Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 ноября 2020
Юлия Рутберг: «Чтобы зрители плакали, думали…»

Юлия Рутберг: «Чтобы зрители плакали, думали…»

8 июля отмечает юбилей известная актриса театра и кино
08.07.2020
Юлия Рутберг: «Чтобы зрители плакали, думали…»

С равным блеском ей, актрисе театра имени Вахтангова, удаются комедийные и драматические роли. Создавая женские образы на сцене и в кино, она умеет быть смешной, нежной, лиричной, сильной и ранимой. И обязательно передает героиням частицу своего обаяния и энергетики.

– Юлия Ильинична, этот год для всех тяжелый: эпидемия коронавируса, томительный карантин. Как эти обстоятельства сказались на вашем мироощущении?

– На самом деле это было тяжким испытанием. Мы остановились внезапно. Словно кто-то нажал стоп-кран скоростного поезда на полном ходу. Поначалу был абсолютный шок. И первые 10-12 дней карантина у меня ничего не останавливалось. Так бывает с курицей, которой отрубили голову: она продолжает бежать какое-то время. У меня энергии было хоть отбавляй. И вдруг всё замерло. В этом заточении мы стали наводить порядок в квартирах и домах, разбирать библиотеки, затевали ремонт. Мы стали делать то, до чего руки не доходили. Ситуация у всех была сходная. И погода была странная – холод, непрерывные дожди. Депрессивно все это воспринималось. Но я давала много интервью, выходила на беседы по зуму, инстаграму. У меня самоизоляции есть поклон: я никогда в жизни не проводила такого количества времени со своими близкими и родными. Я наслаждалась общением с внуками. Они стремительно растут. Мы читали, рисовали, собирали конструкторы, ходили в лес. Еще во время самоизоляции я размышляла, что за пандемию мир на какое-то время изменился. И посмотрим, в какую сторону: приплыли дельфины и лебеди в Венецию – это чудеса. В Дели рассеялся смог. Очистилась планета, и стали заметнее другие обитатели, живущие рядом с человеком: лоси, кабаны, уточки, гуси, слоны, даже гепарды и кенгуру. Человек подумал, что он самый главный в этой жизни, а все-таки нас много на Земном шаре.

– Актерам было сложно без любимой работы. Театр Вахтангова поддержал вас в этой сложной ситуации?

– Я никогда не задумывалась, какой невероятно мощный у нас театр. Наш директор Кирилл Игоревич Крок обеспечил возможность не оказаться за чертой бедности. Я раньше не предполагала, что можно вот так в одночасье – оказаться без работы, без денег. И осознала: благословенное здание Арбат, 26 – это наш кормилец. Мы столько ему отдавали, мы столько играли. Иной раз думали: как бы доползти до конца сезона. И вот из-за эпидемии все остановилось. И театр превратился для нас в отца-основателя. Он заботился о жизни каждого сотрудника. Теперь я жду момента, когда можно будет прийти на открытие сезона, чтобы всех обнять, всех поцеловать. Когда у человека отнимают что-то очень важное в жизни, он только тогда способен оценить – насколько это ему дорого.

– Вы много лет работаете в театре Вахтангова. Храните ему верность?

– Я пришла сюда после окончания училища и ни в какие театры не переходила. Долгое время работала только в театре Вахтангова. А потом я начала путешествие по огромному количеству театров, с которыми я сотрудничала и сотрудничаю. Но я всегда возвращаюсь домой. И как мне кажется: самая лучшая сцена – это сцена театра Вахтангова. А я много, где играла. Для меня это самая лучшая сцена по тому, как она расположена, какие у нее габариты, какой у нее зрительный зал. И это не просто расхожие слова: «театр – дом». Вы представьте, я проработала в театре уже 30 лет с копейкой. Это огромный кусок жизни!

– Когда театр Вахтангова откроется, мы снова увидим вас на сцене. Вы соскучились по спектаклям?

– Я мечтаю, когда будет возможность сыграть Сару Бернар в «Крике лангусты» и «Медею». Для меня это основополагающие спектакли. И тот, и другой требуют огромной эмоциональной затраты. Они сделаны так, что это всегда очень мощное человеческое высказывание. Мне хочется вернуться к прекрасной Саре Бернар. К ее воспоминаниям, к ее мемуарам, к ее уникальной театральной судьбе. К ее невероятному мужеству. И еще раз спеть гимн такой великой актрисе. А что касается «Медеи» – этот спектакль дает возможность испытывать очень сильные эмоции. Сейчас не так много трагедий идет в театрах. Очень хотелось бы, чтобы зрители плакали, думали, молчали и замирали. И уходили наполненными.

– В кино вы создали множество запоминающихся героинь, например, сыграли Фаину Раневскую в сериале «Орлова и Александров». Как вам дался этот сложнейший образ?

– Я совершенно не собиралась принимать участие в сериале и играть Раневскую. Я понимала: это невероятно! Но так сложились обстоятельства. И здесь хвала режиссеру этого фильма Виталию Николаевичу Москаленко, который на пробах убедил меня. И у нас получилось сотворчество. Он позволил мне приносить материал, книги, подлинные высказывания о Раневской. Я перед этим человеком преклоняюсь. Из нее делают коверного, из нее делают клоуна, из нее делают хохотушку. Анекдоты сплошные. А для меня Раневская – это философ. И это человек, который прожил сложную жизнь, испытал такое количество трагедий, такое одиночество. В ее жизни было и невероятное путешествие по великим режиссерам. Делать из нее что-то, чтобы люди похохотали, я не хотела категорически. И, слава Богу, мы ушли в несколько другое направление. Я честно вам скажу, я была очень удивлена, что так хорошо приняли мою работу. И как венец счастья, который мне выпал, это была премия имени Андрея Миронова, которую я получила в Санкт-Петербурге за исполнение роли Фаины Георгиевны Раневской.

– Вам удалось воплотить в кино еще одну грандиозную личность – Анну Ахматову в одном из сериалов. Получилось очень точно ее изобразить…

– Я категорически не собиралась никого изображать. Изображать Анну Андреевну – это дело гиблое. О ней можно только напомнить. И меня выручил художник Альтман, его знаменитый портрет Анны Андреевны. Я попросила, чтобы мне сделали черный парик с челкой, сшили похожее платье. И очень просила, чтобы меня максимально снимали в профиль. И если говорить о Вахтанговской школе, то это была геометрия образа. То есть я двигалась через форму к содержанию. Ахматову я очень люблю. Часто включаю ее стихи в свои выступления. В Театре Вахтангова у меня идет спектакль «13 вопросов к Ахматовой».

– Как вы готовитесь встретить юбилей?

– Я жду творческого года, идей, их воплощений. Жду поездок по всему Земному шару. Потому что я лягушка-путешественница. Я очень хочу, чтобы мои близкие были здоровы. И это для меня очень мощная опора. О чем еще я думала во время самоизоляции: что главные библейские заповеди, и внутренние человеческие основы – как были в прошлых веках, так и остались. Ничего не изменилось. И все, что в нас – душа, сердце, ум, способность помогать ближнему, милосердие, уважение к человеку – это самое главное!

– Вы добились признания и в театре, и в кино. Ваша формула успеха?

– Надо идти только своей дорогой. И оставаться человеком, какие бы на тебя ни вешали ордена и медали, какие бы пьедесталы тебе ни предоставляли. Вокруг тебя живые люди, в зале живые люди. И человеческие качества с годами для тебя становятся все важнее и важнее. Поэтому, наверное, я буду накапливать силы, чтобы по-прежнему идти своей дорогой.


Беседовала Татьяна Медведева

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Игорь
13.07.2020 9:05
Театр Вахтангова имеет потрясающую звездную труппу. Ждем открытия сезона. А Юлии Рутберг - новых ролей! Актриса - огромного диапазона.

Эксклюзив
25.11.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».