Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 октября 2019
Как увидеть невидимое

Как увидеть невидимое

Новый документальный фильм А. Вигилянской стал событием в нашей духовной жизни
Мария Головкина
22.05.2019
Как увидеть невидимое

Молодая женщина за рулём, тревожно вглядывающаяся в ночную мглу с безбрежными лесными пространствами – в первых кадрах картины, и фигура старца посреди этих же пространств, только уже нарисованная красками на холсте, – в последних... Женщина за рулем – это Александрина Вигилянская, вдохновитель и автор показанного недавно по «Культуре» нового документального фильма «Видимое невидимое» (студия «Фишка-фильм», документальный детектив, режиссёр Ирина Васильева, сценарий Александрины Вигилянской), снятого по её одноименной книге, которая вышла в конце прошлого года в издательстве Сретенского монастыря.

Презентации книги с большим успехом прошли в храме святой мученицы Татианы при Московском университете и в Духовно-просветительском центре имени святого Игнатия Богоносца в Колтушах в Петербурге.

«Александрина Вигилянская, – говорится в анонсе телеканала «Культура», – дочь известного московского священника и православного публициста о. Владимира Вигилянского и поэтессы Олеси Николаевой отправляется в путешествие по страницам истории своей семьи. Это исследование становится для героини фильма уникальным опытом, полным мистических откровений и неожиданных открытий. Обнаружив на одном из провинциальных церковных кладбищ старое захоронение диакона по фамилии Вигилянский, Александрина отправляется в долгий путь в поисках своих корней. Будет ли она готова к той удивительной правде, которая ждет ее в конце этих поисков?».

***

Хотя поиски прославленного предка оказались, как считает Александрина, сравнительно недолгими, само приобщение к ним стало для неё погружением в царство совершенно особого пространства-времени, где прошлое не только не исчезает, но и вступает с миром потомков в безмолвный, но почти прямой диалог.

Согласитесь, неожиданно обнаружить среди собственных предков святого, да ещё признанного чудотворца, случается, скажем прямо, не часто. И, наверное, главным чудом, сотворённым святым Алексием Бортсурманским, и стал фильм, задуманный, как оказалось, дочерью его прямого потомка.

Чудом стала работа над фильмом и для самой съёмочной группы – небольшого коллектива кинематографистов. И хотя процесс этот, конечно, не обошёлся без трудностей, создатели фильма постоянно ощущали Божью помощь.

Нужно отдать должное невероятной энергии и самоотверженной преданности задуманному делу со стороны самой Александрины – писателя, публициста, художника, автора ряда сценариев для документальных фильмов, преподавателя русской словесности во Французском лицее имени Александра Дюма, отягощенной к тому же семейными заботами.

В течение нескольких лет в любую погоду, в свободное время она колесила по необъятным просторам Родины. Колесила, повинуясь лишь странному, увлекавшему в безвестную даль наитию. Потом она признает, что все её действия, до каждого последнего шага, были подчинены какому-то незримому и не подвластному человеку Плану – высшей силе, которая буквально вела её за руку, открывая любые двери, разрешая самые неразрешимые ситуации...

Неслучайно, работа над картиной выпала на долю именно Александрины Вигилянской, тонкого и самобытного живописца. Ведь одно из её главных бесценных качеств – поразительное вживание в натуру, умение передать дыхание самой жизни. Помножьте это на литературное дарование, острое чувство композиции, ситуации, слова, то есть всего того, что составляет своеобразное чувство кадра, плюс несомненные организаторские и режиссерские способности – и вы получите идеальные условия для создания уникального фильма.

***

В новом фильме «Видимое невидимое», ставшем для Александрины главным делом всей жизни, зрителя не покидает ощущение приобщённости к чему-то истинному и, на фоне нынешней житейской рутины, несоизмеримо высокому.

Создатели фильма максимально использовали возможности динамичного кинематографического языка. И рядом с выразительным крупным планом живописного упавшего с дерева листа перед зрителем открывается необъятная панорама русской земли, увиденной сверху, с птичьего полёта. Она доносит до зрителя главное содержание картины – все мы в мире не одиноки, находимся под неусыпным вниманием и защитой.

Стоит ли говорить, сколь пригодился Александрине Вигилянской её дар художника-пейзажиста.

Ведь именно просторы никому не ведомой российской глубинки – нередко предстающей на её этюдах в туманной, непроявленной дымке – совершенно случайно и неожиданно для неё самой привели Александрину на могилу однофамильца, диакона Петра Вигилянского, ставшую первым звеном в цепи дальнейших поисков и открытий.

Сценарий фильма строго сохраняет верность реальным событиям. А они разворачиваются с почти детективной, в хорошем смысле этого слова, захватывающей последовательностью, держа зрителя в постоянном напряжении.

Сначала Александрина нашла внука диакона Петра Вигилянского, краеведа из города Вязники Владимирской области Льва Валериановича Вигилянского и встретилась с ним. Выйдя на пенсию, этот замечательный человек уже многие годы занимается поиском документов в архивах о своей родословной. Как оказалось, он давно искал встречи и с семьёй Александрины. И пусть, как выяснилось при их встрече, они не принадлежали к ветви генеалогического древа, составленного им. Тем не менее всё это оказалось началом той дороги, которая и привела Александрину к главной цели её непростого пути.

А потом на призывы автора в Сети появились отклики многочисленных, ранее не известных родственников, а также свидетелей, очевидцев, знакомых. Так Александрина обрела поистине уникальные архивы и указание на конкретные города и села, где нужно искать следы своих предков.

***

Как говорят, самое важное – это оказаться в нужный момент в нужном месте. И то, что предстаёт перед главной героиней фильма в его кульминационной, центральной, части, иначе как чудом и не назовёшь. А предстает перед ней в центре затерянного среди необозримых пространств в нижегородских лесах и весях села с необычным названием Бортсурманы храм в честь Успения Божией Матери – ослепительно-белый и, как показалось Александрине, самый прекрасный из всех, когда-либо ею виденных. И толпы собравшихся перед ним паломников.

Отмечался главный храмовый праздник, посвящённый местному чудотворцу – святому праведному Алексию Бортсурманскому.

В тот памятный день, заночевав в лесу, в палатке возле своей машины, из текста прочитанного тут же жития Александрина и поняла, что святой был её прямым предком –дедом с пятью «пра», священником Алексием Гнеушевым!

Зачем нужна дорога, если она не ведёт к Храму?! Это высказывание из известного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние», давно ставшее крылатым, для Александрины – не пустые слова. Ибо именно дорога и привела её, ещё перед селом Бортсурманы, в бывший город, а ныне лишь заброшенное село – Курмыш Нижегородской области. Привела – о чудо! – на родину ее отца протоиерея Владимира Вигилянского, где в изуродованном храме в честь Рождества Богородицы, ставшем сельским клубом, когда-то служил его прямой предок – прадед священник Алексей Павлович Вигилянский.

***

Впрочем, пересказывать талантливую картину – дело неблагодарное. Все это Александрина Вигилянская описала со свойственной ей яркостью языка в вышеупомянутой книге «Видимое невидимое».

Уже название книги (как, впрочем, и фильма) таит в себе ёмкую многозначность смысла. В самом деле, грань между видимым и невидимым в нашем реальном мире и впрямь хрупка и неуловима.

И картина «Видимое невидимое» это полностью подтверждает. Построенный на обращении Александрины к воображаемому незримому собеседнику фильм становится как бы непосредственным разговором со зрителем – доверительным и глубоко откровенным. И потому столь естественным кажется приведённое в фильме воспоминание самой Александрины о её сокровенном – в прямом смысле этого слова – общении с мощами святого предка и ощущении его горячего молчаливого отклика...

Ведь видимое невидимое – это прежде всего то, что так потрясло её в бортсурманском   храме, вокруг которого и впрямь собралось народу видимо-невидимо. И это удивительное открытие, столь красочно запечатлённое в самом фильме, приводит его создателей к важнейшей ключевой мысли:   все мы в мире – одна семья, связанные не только кровными, но и душевными, духовными узами. А значит, и все люди доброй воли – звенья одной цепи, единого великого Промысла…

В самом деле, понадобилась целая вереница поколений, чтобы одному, точнее, одной из их представителей удалось помочь сбыться главному пророчеству старца – современнику и со-молитвеннику святого Серафима Саровского – обретению его Дневника, до этого считавшегося утерянным.

Дневника, в котором, наряду с описанием прямого общения со святыми, Богородицей и даже с самим Господом, содержатся разного рода откровения и пророчества. В том числе и предсказания о грядущих разрушениях и бедах, искушениях и страданиях за веру.

Есть там и провидческое указание на то, что Дневник должен попасть только в руки непосредственных потомков святого, причем только к тому, кто будет облечён в сан священника...

Весь фильм – это, в сущности, преломленное через душу живое документальное свидетельство. Может быть, и о том, что приблизилось Царствие Небесное. То самое «что внутрь вас есть». Только вот человеку для этого нужно вырасти каждому в свою меру.


На фото: кадры из фильма

Мария Леонидовна Головкина – искусствовед, член Московского Союза художников. В 1975–2013 гг. работала научным, затем старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи. Автор ряда книг и статей о русском искусстве рубежа XIX–XX веков.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр
23.05.2019 12:13
Спасибо за обзор! Посмотрим фильм семьей! Воистину Воскресе Христос!
Марина_
22.05.2019 15:28
Вся семья - удивительная. Мне очень нравится проза Олеси Николаевой, особенно "Мене, текел, фарес..", "Ничего страшного", "Меценат", рассказы. Сколько в них доброго юмора и самоиронии. Бывала и на службах в храме мц. Татианы. Думаю яблочко от яблоньки недалече падает. Спасибо "Столетию" за эту информацию - посмотрим, почитаем.
А открывшееся:"....все мы в мире – одна семья, связанные не только кровными, но и душевными, духовными узами. А значит, и все люди доброй воли – звенья одной цепи, единого великого Промысла…" - вселяет и оптимизм, и радость, и трепетную надежду на сопричастность. Низкий поклон семье Вигилянских.

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
23.10.2019
Подготовила Мария Максимова
В Новой Третьяковке проходит масштабная выставка великого живописца.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».