Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Юлия Рутберг: «Чтобы зрители плакали, думали…»

Юлия Рутберг: «Чтобы зрители плакали, думали…»

8 июля отмечает юбилей известная актриса театра и кино
08.07.2020
Юлия Рутберг: «Чтобы зрители плакали, думали…»

С равным блеском ей, актрисе театра имени Вахтангова, удаются комедийные и драматические роли. Создавая женские образы на сцене и в кино, она умеет быть смешной, нежной, лиричной, сильной и ранимой. И обязательно передает героиням частицу своего обаяния и энергетики.

– Юлия Ильинична, этот год для всех тяжелый: эпидемия коронавируса, томительный карантин. Как эти обстоятельства сказались на вашем мироощущении?

– На самом деле это было тяжким испытанием. Мы остановились внезапно. Словно кто-то нажал стоп-кран скоростного поезда на полном ходу. Поначалу был абсолютный шок. И первые 10-12 дней карантина у меня ничего не останавливалось. Так бывает с курицей, которой отрубили голову: она продолжает бежать какое-то время. У меня энергии было хоть отбавляй. И вдруг всё замерло. В этом заточении мы стали наводить порядок в квартирах и домах, разбирать библиотеки, затевали ремонт. Мы стали делать то, до чего руки не доходили. Ситуация у всех была сходная. И погода была странная – холод, непрерывные дожди. Депрессивно все это воспринималось. Но я давала много интервью, выходила на беседы по зуму, инстаграму. У меня самоизоляции есть поклон: я никогда в жизни не проводила такого количества времени со своими близкими и родными. Я наслаждалась общением с внуками. Они стремительно растут. Мы читали, рисовали, собирали конструкторы, ходили в лес. Еще во время самоизоляции я размышляла, что за пандемию мир на какое-то время изменился. И посмотрим, в какую сторону: приплыли дельфины и лебеди в Венецию – это чудеса. В Дели рассеялся смог. Очистилась планета, и стали заметнее другие обитатели, живущие рядом с человеком: лоси, кабаны, уточки, гуси, слоны, даже гепарды и кенгуру. Человек подумал, что он самый главный в этой жизни, а все-таки нас много на Земном шаре.

– Актерам было сложно без любимой работы. Театр Вахтангова поддержал вас в этой сложной ситуации?

– Я никогда не задумывалась, какой невероятно мощный у нас театр. Наш директор Кирилл Игоревич Крок обеспечил возможность не оказаться за чертой бедности. Я раньше не предполагала, что можно вот так в одночасье – оказаться без работы, без денег. И осознала: благословенное здание Арбат, 26 – это наш кормилец. Мы столько ему отдавали, мы столько играли. Иной раз думали: как бы доползти до конца сезона. И вот из-за эпидемии все остановилось. И театр превратился для нас в отца-основателя. Он заботился о жизни каждого сотрудника. Теперь я жду момента, когда можно будет прийти на открытие сезона, чтобы всех обнять, всех поцеловать. Когда у человека отнимают что-то очень важное в жизни, он только тогда способен оценить – насколько это ему дорого.

– Вы много лет работаете в театре Вахтангова. Храните ему верность?

– Я пришла сюда после окончания училища и ни в какие театры не переходила. Долгое время работала только в театре Вахтангова. А потом я начала путешествие по огромному количеству театров, с которыми я сотрудничала и сотрудничаю. Но я всегда возвращаюсь домой. И как мне кажется: самая лучшая сцена – это сцена театра Вахтангова. А я много, где играла. Для меня это самая лучшая сцена по тому, как она расположена, какие у нее габариты, какой у нее зрительный зал. И это не просто расхожие слова: «театр – дом». Вы представьте, я проработала в театре уже 30 лет с копейкой. Это огромный кусок жизни!

– Когда театр Вахтангова откроется, мы снова увидим вас на сцене. Вы соскучились по спектаклям?

– Я мечтаю, когда будет возможность сыграть Сару Бернар в «Крике лангусты» и «Медею». Для меня это основополагающие спектакли. И тот, и другой требуют огромной эмоциональной затраты. Они сделаны так, что это всегда очень мощное человеческое высказывание. Мне хочется вернуться к прекрасной Саре Бернар. К ее воспоминаниям, к ее мемуарам, к ее уникальной театральной судьбе. К ее невероятному мужеству. И еще раз спеть гимн такой великой актрисе. А что касается «Медеи» – этот спектакль дает возможность испытывать очень сильные эмоции. Сейчас не так много трагедий идет в театрах. Очень хотелось бы, чтобы зрители плакали, думали, молчали и замирали. И уходили наполненными.

– В кино вы создали множество запоминающихся героинь, например, сыграли Фаину Раневскую в сериале «Орлова и Александров». Как вам дался этот сложнейший образ?

– Я совершенно не собиралась принимать участие в сериале и играть Раневскую. Я понимала: это невероятно! Но так сложились обстоятельства. И здесь хвала режиссеру этого фильма Виталию Николаевичу Москаленко, который на пробах убедил меня. И у нас получилось сотворчество. Он позволил мне приносить материал, книги, подлинные высказывания о Раневской. Я перед этим человеком преклоняюсь. Из нее делают коверного, из нее делают клоуна, из нее делают хохотушку. Анекдоты сплошные. А для меня Раневская – это философ. И это человек, который прожил сложную жизнь, испытал такое количество трагедий, такое одиночество. В ее жизни было и невероятное путешествие по великим режиссерам. Делать из нее что-то, чтобы люди похохотали, я не хотела категорически. И, слава Богу, мы ушли в несколько другое направление. Я честно вам скажу, я была очень удивлена, что так хорошо приняли мою работу. И как венец счастья, который мне выпал, это была премия имени Андрея Миронова, которую я получила в Санкт-Петербурге за исполнение роли Фаины Георгиевны Раневской.

– Вам удалось воплотить в кино еще одну грандиозную личность – Анну Ахматову в одном из сериалов. Получилось очень точно ее изобразить…

– Я категорически не собиралась никого изображать. Изображать Анну Андреевну – это дело гиблое. О ней можно только напомнить. И меня выручил художник Альтман, его знаменитый портрет Анны Андреевны. Я попросила, чтобы мне сделали черный парик с челкой, сшили похожее платье. И очень просила, чтобы меня максимально снимали в профиль. И если говорить о Вахтанговской школе, то это была геометрия образа. То есть я двигалась через форму к содержанию. Ахматову я очень люблю. Часто включаю ее стихи в свои выступления. В Театре Вахтангова у меня идет спектакль «13 вопросов к Ахматовой».

– Как вы готовитесь встретить юбилей?

– Я жду творческого года, идей, их воплощений. Жду поездок по всему Земному шару. Потому что я лягушка-путешественница. Я очень хочу, чтобы мои близкие были здоровы. И это для меня очень мощная опора. О чем еще я думала во время самоизоляции: что главные библейские заповеди, и внутренние человеческие основы – как были в прошлых веках, так и остались. Ничего не изменилось. И все, что в нас – душа, сердце, ум, способность помогать ближнему, милосердие, уважение к человеку – это самое главное!

– Вы добились признания и в театре, и в кино. Ваша формула успеха?

– Надо идти только своей дорогой. И оставаться человеком, какие бы на тебя ни вешали ордена и медали, какие бы пьедесталы тебе ни предоставляли. Вокруг тебя живые люди, в зале живые люди. И человеческие качества с годами для тебя становятся все важнее и важнее. Поэтому, наверное, я буду накапливать силы, чтобы по-прежнему идти своей дорогой.


Беседовала Татьяна Медведева

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..