Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 июня 2025
Юрий Соломин: «Большой корабль всегда идёт своим ходом»

Юрий Соломин: «Большой корабль всегда идёт своим ходом»

К 90-летию художественного руководителя Государственного академического Малого театра России
Нина Катаева
03.06.2025
Юрий Соломин: «Большой корабль всегда идёт своим ходом»

35 лет Мастер руководил Малым театром. В честь его юбилея коллектив подготовил выставку «Малый театр. Мой дом – Моя судьба», которая откроется на Цветном бульваре, а также 24 июня на Исторической сцене состоится гала-концерт с участием всей труппы. В самом же театре к юбилею Юрия Соломина открыли его мемориальный кабинет.

 

...Кабинет Юрия Мефодьевича – просторный и светлый, и всё в нём напоминает о том, что начинался Малый театр как императорский. На полу – персидский ковер синих тонов, он здесь с 1947 года. Антикварная мебель – самых разных времён, например, стулья из карельской березы помнят ещё императорский период, а диванчику довелось даже поучаствовать в спектакле «Горе от ума». В основном, – мебель самого театра, редко что приобреталось специально, разве что, рабочее кресло.

Среди обстановки немало подарков, например, кресло с высокой спинкой, похожее на трон, – презент японской делегации. Есть подарки учеников. «Кабинет был абсолютно рабочим пространством, в котором Юрий Мефодьевич проводил большую часть своей жизни, и мы постарались сохранить его таким, каким он был при нём», – рассказывает начальник Музейно-информационного центра театра Татьяна Крупенникова. 

Грядёт 270-й юбилейный сезон. Более 60 лет театр был связан с именем Юрия Соломина. Он пришёл в него в 1957 году как артист, сыграл огромное количество ролей. Среди них – сделавшую его знаменитым – царя Фёдора Иоанновича. Его облачение стало одним из значимых экспонатов кабинета. 

Интересна история создания этой роли. Поставил спектакль, с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, Борис Равенских, имевший репутацию режиссёра-диктатора. Спектакль шёл с оглушительным успехом, но Смоктуновский ушёл во МХАТ, и Соломину за десять дней пришлось осваивать сложнейшую роль. «Это было уникальное исполнение, – говорит Крупенникова, – абсолютно не похожее на то, что играл предшественник. На сцене был царь, совестливый русский человек с огромным сердцем, который мучился от того, что власть невозможна без крови и зла». Эту роль Соломин играл около 30 лет. Сегодня царская бархатная накидка, украшенная позолотой и камнями, задаёт тон экспозиции.

Справа от входа в кабинет, в специальном шкафчике – награды Соломина. Их так много, что разместить решили лишь пятую часть, самые дорогие для артиста: медаль Героя Труда РФ, Орден «За заслуги перед Отечеством» и медаль «За честь и достоинство», полученную в Чите, откуда юбиляр был родом. Здесь же несколько фото с высокопоставленными лицами. На особом счету – «Золотая маска» и Орден Восходящего солнца. С Японией у артиста было связано очень много, одна из самых знаменитых киноролей Соломина – Арсеньев в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала». На открытии кабинета показали открытки, которыми Куросава долгие годы поздравлял Соломина со всеми праздниками. Зная, как артист любит животных, тот часто рисовал собачек и кошечек, изваяния их можно видеть в разных местах кабинета. Одно время красовалось здесь и знаменитое изображение тигра, которого Куросава нарисовал буквально за ночь, торопясь к дню рождения «Соломина-сан». Экспонируется и работа Юрия Ракши, посвящённая фильму.

«Артисты свято чтут профессиональные заветы руководителя, – говорит директор Малого театра Тамара Михайлова, – в коллективе бережно относятся к заведенному им укладу жизни. Открывая в честь юбилея Юрия Мефодьевича новое экспозиционное пространство, мы незримо чувствуем его присутствие».

И это – правда. Присутствие Соломина чувствуется во всём, и прежде всего, в тех портретах и фотографиях, которые украшают кабинет. Над рабочим столом прижизненный портрет Михаила Семёновича Щепкина, одного из основоположников русской актёрской школы, написанный Николаем Невревым по заказу Третьякова. На стене справа – портреты актёров Малого театра Веры Пашенной, учительницы Юрия Соломина, и Александра Ленского, учителя Пашенной. На мольбертах под портретами две исторические фотографии, зримо воплощающие такое понятие, как «передача традиций в Малом театре». На одной – Александр Павлович Ленский приветствует в театре свою любимую ученицу Веру Николаевну Пашенную, на другой – Вера Николаевна, в окружении своих учеников, держит за руку любимого ученика Юрия Соломина. Есть фото со знаменитыми «стариками», с торжественными юбилейными заседаниями труппы на сцене. «Вот так традиции, о которых во всех интервью говорил наш худрук, буквально из рук в руки передаются в Малом театре, – говорит Крупенникова. – На фото видим то, что сделало Соломина тем худруком, артистом и режиссёром, которого мы знаем, – это Школа, которую он прошёл в Высшем театральном училище им. Щепкина». 

Преподавать Юрий Мефодьевич начал в 60-е годы, и сейчас в труппе Малого театра работает более сорока его учеников – от первых выпускников, таких как народные артисты России Василий Бочкарёв и Людмила Полякова, до молодёжи – Варвары Шаталовой и Владимира Тяптушкина, играющих ведущие роли. 

Вспоминали на открытии кабинета и такие его слова: «Малый театр – это большой корабль, который идёт своим ходом, потому что у него слишком большая и важная историческая основа, тот фундамент, который заложили ещё в XIX столетии, и закладывали дальше выдающиеся артисты и режиссёры. Мы не можем отклоняться от этого пути, он для нас единственно верный и правильный». При этом, подчёркивают, Соломин был открыт новым течениям в режиссуре и всем предложениям, с которыми к нему приходили, например, предлагая создать серию роликов про «связь времён», где хотели рассказать о спектаклях в совершенно неожиданной для Малого театра манере. Он говорил: «Покажите, если это достойно, дадим дорогу». Он никогда не препятствовал новому, но прекрасно понимал, как важно сохранять традиции.

Документы, рассказывают о ролях Соломина-актёра в «Живом трупе» Толстого и «Лешем» Чехова, интересно разглядывать пометки, которые делал артист, готовясь выйти к зрителям. Видим и первую его роль в спектакле «Когда горит сердце» – «без ниточки», как говорили в императорском театре, то есть, настолько маленькую, что умещалась на одном листочке, не надо было сшивать с другими. Среди документов студенческий билет Юрия Мефодьевича и пропуск в Малый театр. Здесь же тетрадь для записей – «Киргизская студия», в которой описана работа с его первым курсом в училище. А спектакль Соломина «Ревизор», визитная карточка Малого театра на данный момент, идёт с постоянными аншлагами, в последние годы каждый сезон открывают именно им.

А вот переписка Соломина со зрителями. Особенно дорожил он письмами своей первой учительницы из Читы, которая, как он говорил, «помогала ученикам становиться людьми». Рассказывал, как она подкармливала их в тяжёлое послевоенное время. Переписывались они всю жизнь, она разбирала его роли как профессиональный критик, и он обязательно отвечал. Так, в одном из писем извинялась за то, что не сразу отреагировала на фильм с его участием «Адъютант его Превосходительства...» Обращает на себя внимание карандашный портрет Соломина, сделанный пятиклассницей из 41 школы города Николаева. На обороте – письмо, в котором школьница пишет о том, что несколько раз смотрела сериал «Адъютант его Превосходительства», и что его герой для неё образец того, каким должен быть настоящий человек, на которого нужно равняться.

Крупенникова показывает легендарную тарелку, которую выпустили к 125-летию Малого театра в 1949 году. К этой дате был создан и документальный фильм «Мастера Малого театра», который в далёкой Чите увидел школьник Юра Соломин и заявил, что поступать будет только в Щепкинское училище. Потому что хочет «попасть к этим людям». 

В театре планируют сделать кабинет худрука музейным пространством: экскурсии будут проходить каждую субботу, вплоть до конца июля, а потом они станут частью постоянных экскурсионных программ. После экскурсий со зрителями будут встречаться актёры и режиссёры, работавшие с Соломиным. 

«А встречи Юрия Мефодьевича с посетителями, вот за этим овальным столом, никогда не проходили формально, – замечает главный режиссёр театра Алексей Дубровский, – как радушный хозяин, он всегда говорил: "А налейте нам чаю, дайте конфет", и от этой благодатной атмосферы зависело многое в нашем театре». Так что мы не просто так назвали выставку "Малый театр. Мой дом – моя семья"».

 …4 ноября 2023 года Юрий Мефодьевич собирался приехать в театр, и прямо у машины у него случился инсульт. В Боткинскую его доставили быстро, и все очень надеялись, что всё обойдется, но 11 января 2024 года Юрия Мефодьевича не стало...


Специально для «Столетия» 

Фото Владимира Коробицына



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
02.06.2025
Максим Столетов
Во имя «великой Америки» Белый дом возрождает программу милитаризации космоса
К Дню Победы (1941-1945)
04.06.2025
Валерий Бурт
100 лет назад родился поэт-фронтовик Ион Деген
Фоторепортаж
02.06.2025
Подготовила Мария Максимова
В музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка, приуроченная к 250-летию дворцово-паркового комплекса




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.