Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2019
«Кандагар» уступил «Экипажу»

«Кандагар» уступил «Экипажу»

Размышления после премьеры нового художественного фильма
Александр Кондрашов
18.02.2010
«Кандагар» уступил «Экипажу»

«Кандагар» я очень ждал, конечно, не только из-за мощной рекламной кампании, а потому что в основе сценария лежит хорошо известная, реальная история – фантастический побег на грузовом Ил-76 наших лётчиков из талибского плена.

Был отличный шанс сделать отечественный блокбастер, который утёр бы нос разным там «Отрядам «Дельта»», «Рядовым Райанам» и прочим духоподъёмным, но не имеющим реальной предыстории иностранным боевикам. В нашем случае, казалось, достаточно пересказать только, как всё было на самом деле с российским экипажем в Кандагаре, и успех обеспечен…

На ТВ после официальной премьеры показывали выходивших из кинозала восхищённых зрителей, которые говорили, что это так же круто, как «Экипаж», намекалось на большое патриотически воспитательное значение фильма, сообщалось, что лётчики-прототипы довольны…

Сомневаюсь, командир экипажа Владимир Шарпатов фильм не досмотрел, найдя какое-то приемлемое для создателей объяснение.

Мои ожидания тоже оправдались не полностью, осталось ощущение какой-то недодачи, даже неудачи. Обидно. Почему, кто виноват?

Артисты? Нет, они замечательные – в одном фильме встретились сразу три звезды первой величины: Александр Балуев, Владимир Машков и Андрей Панин, а также восходящий Александр Голубев, да ещё Александр Робак с Юрием Беляевым в эпизодах. Продюсер Валерий Тодоровский – опытный, знаменитый. Режиссёр Андрей Кавун, снимавший очень хороший сериал «Вокзал», а также успешный мистический триллер «Охота на пиранью», несомненно, был готов к воплощению героической драмы. Из Голливуда пригласили Габриэллу Кристиани, ранее работавшую с самим Бертолуччи над легендарным «Последним танго в Париже», получившую «Оскара» за монтаж «Последнего императора»…
Правда, ничего особенного в монтаже «Кандагара» я не заметил. Может быть, даже в результате «обрезания» вылетели важные для русского зрителя сцены. При энергичном начале фильма и стремительно напряжённом финале заметно провисла середина (сердцевина) фильма.

Главный прокол, на мой взгляд, в сценарии. Его авторы Олег Кавун и Андрей Кавун не в полной мере включили в сюжет реальную обстановку середины 90-х.

Тогдашний МИД России бездействовал, он более был обеспокоен спасением в Сербии французских лётчиков, чем своих в Афганистане. Когда, наконец, договорились о выкупе, министр вроде заявил, что лично вывезет пленников, но в Кандагар так и не прилетел, а талибы обиделись, и шансов на спасение наших осталось совсем мало. Создатели не захотели правды о лихих 90-х – для кого благословенных, а для кого предательских. Отсутствует в необходимой мере трагический исторический подтекст.

Совсем не рассказано о тех, кто всё же не бросил своих в беде. Представитель правительства Татарстана Тимур Акулов, многократно летавший в Кандагар для переговоров с талибами, фактически спасший лётчиков от скорого шариатского суда, один из главных авторов идеи побега, убедивший талибов в том, что лётчики должны регулярно обслуживать дорогостоящий самолёт, так вот он в фильме фактически отсутствует. Важнейший двигатель сюжета оказался ненужным – Акулов осуществлял связь с Большой землёй, серьёзно влиял на настроения лётчиков, регулярно встречался с командиром экипажа, держал его в курсе, а перед побегом сообщил о воздушных коридорах, маршруте полёта, неожиданном для талибов, и т.д. В фильме же лётчики уныло маются в неизвестности и безделье. Не прописана с необходимыми психологическими подробностями драма заключённых, которые знают, что в любой момент могут быть казнены.

Артистам часто попросту нечего играть. А когда нечего играть, они начинают нервно курить, и к концу фильма этот перманентный перекур уже раздражает.

Невнятны биографии героев, истории их сложных отношений, обострившихся в неволе, непонятен изначальный конфликт командира со вторым пилотом. Зачем последний совершает очевидную глупость, сепаратно покидая «зону»? Почему командир поначалу отказывается учить талибов лётному делу, а потом соглашается? Почему первая попытка угона сходит экипажу с рук?

Получился пошловатый фальстарт на тему: русские своих не бросают. На все эти вопросы можно дать вполне убедительные ответы, но… Когда ощущаешь художественную правду, прощаешь создателям любые нестыковки и ляпы, а когда – нет?

Действие задерживают мелодраматические, неуместные, инфантильно слезливые сцены. Зато, чтобы, видимо, поддержать темпоритм, много натуралистических жестокостей: казни, бомбёжки… Кстати, почему после варварского обстрела Кандагара один из талибов чуть не расстреливает наших лётчиков? Они-то тут при чём? Наших войск в Афганистане давно нет, а воюют с талибами-пуштунами северные афганцы: таджики и узбеки.

Обидно, что отсутствует важная этнически-религиозная составляющая. Второго пилота казанской авиакомпании Газинора Хайруллина играет русопятый Машков, а бортинженер Асхат Аббязов в исполнении Богдана Бенюка вообще превратился в щирого украинца. А татарский фактор там был очень важен – если бы среди лётчиков не было мусульман, их бы сразу расстреляли. Крайне важно было бы исследовать неминуемое в экстремальных условиях столкновение христианской, мусульманской и террористической исламистской этики. Тем более что конфликт цивилизаций в фильме заявляется. Главный талиб говорит командиру экипажа: «Ваши жёны вам изменяют, ваши мужчины женятся друг на друге… Мы сильнее вас духом, мы победим…» И нашему герою, в общем, нечем крыть. Но за счёт чего же тогда российский многонациональный экипаж всё-таки оказался сильнее духом фанатиков-исламистов? Почему в решающий момент наши объединились и ситуация «все против всех» превратилась в «один за всех, все за одного»? Только во имя спасения собственной жизни? Хорошо, но этого маловато. Или что-то ещё сохранилось в национальном духе, на что можно опереться в будущем, в эпоху инноваций и модернизаций?

Какой урок нужно извлечь из этого, как говорят, важного в воспитательном отношении фильма? Понятно какой – но умозрительно – и скорее, он следует из реальной истории, чем из фильма, – порознь не спасёмся. Только вместе. И тотальной деморализации, атомизации общества необходимо противостоять. Ещё не поздно.

А как зрелище картина Кавуна–Тодоровского, к сожалению, сильно уступает отечественному блокбастеру – сделанному тридцать лет назад на «Мосфильме», малобюджетному, но не уступающему голливудским аналогам, – мощному, живому, человечному «Экипажу» Александра Митты, Юлия Дунского и Валерия Фрида.

Сравнивать даже как-то неудобно. Разучились наши делать фильмы, в которых герои не симулируют патриотизм, а на самом деле достойны подражания, как лётчики в исполнении Георгия Жжёнова, Леонида Филатова и Анатолия Васильева, которые, уверен, служили примером для прототипов «Кандагара». У нынешних продюсеров малахольные политкорректные стиляги покуда лучше получаются…



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Турсунбек
19.04.2010 16:44
Автору респект, все верно подметил, но мне одно непонятно, зачем сняли этот с позволения сказать "художественный фильм", если уже есть куча документальных - "Побег из Кандагара", "Заложники особого назначения". Ведь вся прелесть подвига этих людей в его достоверности, а что может быть достовернее документалистики?..
Dess
25.02.2010 2:40
Фильм - дерьмо, как и назойливая, навязчивая пред-реклама на телевидении, подобная навозной мухе. Главное - не правда, не пища для ума. Главное - зрелище, образы, игра в надрывы, крутость, крутую жестикуляцию, крутую мимику. И соответствующее музыкальное оформление. Технологии стары, примитивны, но эффективны, как у А.Невзорова.
******************************************************** Заработать на рынке, изобразить крутых голивудских парней, русских рэмбо, как "синоним" наших летчиков. Кого интересует правда без надрыва и истерии ? Не рыночно. И современные фильмы никогда не приблизятся по уровню к лучшим советским фильмам. Равно, как и сами киноартисты. Другое время, другой зритель, другие жизненные ценности. И рыночная мотивация - не приблизить зрителя к себе, а опуститься до него, чтоб лучше продаться. Какая предлагается конфета - не важно, толпа любит эффектную обертку.
********************************************************* Точно также не веришь Расторгуеву, зарабатывающему под рыночный приблатненный  патриотизм, Кобзону, распевающему песенки о Родине, Розенбауму и тд. Вся эта компашка "народных артистов" России - ничтожные пигмеи, маркетологи, заполонившие эстрадные подмостки, играющие на сцене образы, имиджи.
******************************************************* Это обертки. Внутри -  труха бизнесменов от культуры и искусства, жаждущих заработать на зрелищах, на проститутках или на патриотизме. Ну и что ? Новое поколение зрителей, воспитанных в эпоху разврата и морального кризиса страны, на идее потребления и наслаждения, жаждет зрелищ, красивой упаковки на сцене. Но не мозги, правду, истинные чувства, содержание, спокойное правдивое неистеричное повествование никого не интересует.
Мария
22.02.2010 23:39
Смотрела интервью реальных участников событий-на самом деле все было намного насыщенней и интересней:взаимоотношения,разнообразные ппланы побегов, отращивание бороды, чтоб в случае побега через горы маскироваться под талибов, равнодушное отношение родины, общение с родственниками по телефону, спасшее пленников от депрессии...зачем фильм сделали хуже, чем было, непонятно..обычно наоборот приукрашивают..
Иван
19.02.2010 11:09
Не согласен с такой критикой. Мораль действительно отсутствует, но кто сказал, что фильм должен быть морализаторским? Он жизненный. Интересный. Захватывающий. Заставляет задуматься... Но не в патриотизме тут дело! Не все должно сводиться к патриотизму. Есть еще и ценности мужского общества. Когда простые гражданские мужчины могут стать воинами - и это показательно! Согласен со многими аспектами критики, но с общим настроем и выводом из этого фильма о том, что "разучились наши делать фильмы" - нет. Напоминает гипертрофированную ностальгию по советскому кинематографу, которая затмевает объективную оценку увиденного.

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».