свое время, пришлось столкнуться с непониманием. Многие его картины на религиозные сюжеты, заказанные высшими духовными прелатами для римских церквей, были отвергнуты из-за слишком большого «натурализма», поскольку в образах святых мастер часто изображал людей из народа.

По мере того, как росла его слава, все сильнее проявлялся агрессивный, неуживчивый и вспыльчивый характер Караваджо, его ссоры подчас заканчивались драками и дуэлями. Его пребывания в тюрьме Тор ди Нона были довольно частыми, но настоящая трагедия разыгралась в 1606 году, когда во время ссоры он убил некоего Рануччио Томмазони и вынужден был бежать из Рима. Судебный вердикт был суров: художник приговаривался к обезглавливанию и смертную казнь мог привести в исполнение любой, кто узнает его на улице.

Последние четыре года своей короткой, но весьма бурной жизни Караваджо провел в скитаниях. Год он прожил Неаполе, затем переехал на остров Мальта, где был встречен с почестями и даже принят в ряды кавалеров известного Ордена. Для собора Валлетты в 1608 году артист создал один из своих шедевров – «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя». В тот период, потрясенный смертным приговором, вынесенным в Риме, он начинает рисовать на своих полотнах обезглавленных персонажей библейской истории, в чертах которых угадывается смутное сходство с ним самим.

Этот человек, одаренный исключительным талантом в искусстве, был одновременно сам своим злейшим врагом из-за несдержанного и грубого нрава.

В Валлетте он поссорился с одним из кавалеров Мальтийского ордена, старшим по рангу, и был брошен в тюрьму, откуда ему каким-то чудом удалось бежать и скрыться на соседней Сицилии. Опасаясь мести, Караваджо постоянно перемещается из одного города в другой, а затем отплывает в Неаполь, где в 1609 года на него нападают посланцы мальтийских кавалеров. Одновременно влиятельные друзья художника хлопотали об отмене ему смертной казни. Караваджо уже направлялся в Рим, когда в портовом тосканском городке Порто Эрколе его настигла преждевременная смерть. Ему было всего 38 лет, и внезапная кончина также оставила загадку – последовала она ли по причине болезни, как принято считать, или к этому приложили руку его враги?

Миф о полной приключений и противоречий жизни Караваджо продолжает жить до сих пор, и тайна, окутывавшая ее, мистическим образом перешла на работы художника. Самой большой загадкой для Италии остается судьба полотна «Рождество со святыми Лаврентием и Франциском», которое было украдено в 1969 году из церкви Сан-Лоренцо в Палермо. Многие арестованные и раскаявшиеся члены сицилийской мафии признались, что кража - дело рук могущественной криминальной организации.

Картину хотели обменять на освобождение из тюрьмы некоторых крупных мафиози, но переговоры между мафией и государством не увенчались успехом.

В течение многих лет встречи между главарями сицилийской мафии проходили на фоне этой картины, пока из-за плохого хранения она не была утрачена. Однако эта версия не была подтверждена официально, и комиссия по антимафии не оставляет надежд найти исчезнувший шедевр.

Тем не менее сюрпризов к юбилею великого художника хватает. Из Берлина пришла новость о том, что удалось разыскать картину «Поцелуй Иуды», похищенную в 2008 году из музея Одессы, а Ватикан объявил о нахождении еще одного предполагаемого полотна Караваджо – «Мученичество св. Лаврентия», бывшего собственностью Ордена иезуитов.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.