Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 октября 2019
Караваджо: гений-злодей

Караваджо: гений-злодей

Италия широко отмечает 400-летие со дня смерти своего великого соотечественника
Ирина Баранчеева, Рим
19.08.2010
Караваджо: гений-злодей

Микеланджело Меризи вошел в историю искусства по имени его родного городка – Караваджо. В крупнейших музеях страны проходят ретроспективные выставки работ художника, а также документальных материалов, рассказывающих о его яркой, полной приключений жизни.

В тосканском городке Порто Эрколе, где скончался Караваджо, можно увидеть даже стеклянную урну с прахом художника. Кости были взяты с местного кладбища и подвергнуты тщательному анализу. Сравнив их генетический код с тем, который был получен у некоторых мужчин из городка Караваджо, носящих фамилию Меризи и обнаружив в них высокое содержание свинца и ртути, которые в XVII веке в изобилии использовали художники для приготовления красок, ученые пришли к заключению, что это, судя по всему, бренные останки мастера, судьба которого и четыре столетия спустя после смерти не перестает бередить воображение его биографов.

Как ни к кому другому в истории мирового искусства, пожалуй, применима к нему пушкинская дилемма: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Или… все-таки совместные?

Судьба Караваджо, оказавшего сильное влияние на художников последующих эпох, кажется, могла бы свидетельствовать о последнем…

Микеланджело Меризи родился в 1571 году предположительно в Милане, где его отец, каменщик Фермо Меризи состоял на службе у герцога Франческо Сфорца. Но в 1576 году во время эпидемии чумы семья вернулась в свой родной городок Караваджо, находящийся в пятидесяти километрах от Милана, и детские и отроческие годы будущего «проклятого гения» прошли именно там.

В Милан тринадцатилетний Микеланджело Меризи вернулся в 1584 году, чтобы стать учеником маэстро Симоне Петерцано, который посвятил его в тайны искусства. Один из первых биографов Караваджо Джулио Манчини замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава». В 1588 году он покидает Милан и направляется в Венецию, и за этим поспешным отъездом иные биографы угадывают драматические факты: предположительно Караваджо ранил или убил кого-то на дуэли и больше не мог оставаться в городе.

Самый плодотворный период творчества художника, без сомнения, связан с Римом, где он появляется в 1592 году. Вначале Караваджо работает для некоторых известных художников, рисуя натюрморты или заканчивая декоративные детали на больших картинах, однако вскоре благодаря своей исключительной одаренности он обращает на себя внимание богатых и высокопоставленных заказчиков, добивается известности и успеха. Его покровителем становится кардинал Франческо Мария Дель Монте, интеллектуал, не чуждый, несмотря на духовный сан, светским интересам. Благодаря ему Караваджо выполняет свой первый большой заказ – серию картин из жизни апостола Матфея для церкви Сан-Луиджи дей Франчези. За ним следуют два шедевра мастера – «Распятие св. Петра» и «Обращение Савла», предназначенные для церкви Санта-Мария дель Пополо.

В историю искусства Караваджо вошел как революционер света и пространства, организовавший их на своих полотнах совершенно особенным образом. Доминирующий черный фон его работ с ярко освещенными, как будто выступающими на поверхность фигурами позволил некоторым историкам искусства выдвинуть довольно смелую версию о том, что художник использовал для создания своих картин технику фотографии, еще не изобретенной, но уже предсказанной Леонардо да Винчи. Артист превратил свою мастерскую в огромную «камеру обскура». Его модели освещались светом, струившимся из отверстия на потолке, и образы проецировались на полотно с помощью увеличительного стекла и зеркала. Холсты Караваджо содержат соли ртути, таким образом, его картины в некотором смысле напоминают примитивные фотопленки. Эту версию мог бы подтвердить и тот факт, что маэстро не оставил подготовительных эскизов к большим картинам, без которых не мог обойтись в то время ни один художник.

Неужели гениальный Караваджо был первым в мире фотографом? Это еще один ребус, который он оставил нам разгадать.

Несмотря на множество заказов, успехи и славу, Караваджо, как любому выдающемуся художнику, опередившему свое время, пришлось столкнуться с непониманием. Многие его картины на религиозные сюжеты, заказанные высшими духовными прелатами для римских церквей, были отвергнуты из-за слишком большого «натурализма», поскольку в образах святых мастер часто изображал людей из народа.

По мере того, как росла его слава, все сильнее проявлялся агрессивный, неуживчивый и вспыльчивый характер Караваджо, его ссоры подчас заканчивались драками и дуэлями. Его пребывания в тюрьме Тор ди Нона были довольно частыми, но настоящая трагедия разыгралась в 1606 году, когда во время ссоры он убил некоего Рануччио Томмазони и вынужден был бежать из Рима. Судебный вердикт был суров: художник приговаривался к обезглавливанию и смертную казнь мог привести в исполнение любой, кто узнает его на улице.

Последние четыре года своей короткой, но весьма бурной жизни Караваджо провел в скитаниях. Год он прожил Неаполе, затем переехал на остров Мальта, где был встречен с почестями и даже принят в ряды кавалеров известного Ордена. Для собора Валлетты в 1608 году артист создал один из своих шедевров – «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя». В тот период, потрясенный смертным приговором, вынесенным в Риме, он начинает рисовать на своих полотнах обезглавленных персонажей библейской истории, в чертах которых угадывается смутное сходство с ним самим.

Этот человек, одаренный исключительным талантом в искусстве, был одновременно сам своим злейшим врагом из-за несдержанного и грубого нрава.

В Валлетте он поссорился с одним из кавалеров Мальтийского ордена, старшим по рангу, и был брошен в тюрьму, откуда ему каким-то чудом удалось бежать и скрыться на соседней Сицилии. Опасаясь мести, Караваджо постоянно перемещается из одного города в другой, а затем отплывает в Неаполь, где в 1609 года на него нападают посланцы мальтийских кавалеров. Одновременно влиятельные друзья художника хлопотали об отмене ему смертной казни. Караваджо уже направлялся в Рим, когда в портовом тосканском городке Порто Эрколе его настигла преждевременная смерть. Ему было всего 38 лет, и внезапная кончина также оставила загадку – последовала она ли по причине болезни, как принято считать, или к этому приложили руку его враги?

Миф о полной приключений и противоречий жизни Караваджо продолжает жить до сих пор, и тайна, окутывавшая ее, мистическим образом перешла на работы художника. Самой большой загадкой для Италии остается судьба полотна «Рождество со святыми Лаврентием и Франциском», которое было украдено в 1969 году из церкви Сан-Лоренцо в Палермо. Многие арестованные и раскаявшиеся члены сицилийской мафии признались, что кража - дело рук могущественной криминальной организации.

Картину хотели обменять на освобождение из тюрьмы некоторых крупных мафиози, но переговоры между мафией и государством не увенчались успехом.

В течение многих лет встречи между главарями сицилийской мафии проходили на фоне этой картины, пока из-за плохого хранения она не была утрачена. Однако эта версия не была подтверждена официально, и комиссия по антимафии не оставляет надежд найти исчезнувший шедевр.

Тем не менее сюрпризов к юбилею великого художника хватает. Из Берлина пришла новость о том, что удалось разыскать картину «Поцелуй Иуды», похищенную в 2008 году из музея Одессы, а Ватикан объявил о нахождении еще одного предполагаемого полотна Караваджо – «Мученичество св. Лаврентия», бывшего собственностью Ордена иезуитов.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».